Россия решила отправить в утиль две из трех оставшихся в строю самых больших в мире тяжелых атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (ТРПКСН) проекта 941 (шифр «Акула»). В следующем году под нож пойдут ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь». В последний путь далеко буксировать их не придется. По причине давнего отсутствия боекомплекта оба гигантских корабля, на палубе каждого из которых способны легко разъехаться по два КамАЗа, с 2004 года стоят в Северодвинске. Там же, на заводе «Звездочка», их и прикончат.
До 2017 года уцелеет лишь один их однотипный и модернизированный собрат — ТК-208 «Дмитрий Донской». И то лишь потому, что служит пока исследовательской площадкой для доведения до ума новой межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок проекта 955 «Булава». Когда до неприличия затянувшаяся возня с «Булавой» окончательно завершится, разделают на иголки и «Дмитрия Донского». Так печально и преждевременно завершится история этих уникальных кораблей, появление которых в 80-х годах прошлого века вызвало в свое время настоящий шок в Соединенных Штатах.
Тогда, в 80-х, это был наш ответ на появление у американцев стратегических атомных подводных лодок типа «Огайо». Их ракетам «Трайдент», многократно усилившим угрозу Советского Союзу, надо было дать достойный ответ. Он и появился в виде огромной советской ракеты Р-39 (РСМ-52). Ракеты настолько габаритной, что для ее размещения потребовался носитель невиданных прежде размеров.
Так в ленинградском ЦКБ «Рубин» родились атомоходы проекта 941. Уникальные подводные корабли-катамараны с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно. Каждый — высотой с девятиэтажный дом. На каждом — по 20 ракетных шахт. В каждой ракете — по 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения. Залп одного такого корабля мог вдребезги разнести целый континент. За исполинские размеры атомоходы проекта 941 на флоте прозвали «водовозами».
Атомоходы-гиганты должны были месяцами нести боевую службу под арктическими льдами, где найти и уничтожить их было непосильной задачей. В час «Х» ТРПКСН должны были в полыньях ограждением своей прочнейшей рубки взламывать лед толщиной до 2,5 метров, всплывать и наносить удары возмездия.
За океаном появление у СССР этих субмарин вызвало настоящий шок. Настолько большой, что близкий к Пентагону писатель Том Кленси быстренько сочинил нашумевший военный детектив «Охота за «Красным Октябрем». По нему в Голливуде тут же сняли одноименный фильм, в котором Шон Коннери сыграл роль командира советской подлодки «Тайфун». Они как в воду глядели. Именно основу системы «Тайфун» и составили ТРПКСН проекта 941.
Их появление в Советском Союзе, естественно, было окружено глубочайшей тайной. Насколько велика эта тайна, убедился автор этих строк, тогда — корреспондент «Красной звезды». Меня, в ту пору молодого капитан-лейтенанта, в начале 1984 года выдернули прямо из-за рабочего стола с истошным криком: «Срочно к главкому!». Оказалось, Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков в Главном штабе ВМФ принимает капитана 1 ранга Александра Ольховикова, которому только что присвоено звание Героя Советского Союза. Как было написано в указе «за освоение корабля, новой техники и оружия, проявленные при этом мужество и героизм». Только тогда я и узнал, что именно Ольховиков командует первой «Акулой», о которой в Москве среди военных ходили лишь смутные слухи.
Когда шампанское в кабинете главкома ВМФ было выпито, мне разрешили забрать Ольховикова в редакцию, чтобы написать о нем очерк. Но задача Горшковым была поставлена почти непосильная: «О корабле — ни одного вопроса. Я запрещаю. Вы поняли меня, капитан-лейтенант? Только о героическом командире и экипаже. Все, идите».
Это теперь известно, что командовал Ольховиков ТК-208. То есть — нынешним «Дмитрием Донским». Получается — самым старым кораблем проекта 941, спущенным на воду в сентябре 1979 года. Всего таких ТРПКСН мы успели построить шесть. В пору перестройки и гласности их уничтожения от душки-Горбачева американцы потребовали в первую голову. «Горби» не привык отказывать друзьям из Вашингтона. Под нож отправили ТК-202 (в боевом составе флота находился с декабря 1982 года), ТК-12 (с декабря 1983 года), ТК-13 (с декабря 1985 года). Разделка каждого корабля российскому бюджету обходилась всего в 2 миллиона долларов при необходимых 10 миллионах. Остальные безропотно присылали счастливые американцы.
Под давлением опомнившихся военных не успели разделаться лишь с ТК-17 и ТК-20. Названными уже после Горбачева «Архангельском» и «Северсталью» соответственно. Ну, и еще — с «Дмитрием Донским», переоборудованным под исследовательские цели. Но от первых двух толку-то уже практически не было. Потому что почти не осталось для них ракет. В соответствии с подписанными Михаилом Сергеевичем документами, в 90-е годы почти все Р-39 со снятыми боезарядами были выпущены в белый свет, как в копеечку.
Каким-то чудом до конца 2012 года в России оставалось десять ракет для «Акул». Судя по всему, за них наш флот боролся до последнего. Во всяком случае, в начале 2012 года прежний главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий еще уверенно заявлял, что «Архангельску» и «Северстали» ничего не грозит, в обозримой перспективе они останутся в составе ВМФ. Высоцкий загадочно пояснял, что в этом вопросе флот пытаются «наклонять». Кто? Это, конечно, самое интересное. Но о подобных вещах открыто не говорят даже главкомы.
Мало того. Тогда же Высоцкий добавил:
— За рубежом даже разработаны специальные программы по быстрейшему уничтожению ракет к этим подводным ракетоносцам. Но мы часть ракет сохранили, и поэтому пока будем использовать эти лодки, как носители.
Но в мае того же года адмирала Высоцкого отправили в отставку. А в сентябре 2012-го посольство США в Москве сообщило: «В России полностью завершен процесс ликвидации одного из классов баллистических ракет. Имеются в виду ракеты РСМ-52, оснащенные ядерными боеголовками мощностью до 100 килотонн. В рамках 12-летнего проекта было уничтожено 78 ракет РСМ-52».
Проект 941 был окончательно обезоружен. Тогда с новой силой встал вопрос: «А зачем нам тогда вообще «Северсталь» с «Архангельском»? Особую остроту проблеме придавал тот факт, что поддержание технической готовности двух атомоходов ежедневно обходилось Минобороны примерно в 15 миллионов рублей. Ежедневно!
Те, кто пытался любой ценой сохранить эти корабли, выдвигали самые фантастические проекты. От переоборудования их в подводные транспорты, чтобы без всяких ледоколов вывозить под арктическими льдами продукцию, например, «Норильского никеля». В каждый, утверждают, вошло бы до 10000 тонн груза! До переделки их в десантные субмарины или подводные минные заградители. Все эти прожекты отвергнуты.
Но почему-то за кадром остался любопытный факт: в 2003 году в США подводные лодки типа «Огайо», ответом на которые, напомню, и стали наши «Акулы», принялись переоборудовать под носители куда более компактных крылатых ракет большой дальности. К 2008 году переделали четыре таких корабля.
Почему бы нам то же самое не проделать с «Акулами»? При их габаритах на каждой можно было бы, скажем, разместить десятки, если не сотни давно существующих на российских многоцелевых атомных подлодках стратегических крылатых ракет РК-55 «Гранат», рассчитанных на запуски из 533-мм торпедных аппаратов. Дальность стрельбы каждой РК-55 — 3 тысячи километров. А длина всего 8 метров.
В Минобороны говорят, любое переоборудование «Акул» России обойдется слишком дорого. Говорят, на сэкономленные деньги лучше построить лишний новый стратегический атомоход проекта 955 «Борей». Может быть и так. Нужно считать. Только, как доказывает наш опыт, американцы считают не хуже.
Учтем при этом, что под нож придется пускать не только «Северсталь» с «Архангельском». Уничтожить придется и уникальную систему базирования «водовозов», которую в губе Нерпичья на Кольском полуострове строили четыре года. А именно — специальную причальную линию и специализированные пирсы, с которых ТРПКСН снабжались всеми видами энергоресурсов. Еще — уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР) с двухконсольным краном-погрузчиком грузоподъемностью 125 тонн. Еще — крупнотоннажный плавучий док в Западной Лице. Еще — построенную в тундре уникальную береговую инфраструктуру в Нерпичьей, которая никому, кроме лодок проекта 941 не пригодится.
Это что, ничего не стоит?
Вице-президент Академии геополитических наук, доктор военных наук, капитан 1 раннга Константин Сивков так прокомментировал «Свободной прессе» происходящее с последними «Акулами»:
— Если говорить откровенно, подводные лодки проекта 941 были выведены из состава флота именно потому, что это уникальные корабли, обладающие огромным модернизационным потенциалом. На них можно было разместить очень мощные ракетные системы. Поэтому Соединенные Штаты Америки реально боялись, что эти подлодки останутся в составе российского флота и делали все возможное, чтобы угрозу ликвидировать. А правительство Ельцина приняло все возможные меры для того, чтобы обосновать ликвидацию этих лодок и ракетных систем.
А сегодня уничтожение этих ракет связано уже с тем, что срок их жизни составляет не более 20 лет. С тех пор, как была выпущена последняя их них, прошло уже больше 25. Никаких работ для поддержания оружия в исправном состоянии не проводилось, стрельб — тоже. И, видимо, решили отказаться от этого вооружения окончательно. Лично я считаю это решение неправильным: необходимо было наладить производство таких ракетных систем у нас. Потому что по своим боевым возможностям РСМ-52 значительно превосходит «Булаву». Достаточно сказать, что забрасываемый ею вес равен 2800 килограмм против 1150 у «Булавы».