Новую мечеть собираются построить в Петербурге. Да такую, чтобы стала она самой высокой в России, с минаретом, уходящим в небо аж на 200 метров! Об этом сообщил информагентствам некий Исламский просветительский центр «Свет Пророка».
Если верить данному сообщению, то на само строительство мечети, а также все необходимые для этого согласования в государственных инстанциях, уже выделен — ни больше, ни меньше! — один миллиард долларов. Инициаторы масштабного проекта якобы приглядели и подходящее место: рабочий Невский район (там много крупных предприятий), мол, в этой части Петербурга проживает в настоящее время «больше всего мусульман».
Действительно, немало. Прежде всего, потому, что помимо работы имеются здесь общежития, старые коммуналки, где можно обустроиться с минимальными потерями для личного бюджета.
О проекте грандиозной стройки практически ничего неизвестно. Эдакая «терра инкогнито» (земля неведомая) даже для самих питерских мусульман, из кармана которых вышеназванный Исламский центр планирует получить «добровольные пожертвования». О чем тоже объявлено во всеуслышание.
Уточняется лишь, что станет новая мечеть «не только религиозным, но и культурным центром», там будут «проводить семинары и обучающие программы для школьников Невского района и всего Петербурга, где молодым людям расскажут, что такое ислам и с детства будут прививать им толерантное дружественное к нему отношение».
Попытка корреспондента «СП» узнать подробности, окончилась, так, в сущности, и не начавшись. Просто потому, что о «Свете Пророка» на берегах Невы, как и в Москве, никто никогда не слышал, и где базируется сия организация, чем вообще занимается, кто в неё входит, неизвестно. Не нашлось необходимого ответа и во Всемирной паутине.
Мусульманская община Петербурга и области — шестая в России по численности. По неофициальным данным «доля» мусульман в городском населении составляет примерно 12%. По официальным — что-то около 8−10. Большая часть из них — это выходцы из республик Средней Азии и Кавказа. Речь идет, понятно, о легальных переселенцах и тех, кто регистрируется, приезжая на заработки. Практически все национальные диаспоры имеют своего лидера, и что-то вроде штаб-квартиры (читай — тот же культурный центр), куда можно прийти в любое время, пообщаться с земляками, обсудить новости ли, проблемы.
Есть в городе и две мечети. Одна — знаменитая Соборная с двумя минаретами, высотой по 48 метров каждая на Петроградской стороне, была открыта в 1913 году, став на тот момент самой большой на территории России. Вмещает она одновременно 6,5 тыс. человек. Другая более скромная, на 2,5 тыс. молящихся открылась в конце 2010-х годов среди городских новостроек рядом с Удельным парком.
— О дефиците мечетей в нашем мегаполисе говорить было бы неправильно, — ответил на звонок корреспондента «СП» Алиджан Хайдаров, глава узбекской диаспоры Северо-Западного федерального округа РФ. — Вполне хватает того, что есть. Но, конечно, мы не отказались бы от строительства нового молитвенного здания. Разговор о его возведении впервые зашел года, кажется, три-четыре назад. Но дальше разговоров дело тогда не пошло. По какой причине, сказать не могу, не знаю. Информация была скудная, кулуарная. Может, кто-то хотел просто «прояснить обстановку»?
«СП»: — Алиджан Джахангирович, а какова численность вашей диаспоры в Петербурге и чем преимущественно занимаются здесь земляки?
— В Петербурге постоянно проживают порядка 18 тысяч узбеков. Род деятельности их самый разнообразный — студенты, рабочие, торговцы, бизнесмены. Я сам в прошлом военнослужащий. Двадцать три года прослужил в ВМФ СССР.
«СП»: — Спросила не из праздного любопытства. Начало весны было ознаменовано в Питере, если помните, рейдами силовых ведомств на территорию главной барахолки в центре города — Апраксина двора, где не один год «тусуются» выходцы из Средней Азии, в том числе, увы, с криминальными наклонностями. Там, как оказалось, в одном из зданий кто-то устроил «молельную комнату». Она, выяснилось, использовалась больше для конспирации. В ней нашли немало экстремисткой литературы, задержали людей, причастных к пропаганде среди мусульманской молодежи антироссийских настроений…
— Как же, слышал. История известная и, что говорить, весьма неприятная. Но узбеки к ней отношения не имеют. В Апраксином дворе торгуют в основном выходцы из других республик Средней Азии…
Для нас мечеть — это святое место. Предназначено оно для молитвы и только. А если строить новую, то предварительно такие решения у нас принято согласовывать с мусульманскими лидерами города, с муфтием.
Хорошо, если так. Только далеко не всегда молитвенный дом приверженцев ислама используется в нынешней России по его прямому назначению. Пример с Апраксиным двором не исключение. Некоторое время назад много говорили на берегах Невы о некой «странной мусульманской общине», появившейся в одном из поселков Выборгского района Ленобласти. Члены её нигде не работали, всё время проводили, если верить местным жителям, в «совещаниях за закрытой дверью старого гаража».
По словам имама первой официально зарегистрированной в Ленобласти мусульманской общины Мунира Беюсова, «в области действует немало подпольных мусульманских групп, которые располагаются в абсолютно неприспособленных под молельные дома помещениях. Те, кто проповедует в таких местах, часто имеют опасные радикальные взгляды и могут пагубно воздействовать на людей, посещающих подобные собрания, выдавая собственные идеи за религиозные принципы».
Подтверждение этому — и история в далекой, казалось бы, от Петербурга дальневосточной Находке, где недавно была приостановлена работа городской мусульманской религиозной организации «Ислам». Во время прокурорской проверки в читальном зале мечети была обнаружена литература, включенная в федеральный список экстремистских материалов. При этом находились книги в свободном доступе…
Но вернемся к истории с новой мечетью Петербурга. Истории странной. Не только тем, что объявившая о её строительстве организация «скрылась в тумане». Заявляя о «видах на мечеть», Исламский просветительский центр не стал скрывать, что миллиард долларов выделен на строительство «влиятельными общественными деятелями Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов». И тут же — клич по всему мусульманскому Петербургу: скинемся, кто сколько может, на славную стройку в Невском районе!
Кстати, в районной администрации не подтвердили факт согласования, хотя бы даже устного, возведения мечети. Тем более, что там сейчас смена власти.
— Меня это тоже удивило: «деньги есть, но деньги давайте соберем», как-то странно всё, — сказал «СП» Равиль Пончаев, муфтий Петербурга. — Непонятная организация, этот «Свет пророка». Официально она, кажется, не зарегистрирована. Года три назад входящие в неё люди уже пытались собирать средства на новую мечеть. Распространяли по всему городу листовки, чтобы придать некую значимость задуманному. Я тогда засомневался: не афера ли какая? Мы пытались проследить, куда именно идут собранные у питерских мусульман деньги. Обращались за помощью в МИД РФ. Оказалось, перечислялись они в Турцию. Почему туда, кому именно?.. Так и осталось неясным.
Думаю, и на этот раз за всем стоит либо финансовая махинация, либо, ещё хуже, связанная с духовной дестабилизацией приверженцев ислама, особенно молодых, неопытных.
«СП»: — Скажите, хватает ли, на ваш взгляд, в Петербурге мечетей для исповедующих ислам?
— В будние дни вполне хватает. А во время праздников… Я вам так скажу, и трехсот мечетей не хватит! Но, тем не менее, мы не жалуемся. Потому что, как говорят у нас в стране, в тесноте, да не в обиде. И прежде чем возводить новые молитвенные здания, надо подумать о том, как их потом содержать, где на это брать средства.
Да и не в том дело, хватает или не хватает мечетей в Петербурге. Если потребуется строить новую, мы сами соберем необходимые средства, не проблема. И возведем не 200-метровую, нарушающую все мыслимые градостроительные нормы Северной столицы, как хочет Исламский центр, а в точном соответствии с правилами.
«СП»: — Эта организация ссылается на мусульманские круги таких стран Ближнего Востока, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, которые «спят и видят, как помочь питерским мусульманам»…
— Как мне говорили, они готовы выделить «любые средства с небольшими условиями». А условия, знаете какие? Мешать русским, портить их храмы. Мы не одно столетие живем в России и живем в мире. Уважаем христианские традиции, христиане - наши. А какие-то чужестранцы будут нас теперь ссорить да ещё нашими же руками?..
Свою точку зрения на ситуацию высказал и эксперт «СП» Руслан Гиреев из Махачкалы.
— У Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии — денег, действительно, может быть много, это знают во всем мире. Но при этом в каких-то корпоративных акциях они замечены ни разу не были. Саудовская Аравия, к примеру, вообще не участвует в подобных делах. У неё совершенно отличная от других идеология. Аравийцы все делают сами, своими силами, без партнеров. Так что налицо явный обман тех, кто говорит о строительстве новой мечети в Петербурге. Тем более, что ни одна мечеть, даже фундамент её, не может быть возведен, без решения муфтия. Это закон.
А такого решения не было…
Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Александр Таран