Верховный суд РФ не поддержал инициативу группы депутатов во главе с руководителем аппарата «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Вячеславом Лысаковым — законодательно обязать чиновников избавиться от зарубежных активов. Напомним, депутаты предлагали внести соответствующие поправки в закон «О противодействии коррупции» и Уголовный кодекс (УК), и обязать госслужащих избавиться от зарубежной собственности до 1 июня 2013 года. Нарушителей предполагалось карать штрафом от 5 млн до 10 млн руб. или лишать свободы сроком до пяти лет — для этого предлагалось внести поправки в ст. 289.1 УК РФ.
И вот — высшая судебная инстанция расставила точки над «i».
"Современная уголовная политика направлена на отказ от избыточного уголовно-правового регулирования в сфере гражданско-правовых отношений", — говорится в отзыве ВС за подписью зампреда ВС Анатолия Толкаченко, поступившем в Госдуму. «Постановка вопроса о криминализации деяний уместна при наличии их общественной опасности, когда иные средства государственного реагирования оказались исчерпанными… делать вывод о целесообразности введения уголовной ответственности за нарушение этих ограничений представляется преждевременным», — говорится в отзыве.
Что до поправок в ст. 289.1 УК РФ, по мнению ВС, в депутатском законопроекте «не конкретизирован перечень обязанностей, за уклонение от выполнения которых устанавливается ответственность», а размер штрафа «не согласуется» с положениями ч. 1 ст. 46 УК РФ, по которой он не может превышать 5 млн руб. «С учетом изложенного представленный законопроект в части внесения изменений в УК РФ не поддерживается», — вынес вердикт ВС.
Ранее по депутатской инициативе негативно высказалось правительство. В отзыве Белого дома, также направленного в Госдуму, сказано, что «дополнительные запреты» помешают приходу на госслужбу «высококвалифицированных специалистов из негосударственного сектора».
«Инициатива была провальной с самого начала», — уверен председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов.
Бюрократия в России — влиятельная сила, которая умеет отстаивать свои интересы, — говорит Кабанов. — Коррупция — ее самый доходный бизнес. До тех пор, пока руководство страны не примет кардинальных волевых решений, будет продолжаться игра, в ходе которой коррупцию объявляют глобальной проблемой, но не создают правовых механизмов для ее решения. В результате ничего не меняется: значительная часть наших бюрократов ворует дома, в России, а активы размещает за рубежом. Это ее, бюрократии, скрытая идеология: хорошо зарабатывать здесь, а жить за границей. Инициативу с запретом зарубежных активов «Народный фронт» озвучил первым лишь для того, чтобы выигрышная идея исходила не от оппозиции, а от партии власти…
«Если бы поправки приняли, Россия осталась бы без управленческих кадров», — иронизирует депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис.
— Последние 20 лет на госдолжности, включая муниципальные, чиновники назначались «на кормление», — говорит Алкснис. — У них зачастую были небольшие зарплаты, но практически каждый имел возможности для незаконного обогащения. Этими возможностями госслужащие и депутаты широко пользовались. Я сам неоднократно наблюдал, как коллеги по Госдуме начинали депутатскую карьеру разъезжая на «Волгах», а через три-четыре года пересаживались на «Мерседесы». Бывая в загранкомандировках, я видел, как наши чиновники и депутаты живо интересуются ценами на местную недвижимость. Словом, если бы всерьез развернулась борьба с зарубежными активами госслужащих, ее жертвами стали бы большинство чиновников. И выбирая между недвижимостью в Ницце, Праге, Испании или должностью, многие бюрократы выбрали бы недвижимость. Возникла бы реальная проблема: чем заполнить управленческий вакуум?!
«СП»: — И власть это понимает?
— Прекрасно понимает. Власть демонстрирует, что думает над проблемой, пытается ее решить — именно поэтому «Народный фронт» выступил в роли инициатора законопроекта. Но, с другой стороны, конец инициативы предсказуем: законопроект завернут, и все успокоятся до очередного коррупционного скандала.
«СП»: — В нынешней системе изменить ситуацию невозможно?
— Возможно, но для этого нужна политическая воля. Нужно кого-то из чиновников показательно наказать — посадить, конфисковать имущество. И таким способом дать понять, что государство намерено покончить с коррупцией. Думаю, хватило бы двух десятков наказанных бюрократов, чтобы остальные тысячи начали избавляться от зарубежной недвижимости и счетов. Возможно, они стали бы переписывать иностранное имущество и вклады на родственников, но все равно, это сдвинуло бы ситуацию с мертвой точки. Многие бы чиновники задумались: стоит ли теперь рисковать, попадать под раздачу? А что получается сегодня? Чиновникам снова дают понять: ребята, не бойтесь, будьте верными солдатами президента и партии, не слишком зарывайтесь — и все будет хорошо.
«СП»: — Нужно ли делать акцент на борьбе именно с зарубежными активами госслужащих?
— Чиновник, у которого есть недвижимость и счета за границей, автоматически оказывается на крючке. Он легко может оказаться под внешним управлением, стать агентом влияния. В итоге, человек будет работать не на Россию, а на тех, кто имеет на него компромат — например, знает, какие суммы лежат на его счетах в иностранных банках. Это серьезная проблема.
«СП»: — Путин способен всерьез заняться борьбой с коррупцией?
— Премьер Сингапура Ли Куан Ю, который покончил с коррупцией в своей стране в кратчайшие сроки, сказал: победить коррупцию просто, для этого достаточно, чтобы наверху нашелся хотя бы один честный человек, способный посадить за решетку своих друзей и родственников. Я же с трудом представляю, что Владимир Владимирович посмеет посягнуть, например, на членов кооператива «Озеро». В конце концов, к самому Путину имеются вопросы — например, по его работе на посту заммэра Петербурга по внешнеэкономической деятельности. На мой взгляд, и президент Путин, и его ближайшее соратники по определению не могут бороться с коррупцией. Да, наверное, кого-то из чиновников будут привлекать к ответственности, но это будут мелкие сошки, а не крупные фигуры…
«Верховный суд не мог принять другое решение», — убежден депутат Госдумы, член ЦК КПРФ Олег Куликов
— Думаю, ВС при принятии подобных решений советуется с вышестоящей инстанцией — не буду ее называть, — говорит Куликов. — Эта инстанция знает, какой реальный объем зарубежных активов находится в руках российских чиновников. И, наверное, не хочет, чтобы интересы бюрократии пострадали…
Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков