С точки зрения рисков иностранных инвесторов, Россия ближе всего стоит к… Нигерии. Такой вывод делает швейцарская Coca-Cola HBC — головная структура компании — в документе, адресованном дочерней греческой Coca-Cola Hellenic (работает на рынках Восточной Европы, СНГ, в Ирландии и Нигерии).
В своем аналитическом обзоре Coca-Cola HBC делает акцент на следующих моментах:
— Для России, Нигерии и Румынии характерна непоследовательность государственной политики. Это может негативно сказаться на продажах Coca-Cola на этих рынках.
— Главное, что сближает Россию и Нигерию — правовая неоднозначнось. Этот риск особенно характерен именно для этих двух стран и может оказывать сильное влияние на бизнес компании.
— В России слишком сложен аппарат госуправления. Национальные, региональные и муниципальные власти могут принимать противоречащие друг другу решения и выдвигать разнообразные требования, что может увеличить расходы компании.
— В России и Нигерии исторически очень высокий уровень коррупции. Поскольку Coca-Cola HBC в своей работе руководствуется законом США о запрете коррупции за рубежом, она может оказаться в неравных конкурентных условиях с другими участниками рынка.
— Неопределенность российских законов может влиять на прибыльность бизнеса как напрямую (изменение регуляторной базы), так и косвенно — готовность потребителей тратить деньги на покупку товаров не первой необходимости (соки и газировку) может неожиданно снизится.
Coca-Cola HBC не первая обращает внимание на риски ведения бизнеса в России. Об этом же предупреждал главный конкурент Coca-Cola — компания PepsiCo в 2012 году. После выборов в Госдуму и накануне президентских выборов компания составила годовой отчет, в котором указала: нестабильная политическая ситуация и гражданские волнения в России могут негативно сказаться на финансовых результатах PepsiCo.
Другими словами, третий президентский срок Владимира Путина — точнее, связанные с ним политические протесты и рост напряженности — еще больше сделал Россию Нигерией в глазах иностранцев. Еще больше — потому что даже на пике путинской экономики, в предкризисном 2007 году, основные социально-экономические показатели России и Нигерии были очень близкими (см. досье ниже).
Что стоит за оценкой Coca-Cola HBC, захлестнут ли Россию те самые гражданские волнения, в ходе которых россиянам станет не до американской газировки?
«Россия находится в начальной стадии масштабного общеполитического кризиса», — уверен лидер партии «Новая сила», профессор Валерий Соловей.
— Транснациональные корпорации добросовестно относятся к оценке рисков и к прогнозам, — говорит Соловей. — Кроме того, оценка Coca-Cola HBC совпадает с широкой оценкой подавляющего числа российских экономистов. Действительно, ситуация в российском бизнесе не просто плоха — она постоянно ухудшается. Так происходит из-за усиления политических рисков и административного давления власти, а также непрерывного ухудшения уровня жизни населения. К сожалению, все сказанное Coca-Cola HBC — чистая правда.
«СП»: — Насколько велик в 2013 году риск роста гражданских волнений, которых опасаются иностранные бизнесмены?
— Весьма велик. На мой взгляд, Россия сейчас находится в начальной стадии масштабного общеполитического кризиса. Первая его фаза началась в декабре 2011 года, а сейчас, после некоторого затишья, мы переходим во вторую фазу, которая будет сопровождаться новыми массовыми волнениями. Причем эти протестные выступления будут иметь и новую основу — не политический протест против нечестных выборов, а социально-экономическое недовольство. Люди во многих российских регионах уже доведены до отчаянья — это доказывает острая реакция Путина на ситуацию с тарифами ЖКХ. Но даже нынешнее их положение — не предел, ситуация будет ухудшаться.
Есть еще два фактора риска. Первый — усиление миграционного давления. Население крупных городов европейской части России называет миграцию одной из ключевых причин ухудшения жизни и настаивает на ее резком ограничении. Второй фактор характерен, скорее, для юга России — усиление этнического давления со стороны выходцев ряда сопредельных российских территорий. Все вместе это образует гремучую смесь.
«СП»: — С точки зрения западных компаний, анализ Coca-Cola HBC — это сигнал не связываться с Россией?
— Отток иностранного капитала из России не останавливается и даже нарастает. Можно дискутировать, не является ли этот капитал де-факто отечественным — он пришел из оффшоров и сейчас возвращается в оффшоры. Но в любом случае, большая часть крупного бизнеса примет сигнал Coca-Cola HBC к сведению. Это не означает, что транснациональные гиганты уйдут с российского рынка. Скорее, они заморозят инвестиционные программы в нашу страну. А вот те западные компании, которые еще в Россию не пришли, но помышляли об этом, теперь у нас точно не появятся.
«СП»: — Как скоро, по-вашему, в России грянет политический кризис?
— Можно лишь констатировать, что страна втягивается в кризис. Но мы не можем точно предсказать — нет такого аналитического инструментария — его ход и развитие. По мнению аналитиков Кремля, проведение региональных выборов в сентябре 2013 года в традиционной для России манере способно спровоцировать масштабные выступления на местах. Получается, ждать недолго…
«Политика Кремля вызывает у граждан неверие, что порождает нестабильность», — считает член-корреспондент РАН, завкафедрой мировой экономики Российского экономического университета имени Плеханова, бывший председатель Верховного совета России Руслан Хасбулатов.
— Я считаю, дико сравнивать Нигерию с Россией, — говорит Хасбулатов. — Правда, выводы Coca-Cola HBC отражают общую тенденцию. Напомню, на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2013 года Джордж Сорос призвал не вкладывать в Россию. «Это разваливающаяся экономика, которую Путин ведет в ошибочном направлении», — заявил он. В целом, я считаю, это крайне недоброжелательное отношение к стране, где западные компании получают огромную прибыль.
Но, конечно, проблемы у российской экономики огромные. В 2013 году, возможно, в стране грянет экономический кризис. Виной тому — сжатие денежной массы, которое мы наблюдаем сегодня (следствие монетарной политики Кремля), и которое не дает развиваться промышленному производству. Для развития машиностроения и станкостроения — реального сектора экономики — у правительства по-прежнему нет ни денег, ни внятных планов. Оно уповает лишь на высокие цены на нефть.
Когда вся страна зависит от одного товара — это признак колониальной экономики. Мы по уши завязаны на динамике мирового рынка углеводородов, и едва сократиться спрос на нефть — кризис в России грянет неизбежно, и неизбежно породит социальный протест.
Как только приток нефтедолларов сократиться, это ударит по социальным программам, зарплатам, пенсиям — их начнут безжалостно сокращать. Люди в этом случае молчать не будут — они достаточно натерпелись. Только выйдут они тогда не только на Болотную площадь — акции прокатятся всей России.
Вера Кремля, что цены на нефть будут высокими бесконечно, меня удручает. Путин сказал в послании Федеральному собранию, что необходимо создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест к 2020 году. Это прекрасное предложение — но где конкретные планы его реализации? Постоянно говорится о необходимости развивать дотационные регионы — но что для этого делается? Приведу один пример. В Чечне до событий 1994 года добывалось 5 миллионов тонн нефти в год. Сейчас там добывается не менее 1 миллион тонн в год. Даже эта нефть стоит огромные деньги — около 30 млрд рублей. Тем не менее, никто в правительстве о нефти, добываемой в Чечне, даже не заикается — будто ее в республике вовсе нет. Возникает вопрос: с какой стати Чечня дотационная, куда девается ее нефть?!
Нечто подобное творится в каждом регионе РФ, повсюду обнаруживаются черные дыры. Создается впечатление, что в Кремле вообще не понимают, чем руководят, какую политику следует выстраивать для развития страны.
Все это вызывает у большинства граждан разочарование и неверие. Российское общество не доверяет никому — ни Путину, ни правительству. Думаю, сегодня реальный уровень доверия политическим лидерам сопоставим с уровнем доверия Ельцину образца 1996 года. Другими словами, он катастрофически низок. Все это и толкает Россию к нестабильности, чего так опасаются аналитики Coca-Cola HBC…
Из досье. Россия и Нигерия в 2007 году
Фото: ИТАР-ТАСС/ООО «Издательский дом Родионова"/ Павел Маркелов