Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 ноября 2012 11:30

Питер против ЕГЭ

Депутаты городского Заксобрания внесли предложение об альтернативных вступительных экзаменах в вузы

49

Питерские депутаты ополчились на ЕГЭ. О чем в очередной раз дали понять в среду, включив в повестку дня планового заседания утверждение пакета поправок к новому федеральному закону «Об образовании».

Не один месяц работала над поправками постоянная депутатская комиссия по образованию, культуре и науке. Как признаются теперь народные избранники, за это время к ним в комиссию поступила «куча жалоб» от родителей школьников, учителей, а также вузовских преподавателей, обеспокоенных явным снижением общего уровня знаний абитуриентов.

Достаточно вспомнить минувшее лето, разгар вступительной кампании. Впервые за последние лет, наверное, 40 число иногородних первокурсников по сравнению с местными составило почти 70 процентов. Возникла даже проблема с их расселением — в общежитиях катастрофически не хватало мест. Как признавались сотрудники приемных комиссий ряда ведущих вузов города (Политех, Педагогический, Сервиса и экономики и некоторые др.), они и не догадывались, что на периферии и в республиках Северного Кавказа школьное обучение настолько лучше петербургского, исконно считавшегося эталонным. Теперь только руками разводят: приходится проводить с поступившими дополнительные занятия по русскому языку, математике, иначе не одолеть им вузовской программы…

Итогом многомесячной работы питерских парламентариев стали поправки, которые они предложили внести в закон «Об образовании» своим коллегам из Госдумы. Набралось поправок аж 17. И все важные. Скажем, разработка так называемого образовательного стандарта. Кто должен этим заниматься — чиновники Минобра? Специалисты высшей школы? Нужно ли при этом учитывать мнение профессионального сообщества, родителей? Питерские депутаты решили, что без учета мнения профессионалов, которые, в свою очередь, не могут не учитывать точку зрения общественности, такие стандарты — чистая формальность.

Но главное — это пресловутый ЕГЭ. За последние годы только ленивый «не прошелся» по Единому госэкзамену, склоняя его и тех, кто навязал его российской школе, обвиняя чиновников в стремлении усреднить, «стандартизировать умы подростков».

— ЕГЭ обязательно должна быть альтернатива, — считает Максим Резник, председатель комиссии по образованию, культуре и науке петербургского ЗакСа. — Учащийся, как, собственно, и само учебное заведение, должны иметь право выбора, не только какой экзамен сдавать (имею в виду предмет), но и каким образом.

«СП»: — Вы ведь по образованию и прежней, до политики, работы — учитель. Застали ЕГЭ или посчастливилось трудиться в школе, когда о данной форме сдачи выпускных экзаменов не было и речи?

— Застал. И скажу вам как учитель истории. Единый госэкзамен — это натаскивание. Ребят с 6−7 классов приучают к механическому заучиванию дат, фамилий, фактов. Не более того. Потому что более и не требуется. О том, чтобы в процессе обучения у них появилось понимание сути исторических событий, речи, к сожалению, не идет. И так — по всем предметам. И кого мы тогда растим — роботов?

«СП»: — Известно, что поправки из регионов, поступающие на рассмотрение депутатов Госдумы РФ, могут лежать там без движения очень долго. Будете пытаться как-то ускорить процесс?

— А как его ускорить?.. Точно знаю одно: регионы должны иметь право выбора. Школы — принимать выпускные экзамены в виде либо ЕГЭ, либо в виде более привычных нам устных (письменных) работ. Вузы — вводить свои дополнительные экзамены для более объективной проверки знаний абитуриентов.

Предложения питерских депутатов кажутся и дельными, и своевременными. Благо господин Фурсенко, инициатор заморского ЕГЭ, стоявший за него «насмерть», уже с полгода как не министр образования РФ. Вполне реальным кажется забыть его замудренные стандарты, мало соответствующие реалиям нашего менталитета. Одно смущает: поправки к федеральному закону принимала как будто бы целая комиссия питерского парламента, а рассказать о том, что подвигло на инициативу, какие плюсы-минусы породил ЕГЭ, как на самом деле обстоят дела с обучением в школах второго города страны, никто, кроме Максима Резника, не захотел.

Экс-декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина оказалась очень занятой (притом что дозвонилась я ей спустя всего пару минут после окончания планового заседания). Актриса Анастасия Мельникова, заслышав тему для комментария, как будто бы испугалась: «Ой, почему я?». Их коллега Владимир Дмитриев в очередной раз оказался для прессы недоступен …

То есть предложения внесли, поправки приняли и — забыли?..

Между тем, во многих российских регионах к такой форме оценки знаний выпускников школ, как ЕГЭ, давно относятся, мягко говоря, скептически. В иных вузах из числа более-менее отдаленных от Москвы потихоньку возвращаются к практике вступительных экзаменов для абитуриентов. Иначе, говорят, рискуем получить «необразованный первый курс». И приводят в пример минувшее лето, когда потоком хлынули выпускники с Северного Кавказа, если судить по документам — все сплошь отличники. С такими баллами по ЕГЭ, что зачислять их надо было сразу в академики! На деле же, как выяснилось с началом учебного года, подготовленные очень слабо.

— Да, с такой проблемой мы сталкиваемся уже не первый год, — сказала корреспонденту «СП» Анна Очкина, заведующая кафедрой, доцент Пензенского госуниверситета. — Что лишь подтверждает мнение профессионалов о том, что единый госэкзамен негативно сказывается на обучении и усвоении наук школярами. Чтобы сдать ЕГЭ, достаточно механического натаскивания. Если кто-то из школьных, вузовских педагогов говорит иначе, то, смею вас уверить, он лукавит. Польза от пресловутого ЕГЭ если и есть, то чисто теоретическая. То есть в принципе можно предположить, что тестирование способно объективно проверить знания. На деле же получается с точностью до наоборот.

«СП»: — В Министерстве образования РФ считают, что с его помощью можно если не искоренить, то свести к минимуму коррупцию при поступлении в вузы

— Это да, в приемных комиссиях мздоимство уже почти сошло на «нет». Зато «вылезло» в другом месте — при сдаче самого ЕГЭ. Кстати, говорили, что с этим самым единым экзаменом отпадет необходимость в репетиторстве. А что получилось? Такая необходимость не только не отпала, но выросла в цене, и значительно.

Чиновники ставят в заслугу ЕГЭ, что с его введением упростилась процедура поступления в столичные вузы абитуриентов с периферии. Но вряд ли «виноват» в том действительно госэкзамен. Лично я оканчивала университет двадцать лет назад, когда о ЕГЭ даже не слышали. И что же — среди моих однокурсников было немало ребят из провинции. Тут, на самом деле, играют роль материальные возможности семьи отправить ребенка учиться в центр, его личная целеустремленность, а не система зачисления.

«СП»: — В некоторых московских вузах добились права на проведение собственных дополнительных экзаменов. Теперь такого же права пытаются добиться для своих университетов питерские депутаты

— И правильно делают! Надо дать вузам право самим решать, как им набирать студентов. Им с ними работать, готовить из них специалистов. Тем более что требования к выпускникам, к качеству вузовского обучения год от года все строже. Есть еще один хороший способ «обойти» сомнительное ЕГЭ — олимпиады. Многие высшие учебные заведения, преимущественно элитные, делают сейчас ставку именно на них, давая право победителям профильных олимпиад поступать без каких-либо предварительных испытаний. То есть независимо от количества баллов ЕГЭ.

Когда закон плох, а наш российский «Закон об образовании» стопроцентно хорошим никак не назовешь, тут и появляется желание обойти его и разного рода лазейки.

Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня