Общество

Четыре касты учителей

Сенсация из Министерства образования оказалась «уткой»

  
150

Российские учителя не на шутку встревожились, узнав об очередной инициативе Министерства образования — ввести классификацию педагогов. О планах ведомства разделить всех школьных преподавателей на категории по характеру их педагогического метода написала накануне газета «Известия».

По сведениям издания, предполагается, что будет четыре категории учителей: новатор, методист или оратор, исследователь и наставник.

К первой будут относиться те преподаватели, которые занимаются разработкой и внедрением новых дисциплин в школе. К «ораторам» причислят тех, кто занимается распространением информации в массах. Третья классификация предполагает под собой, что учитель занимается научной работой, а «наставником» будут называть тех, кто обучает молодых специалистов.

Представитель Института повышения квалификации работников образования Надежда Солопова пояснила газете, что предпосылки к подобной градации появились еще в 2009 году, но потом проект затих. По ее словам, введение таких «степеней» должно стимулировать развитие преподавателей.

Новость «о категориях» была довольно быстро подхвачена практически всеми центральными и региональными СМИ. А учитывая, что появилась она в преддверии думских дебатов по закону «Об образовании» (обсуждение законопроекта состоится 16 октября), немалый интерес к ней проявили как эксперты, так и сами представители педагогического сообщества.

И надо сказать, что последние восприняли информацию достаточно нервно. После третьего «учительского» звонка в редакцию (общий смысл вопросов — «что за очередная «подстава») «СП» решила разобраться и обратилась к «первоисточнику» — в Министерство образования и науки РФ.

Однако на нашу просьбу пояснить смысл очередной инициативы представитель пресс-службы ведомства, назвавшийся Александром, предложил получить комментарий в самой газете «Известия»:

"Я не знаю, где они взяли эту «сенсацию» и чем руководствовались, публикуя непроверенные факты. С точки зрения здравого смысла, подумайте, зачем эти бессмысленные новаторства".

Эксперт Надежда Солопова действительно оказалась представителем Института повышения квалификации работников образования… Тамбовского областного, где она занимает должность проректора по учебно-методической работе и информатизации.

«О подобных планах министерства мне ничего не известно, — сказала она. — Это просто обсуждалось на местах как некая инициатива (было такое поручение рассмотреть), но никаких решений на этот счет, насколько мне известно, не принималось ».

"СП": — От кого было поручение?

— Вот так сразу я не скажу. Надо поднять документы, но потребуется время. Кстати, нечто похожее существовало в 90-е годы. Тогда в школах был учитель-методист. Но это было давно. Потом, когда работали над новым порядком аттестации педагогов, этот вопрос тоже звучал в одном из проектов. Однако в документ не вошел. И вот очередная волна — в этом году.

Заслуженный учитель России, директор ГОУ Школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю.В. Никулина Игорь Акопянц считает, что ничего нового в том, что было подано как сенсация, нет:

— Фактически это пересказ того, что существует уже сейчас. Учителя-наставники у нас и так есть. Когда к нам приходит молодой специалист, в помощь ему всегда назначают учителя-наставника из числа опытных педагогов. Учителя-исследователи у нас тоже есть. Это все из разряда — «слышу звон, да не знаю, где он». Никто ведь не сказал, что эта классификация будет каким-то образом влиять на зарплату педагога и т. д. Или всех построят по принципу: красивые направо, умные — налево? Документов-то конкретных никаких нет. Даже проекта такого нет — я лично не читал его. Поэтому все это больше напоминает вариации на тему, не более того.

«Это все может быть комично, а может быть, наоборот, разумно, — высказался по поводу „инициативы Минобразования“ учитель московской школы № 57, член комитета по развитию образования Общественной палаты Сергей Волков. — Если какой-то человек будет иметь степень учителя-методиста, т.е. получит право другим учителям рассказывать, как нужно преподавать, что в этом плохого? Не вижу ничего. А если речь идет о том, что всех учителей надо как-нибудь назвать: ты будешь исследователь, а ты — новатор… но это смешно. Надо, конечно, во всем этом разобраться и понять — для чего такая классификация придумана, тем более что все они между собой пересекаются».

По мнению нашего собеседника, более актуальна на данный момент тема аттестации учителей:

— Здесь, конечно, необходимо многое менять. И, как я понимаю, министерство уже высказалось за эти перемены. Ливанов (новый глава ведомства — прим. ред.) про это говорил, что надо уменьшать количество бумаг, которые учитель сдает на эту процедуру. Каким образом это будет сделано, пока не ясно. Но учитель на самом деле чувствует себя загнанным и униженным в момент аттестации, потому что он должен приносить массу каких-то бумажек с его точки зрения не всегда осмысленных. При этом реальное, живое дело остается, собственно, за рамками — учитель может быть аттестован, даже если он не покажет никому ни одного своего урока. По мне, надо прийти на урок, посмотреть и тогда понять: хороший учитель или нет. А ныне аттестация построена у них без этого.

Директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель РФ: Сергей Казарновский был бы весьма разочарован, если бы всех педагогов решили построить по ранжиру — в отечественном образовании сейчас и так слишком много проблем, чтобы создавать новые:

«В 89-м году Комитет защиты мира направил меня в США вместе с Фондом Саманты Смит делать спектакль с участием американских и российских детей. Это происходило в специальном таком лагере… и как-то туда приехало бостонское радио и стало опрашивать всех американских детей. Мы, естественно, тоже попали под раздачу. Был задан вопрос, какую посуду лучше использовать для еды: пластиковую, но которая потом экологически очень тяжело уничтожается, или стеклянную, которую надо мыть, для чего приходится набирать специальный персонал. Американцы с удовольствием отвечали, их это волновало. Но наши дети оказались в некотором тупике, потому что в 89-м году прилавки в наших магазинах были пустые, и людей интересовало не то, какую посуду использовать, а что есть. Вот и подобные инициативы, по меньшей мере, удивляют. Потому что школьное образование у нас находится сегодня просто в драматической ситуации в связи с недавним переходом на новую систему жизни. Она теперь то ли бюджетная, то ли не бюджетная, в ней введена новая система оплаты труда, которая непонятно еще как коррелируется. Зачем еще заниматься каким-то делением учителей? За ним пойдут миллионы таблиц, миллионы мониторингов,…но школа и так задыхается от бумаг…».

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня