Общество

Осколки русского мира-3

Тихий исход староверов из турецкого Карса

  
767

Присоединение к Империи Аджарии и Карсской области — вот, пожалуй, и весь список приобретений России по итогам русско-турецкой войны 1877−78 годов. Стамбул захватить не удалось, Герцеговину присоединила Австро-Венгрия, а освобожденная русскими Болгария стала прогерманским государством.

Регион Карса входил в состав Российской империи с 1878 по 1918 год. А 30 октября 1921 года большевики подписали с восставшими против султана и Антанты турецкими республиканцами во главе с Кемалем Ататюрком договор о передаче Карсской области Турции. Шла гражданская война, эта территория была отрезана от Советской России, на севере находилась враждебная Грузия. Турецкие республиканцы поклялись открыть ещё один фронт против нашего врага — Антанты и воевать насмерть. Своё обещание они полностью сдержали.

После окончательной победы турецких республиканцев в 1923 году, СССР получил на своей южной границе самого верного, преданного союзника. Впоследствии, впрочем, отношения между нашими странами несколько испортились.

Карс произвёл на меня сильное впечатление. Он был построен в соответствии с планом, разработанным русскими архитекторами. Строго параллельные и перпендикулярные улицы резко контрастируют с хаотичной застройкой турецких населённых пунктов. Здесь сохранилось множество домов русского архитектурного стиля, а в некоторых местах целые улицы напоминают типично русский городок.

Некоторые из домов в отличном состоянии, их облюбовали правительственные учреждения. Другие, наоборот, уже долгое время стоят брошенными, не ремонтируются, но и не сносятся — эта ситуация обычна для Турции.

Я заходил в покинутые здания, видел деревянные двери, лестницы, окна с задвижками тех времён, и у меня появлялось мистическое ощущение, что русские люди ушли отсюда только вчера. Чем-то действительно колдовским веяло от обстановки в этом странном городе.

К сожалению, мы живём в век железобетона. Сегодня выгоднее снести обветшалое строение и построить на его месте новое, со всеми инженерными коммуникациями, чем реконструировать старое и маленькое здание. Многие русские дома, особенно не представляющие архитектурной ценности, были заменены уродливыми многоэтажными коробками. Впрочем, турецкие власти недавно приняли решение более бережно относиться к русскому архитектурному наследию и использовать его, как приманку для западных туристов.

Недалеко от вокзала находится музей города, там стоит исторический вагон, подаренный большевиками восставшим республиканцам, в котором и был подписан договор о передаче Карсской области. Надписи на русском языке бережно реставрируются почти столетие, но, к сожалению, в русский текст с тех пор вкрались грамматические ошибки. По просьбе работников музея, я написал им свои поправки.

Недалеко от сохранившихся русских (ныне турецких) казарм раньше располагался армейский собор Александра Невского. Вначале бесхозное, из-за отсутствия прихожан здание, с сохранившейся колокольней находилось в ведении стадиона, но с 1985 года его снова стали использовать как место культа, переделав под мечеть, а колокольню демонтировали. Колокол, изготовленный, судя по надписи, в Нижнем Новгороде, находится на почётном месте в музее, как и хорошо отреставрированные резные ворота, кресты и церковная утварь. Могу констатировать, что в Грузии и Армении с символикой и памятниками времён СССР, а также с исламскими предметами культа, тамошние власти церемонятся куда меньше…

В музее множество туристских проспектов на нескольких языках, но на русском искать бесполезно. Служитель объяснил:

— У нас летом бывает множество западных туристов, но русских почему-то нет. Нет спроса — нет и проспектов на русском.

В гостинице спросил у администраторов: есть ли ещё здесь русские, потомки выходцев из Российской империи? Вопрос вызвал оживлённую дискуссию, в ходе которой я впервые услышал слово «молокане» — у кого-то в Карсе был друг, чья бабушка была русской.

Друга нашли, но он не знал по-русски ни слова, а бабушка его умерла. Однако он подсказал, где найти руководителя русских молокан Карса. Имя его уже звучит на турецкий манер — Ведат Акчаюз, да и внешностью он тоже похож на местных жителей — смешанные браки. Русским он уже тоже не владел, мы общались на английском, и мне было странно и грустно наблюдать результат глубокой языковой ассимиляции, на которую сегодня обречены русские, проживающие далеко от исторической родины.

Владелец небольшой туристской фирмы, он, тем не менее, энтузиаст сохранения культурного следа русских молокан в Турции и поддерживает контакты со всеми, кто считает себя в Карской области таковыми. Ведат бывал и в Ставрополье, куда в 60-е годы переселялись турецкие молокане. Я с интересом смотрел его фотографии, видеозаписи, изданный им исторический обзор, получасовой фильм о молоканах, подготовленный для показа по турецкому телевидению. Недавно он организовал в Стамбуле выставку о культуре турецких молокан.

—  К 1920-му году в Карсе было приблизительно 18 тысяч русских староверов — молокан, бежавших от религиозного притеснения на окраину Российской Империи, где существовало послабление в этом отношении. Они компактно проживали в больших селах, разбросанных по всему региону. После присоединения Карской области к Турции, перед ними стал вопрос: оставаться или уезжать?

В двадцатые годы уехало порядка 15 тысяч человек, цифра очень приблизительная. Вторая волна переселений в СССР пришлась на 1961−62 годы, это ещё порядка 1500 человек. На сегодня в Карской области насчитывается лишь около 100 человек, которые называют себя молоканами. Молоканские села опустели, русская молодежь в поисках лучшей доли уехала в Стамбул или Анкару.

Всего же, учитываю высокую рождаемость в среде староверов, сегодня число прямых потомков молокан в Турции должно составлять не менее 10 тысяч человек.

Вероятно, ситуацию того времени можно реконструировать следующим образом. Уехать в СССР, не означало убежать за тридевять земель, граница пролегала в нескольких десятках километрах, даже скот можно было перегнать. Советская Россия не только прекратила преследовать «сектантов», но и стала оказывать им поддержку, как пострадавшим от царского режима, в пику православной церкви, поддержавшей белогвардейцев. Отношение русских с новой властью были хорошие, но тогдашняя Турция была очень, очень бедной.

Президент Кемаль Ататюрк отошёл от традиционной османской политики национальной терпимости и невмешательства и повёл политику создания национального государства. Русские дети на общем основании стали учиться в турецких школах, и началась языковая ассимиляция оставшихся в Турции русских молокан.

Особенности национальной политики

Посольства США в республиках СССР формируются из тех, чьи предки когда-то приехали оттуда в поисках лучшей доли. США полагают, что они лучше сумеют адаптироваться к местной ситуации.

Еврейские банкиры, инвестируя в Россию и СНГ, ставят во главе филиалов банков местных евреев.

Огромный турецкий экспорт в Западную Европу идёт через турецкую диаспору.

Китай приравнивает этнических китайцев, подданных других стран, к своим гражданам. Китайцы Малайзии и ряда других стран Юго-Восточной Азии подмяли под себя и на благо Китая экономики этих стран. Пекин не проводит агитацию за возвращение китайцев на свою «историческую родину», наоборот. Китайцы за рубежом регулярно приезжают на отпуск в метрополию, их дети учатся в китайских вузах, чтобы затем вернуться обратно.

Проживающие в Турции молокане и их потомки, знающие язык и обстановку в стране, не стали ни нашими дипломатами в этой стране, ни торгпредами, ни крупными купцами, ориентированными на торговлю с СССР и Россией. Их родные деревни не превратились в образцовые аграрные производства. Единственное, на что хватило ума у наших властей — это в начале 60-х устроить «воссоединение» и загнать русскую диаспору в Турции в села Ставрополья.

Оставшаяся в Турции русская молодежь уехала из родных сел. Из родных обустроенных домов, где прожило много поколений русских людей, они добирались в Стамбул, чтобы поселиться в гэджеконду (в переводе: лачуги, построенные за одну ночь), разгружать мешки и работать зазывалами на рынке.

Для ясного понимания ситуации, в которой оказалось оставшееся в Турции русское население Карсской области, упомяну о социальной структуре этой страны.

В свое время в СССР взял курс на то, чтобы население имело работу в своих селах, в районных, или, в крайнем случае, в областных центрах. Можно спорить об эффективности многочисленных колхозных цехов, районных элеваторов, мелиоративных организаций или мелких швейных производств или дискутировать о правильности распределения ресурсов по республикам и регионам. Можно говорить, что в Чехословакии или ГДР подобная политика проводилась несравненно более эффективно. Но, как бы то ни было, СССР избежал того, чтобы половина его трудоспособной молодежи жила в землянках, лачугах и «нахалстроях» в окрестностях Москвы и Ленинграда.

Сегодня на востоке Турции почти нет ни промышленности, ни туризма. Страшная нищета опустевших, несмотря на высокую рождаемость, сел. В Карсе, областном центре, найти работу в харчевне при базаре — огромная удача для крестьянина.

Ведат Акчаюз задал мне вопрос, как российскому корреспонденту:

— Если ли возможность содействовать организации русского туризма в Карс и его окрестности? Я предлагаю вам поехать сейчас к одному из наших молокан, в бывшее русское село, теперь оно называется Чакмак, это всего пять километров от Карса. Он живет в старинном русском доме, который можно отремонтировать и селить там, если это будет надо, русских туристов.

Я пообещал помочь (как связаться с Ведатом, написано на его визитной карточке (см. фото) и отправился в Чакмак. Старинный крестьянский русский дом с характерной деревенской резьбой по дереву, по двору бродит с важным видом несколько индюков, лает собака. Хозяин, русский молоканин, не знает уже не единого слова на русском…

Иллюстрация на открытии: Репродукция литографии 1877 года «Осада турецкой крепости Карс».

Фото автора и из архива молокан

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вера Ганзя

Депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ДанияДания 4
ФранцияФранция 3
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 3
АргентинаАргентина 1
ИсландияИсландия 1
НигерияНигерия 0
Группа E
Страна Очки
СербияСербия 3
БразилияБразилия 1
ШвейцарияШвейцария 1
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
ШвецияШвеция 3
МексикаМексика 3
ГерманияГермания 0
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 3
АнглияАнглия 3
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
ПольшаПольша 0
КолумбияКолумбия 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня