18+
понедельник, 16 января
Общество

ВМС США закладывают эсминец-стелс. У России такой плавает уже 2 года

Американский проект «Террор для террористов» попытка угнаться за «Буяном» от «Алмаза»

  
1118

ВМС США подписали контракт на постройку двух первых эсминцев в рамках проекта DDG-1000. Основной отличительной чертой эсминцев нового поколения будет практически полная невидимость для радаров и обширное применение новейших информационных технологий. Корабли, стоимостью почти по $ 3 млрд. каждый, будут строиться корпорациями General Dynamics и Northrop Grumman.

Эту новость корреспонденты «СП» попросили прокомментировать эксперта по военно-морскому оружию и техническим средствам капитана второго ранга Александра Сурпина.

«СП»: — Похоже, Барак Обама освободил Пентагон от проблем финансового кризиса?

— Не думаю. Первоначально, военно-морские силы планировали построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до 7, по причине высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в проект. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС средства на строительство только одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». В прошлом году было принято решение вообще об отказе от размещения дополнительных заказов на строительство этих эсминцев. Взамен дорогостоящих DDG-1000 США решили продолжить строительство эсминцев проекта DDG-51 Arleigh Burke, которое ранее планировалось свернуть. И вот все-таки американские адмиралы добились своего. Правда, пока речь идет только о двух «невидимках».

"СП": — Как вы можете охарактеризовать этот корабль?

— Эсминец проекта DDG 1000, который анонсируется как «террор для террористов», предназначен для действий в прибрежных акваториях, поражения целей на суше и поддержки действий сухопутных войск. Предполагается, что новые эсминцы начнут поступать на вооружение ВМФ США с 2012 года. Вооружение эсминцев составят, в частности, унифицированные вертикальные пусковые установки ракет Tomahawk, ESSM, Standard Missile, 2 пушки калибра 155 мм и 2 пушки калибра 57 мм, противоторпедное вооружение, а также средства борьбы с террористами.

Головной корабль проекта DDG-1000 назван «Zumwalt» в честь бывшего министра Военно- морских сил США Элмо Зумволта. Он, как уверяют разработчики, будет совершенно не видим для радаров.

«СП»: — Американцы рекламируют этот проект как новое слово в кораблестроении, но ведь Россия тоже ведет разработки в этой области?

— Более того, у нас уже два года как бороздит просторы Каспийского моря корабль-невидимка, построенный по технологии «стелс» (проект 21630). Он был спроектирован предприятием «Зеленодольское ПКБ» (главный конструктор — Кушнир Я.Е.). Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля осуществлял ВМФ (главный наблюдающий ВМФ по проекту 21630 — капитан 1 ранга Денисов В.И. — 1 ЦНИИ МО). История его создания такова. В 2002 году тогдашний президент РФ Владимир Путин принял участие в военных маневрах на Каспийской флотилии. После учений на Каспийском море правительством Российской Федерации была принята кораблестроительная программа по строительству серии кораблей проекта, получившего впоследствии название «Буян». Примечателен тот факт, что это первая кораблестроительная программа в современной истории российского государства.

«СП»: — Поразительно, в 2002 году появилась только идея корабля, а сегодня он уже в боевом строю? Очень уж не характерна для России такая скорость реализации проекта.

— Но это факт. 30 января 2004 года в Санкт-Петербурге на судоверфи ОАО «Алмаз» была проведена торжественная закладка корпуса головного артиллерийского корабля, получившего наименование «Астрахань». А в 2006 году он уже был спущен на воду. В 2007 году вступил в строй. Умеем, если захотим!

«СП»: — Что вы можете рассказать об этом уникальном корабле?

— Этот корабль, предназначенный для Каспийской флотилии, стал первым кораблем, построенным конструкторским бюро «Алмаз» в новом веке, поэтому его можно назвать кораблем нового тысячелетия. А тип «река-море» артиллерийского корабля «Астрахань» не знает аналогов в мире. Он проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги. Главное требование к кораблю при его создании — высокая мореходность и возможность плавания на малых глубинах северного Каспия и реки Волги. По своим тактико-техническим данным корабль способен совершать переходы по всей протяженности Волги и Каспийского моря. Корабль оснащен мощными современными артиллерийскими комплексами и совершенно не видим для РЛС.

«СП»: — А будет продолжение?

—  В настоящее время на судостроительной фирме «Алмаз» продолжаются работы по строительству второго и третьего кораблей проекта 21630 («Каспийск» и «Махачкала»), которые будут переданы в состав флота до 2010 года. В перспективе планируется продолжение строительства серии кораблей этого проекта. По словам начальника управления кораблестроения ВМФ РФ Анатолия Шлемова, «будет построена серия кораблей в количестве не менее семи штук, окончательное количество будет определяться программой кораблестроения».


Из досье «СП»:

Водоизмещение корабля «Астрахань» — 500 т, длина — 62 м, осадка — 2,04 м, ширина — 9,6 м, скорость — 26 узлов. Корабль оснащен различным вооружением, в том числе носовой (100 мм) и кормовой пушками, пулеметами, ракетной системой «Град», системами подавления береговых огневых точек. На корабле применена водометная движительная установка, обеспечивающая высокую маневренность корабля на мелководье, снижение шумности и ходовой вибрации. Двигатели для серии кораблей изготовлены на петербургском ОАО «Звезда».

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня