Общество

Высокий статус нищего

Россия заняла двадцатое место в мире по уровню образования

  
391

Россия замыкает двадцатку стран с лучшей системой образования. Таковы данные рейтинга, составленного аналитическим отделом британского журнала Economist. Данные опубликованы в газете The Times.

По данным исследователей, самые лучшие системы образования в мире создали у себя Финляндия, Южная Корея и Гонконг. За ними следуют Япония и Сингапур. Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада тоже попали в десятку. Чуть хуже обстоят дела с обучением в Австралии, Германии и США.

Руководитель группы составителей рейтинга Майкл Барбер в интервью The Times отметил, что лидирующие позиции отданы тем странам, где учителя имеют высокий статус, а внимание к сфере образования носит длительный и систематический характер.

Министр образования Великобритании Майкл Гоув заявил, что в ближайшее время в британских учебных заведениях введут углубленное изучение математики, основываясь на опыт советских спецшкол времен гонки вооружений. За образец решено взять физико-математическую школу-интернат при МГУ, которую в 1963 году организовал один из основателей современной теории вероятности академик Андрей Николаевич Колмогоров.

Долгое время отечественная система образования считалась одной из лучших в мире. Однако за последние 20 лет она перенесла множество реформ и экспериментов над собой. Не только каждый новый глава государства (их было за это время всего три), но и каждый новый министр предлагал свою концепцию развития образования, которая перечеркивала все прошлые начинания.

— Двадцатое место в мировом рейтинге нельзя считать показателем хорошей работы нашей системы образования, — говорит эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. — В советское время мы были наравне с США и другими развитыми странами. И это было видно по тому, что мы смогли первыми вывести на орбиту спутник и отправить человека в космос. Сейчас первые места в рейтинге образовательных систем занимают Финляндия, Южная Корея, Япония. Это страны, которые за последнее время добились очень больших успехов в высокотехнологичных областях. И эти достижения напрямую обусловлены хорошим образованием.

«СП»: — Оно во многом определяется социальным статусом учителя…

— У нас учителя получают не очень высокую зарплату. Но статус определяется не только уровнем дохода. На селе зарплата у учителя крайне низкая, но все местные жители с восторгом смотрят на школу как на центр культуры. К тому же учителя хоть и немного зарабатывают, но получают деньги регулярно. Правительственная программа «Наша новая школа 2011−2015», предполагающая оплату труда учителя в зависимости от количества учеников, может поставить крест на многих сельских школах. А вот в городах, где зарплата у учителей выше, статус учителя снижается.

Ориентирование на социальный статус учителя британских составителей рейтинга критикует и председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов:

— По качеству образования наша страна уже далеко не на 20-м месте в мире. Тем более по такому показателю, как статус учителя. Между уровнем образования и зарплатой преподавателя есть прямая зависимость. Нагрузка, считающаяся во всем мире оптимальной, в принципе, соответствует нашей учительской норме в 18 академических часов в неделю. Но в России работать на одну ставку считается странным, ведь оплата невысока: от 7 тысяч рублей в провинции до 30 тысяч в Москве. Для сравнения, во Франции учитель при нормальной нагрузке зарабатывает от 1500 до 2000 евро. Наш учитель должен выбирать между желанием творческой самореализации и необходимостью выжить. Мало кто может работать на двух ставках и при этом еще постоянно повышать свой уровень.

«СП»: — Но две ставки в провинции — тоже немного.

— В большинстве российских регионов цены на продукты такие же, как в Москве, а одежда даже часто стоит дороже.

«СП»: — Но ведь социальный статус измеряется не только зарплатой.

— У представителей творческих профессий есть серьезный стимул работать в любых условиях. Но как должен чувствовать себя учитель, если он не может купить себе нормальную одежду? Учитель не может путешествовать. Я, к примеру, — учитель истории, мне бы хотелось отправиться в Грецию посмотреть памятники прошлого, но не имею такой возможности. Многие учителя иностранных языков никогда не были в странах, где на этих языках говорят. Сегодня молодежь уже не идет учиться на педагогов, потому что не видит каких-либо перспектив для себя, знает, что не будет ни нормального заработка, ни социальных гарантий. В той же Франции уволить учителя практически невозможно, а у нас начальство к преподавателю относится как к рабу. Иначе бы не выгоняли на «путинги», не наваливали бы бесплатную работу. Я знаю примеры в Новосибирской области, когда учителям в их должностные обязанности записали уборку школьной территории. Учитель — не грузчик и не дворник! Но когда его так «опускают», то ничего нет удивительного, что другие тоже начинают относиться с пренебрежением. Статус — штука многогранная, но ни с какой стороны высокого статуса у учителя в России мы не видим. Единственное, судя по опросам, -граждане еще относятся к учителям с большим доверием. Мы на втором месте после ученых. Два года назад ученые были на втором месте, а мы на первом. Видимо, свою роль сыграли последние избирательные кампании — люди в комиссиях видели много учителей.

Улучшения жизни учителей почти нет и в планах руководства страны, считает депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Олег Смолин:

— Я рад, что хоть в каком-то рейтинге Россия оказалась на 20-м месте. В рейтингах, составленных ООН, мы находимся в пятом или шестом десятке. Единственное приятное исключение — это качество начального школьного образования, где мы в числе мировых лидеров. Согласен с тем, что качество образования напрямую зависит от социального статуса учителя. Сейчас в Госдуме ко второму чтению готовится новый закон «Об образовании». Накануне его внесения в парламент в документе еще были положения, как-то повышающие статус учителя. В частности, положение, что зарплата педагога должна быть не ниже средней заработной платы по региону. После «зачистки» законопроекта Минфином, эти положения из документа исчезли. Вернутся ли они — это мы сможем узнать только на заседании профильного комитета 4−5 декабря и на самом втором чтении 11 декабря. Но подчеркну, что правительство вносило закон в Думу уже без этих положений. Я намерен сделать все, чтобы эти принципы вернуть.

Фото: Кирилл Брага/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня