Престарелого Илью Воробьева, который в бытность лейтенантом НКВД участвовал в аресте одного из лидеров вооруженного сопротивления советской власти, бригадного генерала Адольфаса Раманаускаса — Ванагаса (это слово означает «ястреб»), хотят посадить в тюрьму. Судят Воробьева за участие в геноциде литовского народа, ему грозит наказание от 5 до 20 лет или пожизненное заключение. Именно так трактуются в Литве сталинские репрессии и преследование «лесных братьев». Адвокат обвиняемого обратился в Конституционный суд с просьбой разъяснить понятие «геноцид».
В Литве сталинские репрессии приравнены к гитлеровским, что вызывало вопросы даже у британского издания The Guardian. Его обозреватель Джонатан Фридланд сомневается, что это справедливо: «Никто не стремится занять „первое место“ среди пострадавших, но нельзя и говорить о том, что людей, которых „арестовывали, допрашивали и сажали в тюрьму“, пользуясь терминологией Музея геноцида, постигла та же судьба, что и убитых евреев».
В Литве пособники нацистов уничтожили 95% евреев — больше 200 тысяч, расстреляли многие тысячи военнопленных, есть сведения, что более 100 тысяч. «Репрессии советского периода были ужасны, но геноцидом их не назовешь: арест и расстрел во рву у форта — не одно и то же. Это несопоставимые вещи, и утверждать обратное — значит лишать понятие „геноцид“ всякого смысла», — считает обозреватель The Guardian.
Именно по этой причине президенту Литвы Дале Грибаускайте после недавнего создания «Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве» пришлось из-за возражений представителя действующего в Израиле музея Яд Вашем издать новый декрет, разделив организацию на две отдельные и независимые подкомиссии. Как говорилось в декрете, это делается «с целью провести разделительную линию между преступлениями нацистского оккупационного и советского оккупационного режимов».
И вот сейчас бывшего лейтенанта НКВД, участвовавшего в 1956 году в аресте генерала «лесных братьев», могут приравнять к гитлеровским палачам. После ареста Раманаускас был помещен в тюрьму КГБ в Вильнюсе. 24−25 сентября 1957 года Верховный суд Литовской ССР приговорил его к смертной казни. Жена- Бируте Мажейкайте — получила 8 лет лагерей.
По данным литовских историков, в борьбе с НКВД пало более 20 тысяч участников сопротивления советской власти, членов их семей и их сторонников. Есть сведения и о том, что от рук «лесных братьев» погибло примерно такое же количество мирных жителей Литвы, сочувствовавших советской власти, но об этом не принято говорить, а педалирование вопроса может привести к обвинению в умалении «советской оккупации», за что в республике грозит штраф или срок до 2 лет.
Между тем, по данным литовского историка, профессора Вильнюсского университета Людаса Труски, сами участники антисоветского подполья в Литве признавали эту трагическую реальность. Сначала историк объясняет, почему люди боролись с советской властью. «Зверства НКВД, расстрелы беглецов от мобилизации в армию, массовые высылки и аресты — все это заставляло многих жителей Литвы обращать свой взор в сторону леса», — пишет он. И цитирует воспоминание Раманаускаса-Ванагаса: «Жил в курортном районе Алитуса — улице Вайжгантаса. Каждый день, идя по проспекту Басанавичюса на работу и с работы, видел опутанные проволокой огромные подвалы, в которых содержались заключенные литовцы. На всех улицах города в частных домах наиболее вместительные подвалы также были превращены в тюрьмы… Ночью происходили допросы и заключенных куда-то тайно вывозили… Много раз видел, как окруженных отрядом МВД истребителей, с завязанными проволокой за спиной руками мужчин гнали по улице к этим подвалам…».
Но Людас Труска не скрывает и другой правды. Он приводит воспоминания Ванагаса от 1953 года: были партизаны, которые «сознательно перешагивали законность и легко применяли смертную казнь». Другой свидетель тех событий, А. Вайтулёнис, девять лет партизанивший в Дзукии, писал: «В те годы купались в грязи до лба. И что самое страшное, грязь эта была кровавой…» Вооруженная резистенция — это не только героическая борьба с врагом, самопожертвование Литве, утверждает историк, это также сведение личных счетов, месть, обесценивание величайшей ценности — человеческой жизни. И эта кровь — самая черная тень в истории освободительного движения в Литве, считает он. До сих пор в сознании многих жителей Литвы осталась бессмысленная жестокость отдельных лесных подпольщиков.
Газета «Литовский курьер» напоминает, что Раманаускас-Ванагас в расцвете своей партизанской деятельности был начальником Штаба партизанского движения и обращает внимание, что за годы антисоветского сопротивления в Литве не был уничтожен ни один крупный представитель коммунистической верхушки, ни один генерал или полковник, ни один железнодорожный состав не оказался под откосом, как не был отбит ни один вагон с приговоренными к высылке. Так с кем же боролись «лесные братья»?
Литовский журналист Альгирдас Плукис, который провел расследование того периода, приводит ряд трагических примеров. 16 ноября 1947 года в деревню Ошпрутай к местным староверам нагрянули «лесные братья». Были убиты больше 30 человек, в том числе 14 детей. Очевидец событий Елена Кашаускене рассказала: «Мы, дети, перед сном молились, когда неожиданно разбилось окно, и в комнату влетела граната. Мама успела через другое окно выскочить с детьми во двор. А я осталась в комнате под железной кроватью. Остался и отец. В дверь вломилась банда вооруженных людей во главе с Антанасом Балтушисом. Они застрелили отца и стали раскидывать постель, перерыли все в комнате. Я от страха под кроватью сжалась в комок. Когда они ушли, я в окно увидела, что горят наш сарай и хлев. А потом и дом подожгли. Отец так и сгорел в доме. Мы не были активистами, оружия тоже у нас не было…»
Семью Шумиловых убила банда под руководством Йонаса Бразиса. «Лесные братья» уничтожили самого Шумилова, его отца 1894 года рождения, мать 1904 года рождения, детей 5, 14, 16 лет и трехмесячного ребенка. В поместье Анткочяй «борцы за свободу» сожгли большую группу мирных жителей в возрасте от 6 месяцев до 50 лет. Было опознано 12 трупов, среди которых оказалось 5 детей. И таких примеров — масса.
Тем не менее, генерала Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса в современной Литве почитают. Он награжден орденом Креста Витиса за заслуги перед государством. В этом году на месте его ареста открыта памятная доска, прошло торжественное церковное мероприятие, посвященное памяти лидера «лесных братьев». Его имя носит гимназия в Алитусе.
Вероятно, попытка выяснить в Конституционном суде понятие «геноцид» — это стремление хотя бы косвенно напомнить о той трагической реальности, которая существовала в Литве после войны и жертвами которой стали многие тысячи жителей страны…
Фото: Вячеслав Афонин/ РИА Новости