Общество

Миллионы второй свежести

Штрафы за обман потребителей вырастут в разы

  
28

Депутаты Госдумы намерены защитить россиян от недобросовестных предпринимателей, работающих в сфере потребительского рынка. Просроченные продукты или некачественные услуги обойдутся им в прямом смысле слишком дорого, поскольку уже в следующем году штрафы за обман покупателей могут вырасти в разы.

Соответствующий законопроект, усиливающий ответственность за нарушение прав потребителей, уже внесен в нижнюю палату парламента. Как рассказал «СП» один из авторов документа, зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, «на первое чтение он, скорее всего, попадет в зимнюю сессию. И мы будем рекомендовать Думе принять законопроект в любом случае, принимая во внимание его значимость».

По мнению парламентария, нынешние меры административного воздействия не стимулируют предпринимателей к ведению добросовестной деятельности. Порой им выгодней уплатить штраф (тем более что максимум придется раскошелиться на 20 тысяч), а не тратиться на образцовый сервис и закупку качественного товара.

Поправки, которые предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривают значительное увеличение штрафов, и введение альтернативных мер наказания за повторные нарушения.

Так, согласно документу, размер штрафа для должностных лиц составит от 7 до 10 тыс. руб. (сейчас — 1−2 тыс.), для индивидуальных предпринимателей — до 50—70 тыс. руб., для юрлиц — до 100—300 тыс. руб. (в нынешнем варианте обе эти категории могут быть оштрафованы на 10−20 тыс.). За повторное нарушение штрафы будут увеличены, причем для юридических лиц они могут доходить до 1 млн руб. В случае невозможности выплаты штрафа разработчики документа предлагают дисквалифицировать сотрудников организаций-нарушителей на срок до года. А индивидуальные предприниматели и юридические лица в таком случае могут поплатиться приостановкой деятельности на месяц.

По мнению Звагельского, предлагаемые меры будут способствовать повышению ответственности бизнеса перед потребителями: «Мы не оперируем абсолютными понятиями. Конечно же, это не значит, что завтра вы придете в магазин и там все будет замечательно, или завтра же вы будете пользоваться идеальными услугами банков, страховых компаний, турфирм. Но я все же рассчитываю, что это повысит ответственность бизнеса».

Защитники прав потребителей отмечают важность думской инициативы, однако оценивают ее по-разному.

— Увеличение штрафов, несомненно, должно оказать, прежде всего, стимулирующий эффект, — считает зампредседателя Союза потребителей России Антон Недзвецкий. — Для того чтобы многие наши недобросовестные предприниматели начали как-то задумываться и как-то пересматривать свою политику — уходить от нарушений. Чтобы стало, действительно, опасно нарушать КоАП. Поскольку, когда штраф (как сейчас) составляет 10−20 тысяч — это мало кого беспокоит. За день работы можно заработать гораздо больше. А если штраф за нарушение составит уже 500 тысяч и плюс приостановление деятельности, то это заставит задуматься. Будут бояться проверок, будут бояться нарушать, потому что бить себя по карману никто не захочет.

«СП»: — Но проверки, насколько известно, проходят в определенном режиме и не так часто…

— Да, к сожалению, возможность проведения проверок контролирующими надзорными органами сейчас очень ограничили. И все это очень плохо сказалось на интересах потребителей. Более того, скажу: контролировать потребительский рынок теперь практически некому — отсюда массовые нарушения во всей сфере. Полки магазинов завалены некачественной продукцией, что приводит к отравлениям. Покупателей обманывают, обвешивают, обсчитывают. Вот, что происходит. И максимальный штраф — 10−20 тысяч. Да любая бензоколонка, которая не доливает бензин (простой пример), она за день зарабатывает в несколько раз больше. И такая ситуация на протяжении многих последних лет наблюдалась, потому что ответственности перед потребителем не было.

«СП»: — То есть ужесточение здесь необходимо?

— Людей нужно защищать. И хорошо, что наконец-то мы озаботились этим. Потому что уклон государства в сторону интересов бизнеса привел к тому, что потребителя оставили в больно уж неприглядном положении.

«СП»: — А не приведут ли новые штрафы к разгулу потребительского терроризма?

— Потребительский терроризм здесь совершено ни при чем. От того, что организацию-нарушителя накажут, потребитель получит разве что моральное удовлетворение. Материального-то никакого. Штраф идет в бюджет. Это административный штраф. Но есть гражданско-правовые санкции, которых нужно и можно добиваться в судебном порядке — это либо компенсация морального вреда, либо возмещение убытков. Понятно, из-за пакета прокисшего молока человек не пойдет в суд. Но он может написать жалобу в Роспотребнадзор. И Роспотребнадзор придет с проверкой и оштрафует магазин уже не на 10 тысяч, а на 300 или на 500 — в зависимости от обнаруженных нарушений.

Юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Алишер Захидов — за «золотую середину»:

— В целом мы поддерживаем инициативу. Но многие просто не смогут выплатить слишком высокие штрафы. Поэтому за миллионными санкциями, скорей всего, последует расцвет коррупции. По аналогии: вот премьер Медведев предложил ввести гигантские штрафы за вождение в нетрезвом виде. И все понимают, что пожелание его невыполнимо, потому что названные премьером цифры несоразмерны с уровнем финансового состояния общества. Москва и Питер — это еще не вся Россия. И 200−300 тысяч рублей там - это фактически новая машина. Проще старую бросить, либо заплатить гаишнику какую-то мзду. В административном праве штраф должен стимулировать ответственность, а не губить ее на корню.

«СП»: — Сегодня правила игры на потребительском рынке фактически диктуют ритейлеры, и именно в сетевых магазинах чаще всего выявляют нарушения. Если законопроект примут, в крупных торговых сетях нарушений будет меньше, или для них новые штрафы, как говорится, что «слону дробина»?

— Мне кажется, что меньше не будет. Действительно, сегодня ритейлеры со своим сетевым бизнесом вошли в нашу жизнь и, действительно, они занимают на рынке доминирующее положение. Но однозначно — качество их не изменится. Почему? Потому что во всяком ритейлерском бизнесе есть своя надзорная инстанция, комиссия, которая следит за качеством товаров, за утилизацией некачественной продуктов, за выбраковкой, работает с потребителями и т. д. То есть и без штрафов уже механизм есть. Но по большому счету дело даже не в штрафах (их нужно, конечно, увеличивать, но это должны быть разумные цифры), на сегодняшний день вся торговля у нас коррумпирована. Нет ни одного объекта торговли, который работает в свободном от коррупции режиме и платит налоги только в бюджет государства. Платят организованной преступности, платят полиции, платят управам и префектурам. Отдельное грубейшее нарушение в нашей жизни, как я его называю, — оффшорный бизнес. То есть наряду, скажем так, с легальными стационарными объектами торговли, мы видим сплошь и рядом какие-то «левые» палаточки, рассыпные лотки, которые не платят никаких налогов и не несут никакой ответственности. Собянин (мэр Москвы — «СП») начинал с ними бороться, но они все равно появляются в городе то там, то здесь. И мы знаем, что это находится под полицией, под управами, под префектурами. Там вообще нет никакого правового поля. Вот, представьте, торгует палатка хлебом. А там даже раковины нет, где можно было бы руки помыть! Куда продавец ходит руки мыть, куда она, извините, ходит в туалет? Вообще непонятно.

«СП»: — Теперь оштрафуют, глядишь, и воду проведут?

— Не думаю. Даже безумные штрафы не приведут к качественным изменениям, потому что 80 процентов людей, которые сегодня работают в московской торговле — это пришлые люди. Там одна забота — чтобы не выгнали из этого магазина. Где там о добром имени думать? Вот если власть занимается цивилизованной торговлей, она должна, прежде всего, себе хвост подрезать и сказать управам, префектурам (Собянин должен сказать): хватит создавать вот эти непонятные палатки, торгующие, непонятно по каким правилам и законам. На потребительском рынке должна быть цивилизация, т.е. должен быть всеобъемлющий охват правоотношений, если так уж по-умному говорить.

Фото: Сергей Васильев/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня