Общество

Четыре касты учителей

Сенсация из Министерства образования оказалась «уткой»

  
151

Российские учителя не на шутку встревожились, узнав об очередной инициативе Министерства образования — ввести классификацию педагогов. О планах ведомства разделить всех школьных преподавателей на категории по характеру их педагогического метода написала накануне газета «Известия».

По сведениям издания, предполагается, что будет четыре категории учителей: новатор, методист или оратор, исследователь и наставник.

К первой будут относиться те преподаватели, которые занимаются разработкой и внедрением новых дисциплин в школе. К «ораторам» причислят тех, кто занимается распространением информации в массах. Третья классификация предполагает под собой, что учитель занимается научной работой, а «наставником» будут называть тех, кто обучает молодых специалистов.

Представитель Института повышения квалификации работников образования Надежда Солопова пояснила газете, что предпосылки к подобной градации появились еще в 2009 году, но потом проект затих. По ее словам, введение таких «степеней» должно стимулировать развитие преподавателей.

Новость «о категориях» была довольно быстро подхвачена практически всеми центральными и региональными СМИ. А учитывая, что появилась она в преддверии думских дебатов по закону «Об образовании» (обсуждение законопроекта состоится 16 октября), немалый интерес к ней проявили как эксперты, так и сами представители педагогического сообщества.

И надо сказать, что последние восприняли информацию достаточно нервно. После третьего «учительского» звонка в редакцию (общий смысл вопросов — «что за очередная «подстава») «СП» решила разобраться и обратилась к «первоисточнику» — в Министерство образования и науки РФ.

Однако на нашу просьбу пояснить смысл очередной инициативы представитель пресс-службы ведомства, назвавшийся Александром, предложил получить комментарий в самой газете «Известия»:

"Я не знаю, где они взяли эту «сенсацию» и чем руководствовались, публикуя непроверенные факты. С точки зрения здравого смысла, подумайте, зачем эти бессмысленные новаторства".

Эксперт Надежда Солопова действительно оказалась представителем Института повышения квалификации работников образования… Тамбовского областного, где она занимает должность проректора по учебно-методической работе и информатизации.

«О подобных планах министерства мне ничего не известно, — сказала она. — Это просто обсуждалось на местах как некая инициатива (было такое поручение рассмотреть), но никаких решений на этот счет, насколько мне известно, не принималось ».

"СП": — От кого было поручение?

— Вот так сразу я не скажу. Надо поднять документы, но потребуется время. Кстати, нечто похожее существовало в 90-е годы. Тогда в школах был учитель-методист. Но это было давно. Потом, когда работали над новым порядком аттестации педагогов, этот вопрос тоже звучал в одном из проектов. Однако в документ не вошел. И вот очередная волна — в этом году.

Заслуженный учитель России, директор ГОУ Школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю.В. Никулина Игорь Акопянц считает, что ничего нового в том, что было подано как сенсация, нет:

— Фактически это пересказ того, что существует уже сейчас. Учителя-наставники у нас и так есть. Когда к нам приходит молодой специалист, в помощь ему всегда назначают учителя-наставника из числа опытных педагогов. Учителя-исследователи у нас тоже есть. Это все из разряда — «слышу звон, да не знаю, где он». Никто ведь не сказал, что эта классификация будет каким-то образом влиять на зарплату педагога и т. д. Или всех построят по принципу: красивые направо, умные — налево? Документов-то конкретных никаких нет. Даже проекта такого нет — я лично не читал его. Поэтому все это больше напоминает вариации на тему, не более того.

«Это все может быть комично, а может быть, наоборот, разумно, — высказался по поводу „инициативы Минобразования“ учитель московской школы № 57, член комитета по развитию образования Общественной палаты Сергей Волков. — Если какой-то человек будет иметь степень учителя-методиста, т.е. получит право другим учителям рассказывать, как нужно преподавать, что в этом плохого? Не вижу ничего. А если речь идет о том, что всех учителей надо как-нибудь назвать: ты будешь исследователь, а ты — новатор… но это смешно. Надо, конечно, во всем этом разобраться и понять — для чего такая классификация придумана, тем более что все они между собой пересекаются».

По мнению нашего собеседника, более актуальна на данный момент тема аттестации учителей:

— Здесь, конечно, необходимо многое менять. И, как я понимаю, министерство уже высказалось за эти перемены. Ливанов (новый глава ведомства — прим. ред.) про это говорил, что надо уменьшать количество бумаг, которые учитель сдает на эту процедуру. Каким образом это будет сделано, пока не ясно. Но учитель на самом деле чувствует себя загнанным и униженным в момент аттестации, потому что он должен приносить массу каких-то бумажек с его точки зрения не всегда осмысленных. При этом реальное, живое дело остается, собственно, за рамками — учитель может быть аттестован, даже если он не покажет никому ни одного своего урока. По мне, надо прийти на урок, посмотреть и тогда понять: хороший учитель или нет. А ныне аттестация построена у них без этого.

Директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель РФ: Сергей Казарновский был бы весьма разочарован, если бы всех педагогов решили построить по ранжиру — в отечественном образовании сейчас и так слишком много проблем, чтобы создавать новые:

«В 89-м году Комитет защиты мира направил меня в США вместе с Фондом Саманты Смит делать спектакль с участием американских и российских детей. Это происходило в специальном таком лагере… и как-то туда приехало бостонское радио и стало опрашивать всех американских детей. Мы, естественно, тоже попали под раздачу. Был задан вопрос, какую посуду лучше использовать для еды: пластиковую, но которая потом экологически очень тяжело уничтожается, или стеклянную, которую надо мыть, для чего приходится набирать специальный персонал. Американцы с удовольствием отвечали, их это волновало. Но наши дети оказались в некотором тупике, потому что в 89-м году прилавки в наших магазинах были пустые, и людей интересовало не то, какую посуду использовать, а что есть. Вот и подобные инициативы, по меньшей мере, удивляют. Потому что школьное образование у нас находится сегодня просто в драматической ситуации в связи с недавним переходом на новую систему жизни. Она теперь то ли бюджетная, то ли не бюджетная, в ней введена новая система оплаты труда, которая непонятно еще как коррелируется. Зачем еще заниматься каким-то делением учителей? За ним пойдут миллионы таблиц, миллионы мониторингов,…но школа и так задыхается от бумаг…».

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
ШвецияШвеция 3
МексикаМексика 3
ГерманияГермания 0
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 3
АнглияАнглия 3
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
ПольшаПольша 0
КолумбияКолумбия 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня