Министерство социальных дел Эстонии предложило ввести «безалкогольные дни» — для «формирования в обществе полезных привычек», как говорится в концепции. Причина на поверхности: республике, как и соседям — Латвии и Литве — не удается ограничить потребление алкоголя несмотря на многолетние попытки. В Эстонии, например, 31% от общего числа мужчин и 8% женщин зависимы от спиртного. Близкие показатели в Латвии и Литве.
Дни без спиртного эстонцы предложили ввести 1 июня — в Международный день защиты детей и 1 сентября — в День знаний. Только что дадут два дня воздержания? Да и опыт Литвы показал, что это почти бесполезно. В республике уже несколько лет 1 сентября алкоголь запрещено продавать. Ну да, в этот день многие обходятся без спиртного. Но для страждущих это все равно не барьер. Запрет легко обойти, закупив, во-первых, водку, вино или пиво заранее, а во-вторых, такая мера и даже жесткие ограничения рекламы на самом деле не влияют на ситуацию.
Эстония по уровню потребления алкоголя является одним из лидеров Евросоюза — по официальным данным на каждого гражданина республики в год приходится около 10 литров чистого алкоголя. Но на самом деле эти цифры — данные стран Северной Европы, которые эстонские чиновники, видимо, решили «присвоить». По данным же Всемирной организации здравоохранения в республике на душу приходится 14,5 литра. Этот показатель лишь немногим ниже российского, где он составляет около 16 литров. При этом западные СМИ формируют образ вечно пьяного россиянина и благополучного бюргера-эстонца. Кстати, Россия — не лидер в сфере пития. В Молдове этот показатель составляет 18 литров.
Так что кажущиеся со стороны благополучными страны Балтии не очень уж отличаются от России и Молдавии в тяге к спиртному. Пью прибалты крепко. Недавно, например, в рижскую университетскую больницу доставили пациента с… 8,89 промилле алкоголя. Смертельным уровнем считается 4 промилле. Мужчина был без сознания. Его удалось спасти. Ранее в этой больнице побывали и два пациента с уровнем более 6 промилле. Их тоже удалось выходить.
В Литве от чрезмерного употребления алкоголя гибнет больше людей, чем на дорогах страны. В прошлом году в республике с 3-миллионым населением водка унесла жизни 927 человек, а в автопроисшествиях погибли 297.
Особенно тревожит детское потребление алкоголя. Исследование показало, что Литва в недалеком будущем обгонит Россию и, пожалуй, Эстонию. Здесь школьники пьют спиртное активнее, чем в России. «В Литве девочек, которые за свою жизнь находились под воздействием алкоголя несколько раз, насчитывается около 50%, а мальчиков — 57%. Если эти данные сравнить, например, с соседней страной — Россией — то там этот показатель заметно ниже. В этой стране около 30% девочек и мальчиков употребляли алкоголь», — рассказал порталу ru.delfi.lt профессор Литовского медицинского университета Аполинарас Заборскис.
Та же проблема в Латвии. Центр профилактики и контроля заболеваний выяснил, что впервые напились в возрасте до 13 лет… 62% респондентов. Подростки в возрасте от 15 до 16 лет сообщили: в 77% случаев им удалось легко купить спиртное.
Драконовские меры не помогают. Страны Балтии почти одновременно пытаются усилить борьбу с алкоголизмом. Латвийский план, например, предусматривает меры по контролю за распространением спиртного, ограничению торговли. Литва пыталась ввести особые меры по такому ограничению, но изобретательные пьяницы обходят их. Например, ночью продавать спиртное нельзя, а на предприятиях общепита разрешено подавать его в открытых бутылках — как бы для местного употребления, в зале. Но никто не следит, пьют ли его за стойкой или за столиком или уносят. Ну, так и покупают спиртное в открытых бутылках — бармен просто оставляет себе крышечку, чтобы его не обвинили в незаконной продаже, а уж что делают с бутылкой покупатели — не его дело. Или был запрет на продажу пива в киосках. Тогда их хозяева так ловко переоборудовали киоски, устроив специальные входы, что получили право назвать свое крошечное заведение минимагазинчиком. А тут запрета нет.
— Решить проблемы борьбы с алкоголизмом, снизить его уровень практически невозможно, не решив острейших социально-экономических проблем общества, — говорит корреспонденту «Свободной прессы» социальный психолог Николай Тарашкевич. — Обратите внимание: в 2009—2010 годах Литва стала мировым лидером по числу самоубийств «31,5 случая суицида на 100 тысяч жителей), опередив по этому показателю ряд крупных стран, в том числе и Россию.
«СП»: — Но какое отношение это имеет к алкоголизму? Известно, что в Литве рост числа самоубийств начался после распада СССР. Особенно в деревне, где был разрушен привычный образ жизни и деятельности, ликвидированы колхозы.
— Это взаимосвязанные явления. Кстати, по словам руководителя литовского государственного центра психического здоровья Оны Давидонене, 80% самоубийств в Литве произошли из-за употребления алкоголя.
«СП»: — И какие реальные меры должны принимать власти для эффективной борьбы с этим явлением?
— Фактически, эти меры повсюду одинаковы, если исключить какие-то специфические обстоятельства, присущие только конкретному региону, например, природные. Надо менять образ жизни. Да, это непросто. Но приоритетами любого правительства должны являться преодоление финансового кризиса, повышение уровня жизни, борьба с безработицей, забота о психическом здоровье сограждан. Тогда будут эффективнее и социальная реклама, пропаганда здорового образа жизни. А то ведь стресс уговорами не ликвидируешь…
Рига — Таллин — Вильнюс
Фото: Руслан Кривобок/ РИА Новости