Большинство наших сограждан довольны жизнью и ждут от будущего только хорошего. По крайней мере, такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Результаты исследования появились через несколько дней после того, как госканалы телевидения показали ряд репортажей о якобы высоком нынешнем благосостоянии россиян.
Согласно данным ВЦИОМ, 67% граждан довольны своим материальным положением. И это рекордный показатель за последние годы. Число тех, кто смотрит в будущее с оптимизмом, всего за последние три месяца выросло с 67 до 74%. Правда, за последний год снизилось число тех, кто позитивно оценивает общий вектор развития страны с 50 до 54% (в начале весны 2013-го таких было 47%).
Если верить ВЦИОМ, то получается, что вся критика власти, требования оппозиции просто безосновательны. Народ доволен и имеет уверенность в том, что будет жить еще лучше. Хотя, вполне возможно, что данные соцопросов просто должны в этом убедить граждан, реального удовлетворения от жизни не испытывающих. Или руководителей государства. В том, что они ведут страну правильным путем и прислушиваться к иным мнениям вовсе не обязательно.
В прошедшие выходные в эфире государственных телеканалов было сделано несколько подсчетов, из которых следует, что жить за последние годы стало и впрямь лучше и веселей.
Сравнивали с доперестроечными годами (недавно Леонида Брежнева большинство россиян назвали самым лучшим правителем). Оказывается, раньше для покупки автомобиля требовалось почти 40 среднемесячных зарплат, а сегодня чуть больше десяти. Впечатляет и статистика последних лет по числу мобильных телефонов. В 2000-м году, в самом начале эпохи стабильности, сотовый телефон считался роскошью, а абонентов в стране насчитывалось всего 3,5 миллиона. Зато в 2012-м, когда Владимир Путин избрался на третий срок, абонентов стало уже 230 миллионов. В десятки раз выросло число подписчиков цифрового телевидения.
Данные действительно впечатляют. Но только на первый взгляд. Ведь рост числа абонентов сотовой сети и удешевление автомобилей и телевизоров можно объяснить просто научно-техническим прогрессом. Поэтому сравнение уровня жизни по числу покупаемых товаров не совсем корректно. Вернее, совсем некорректно.
К примеру, сотовый телефон сегодня имеют многие крестьяне даже в Индии и Африке. По статистике, большинство из них живет на несколько долларов в день, а то и меньше. Но вот сотовая связь им доступна. Нас же пытаются убедить, что если бы не забота власти о народе, то и жили бы сейчас мы при старых «вертушках» в квартирах. Продолжая эту логику, можно предположить, что если бы в 1917 году не свергли царя, то до сих пор писали бы, окуная гусиное перо в чернильницу. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в советское время подобными приемами тоже пользовались, сравнивая количество выпущенных тракторов в 1913 и 1973 годах.
Лукавит современная статистика и относительно того, сколько нужно средних зарплат на покупку автомобиля. В советские годы средняя зарплата была близка к той, что получали большинство трудящихся. Сегодня 1% граждан владеют более 70% богатств страны. В среднем зарплата составляет более 28 тыс. рублей, но большинство работников получают вдвое меньше. Даже странно, что гостелеканалы всего-навсего говорили «раньше не покупали столько машин», а не восклицали «в советское время не строили столько дворцов, а теперь их полным-полно на Рублевке».
Обходят пропагандисты от власти и вопрос о том, что уровень жизни определяется не только числом покупаемых товаров. Да, можно накупить огромное количество китайского барахла, но вряд ли человек будет счастлив, если не сможет вылечиться от болезни и ему никогда не светит иметь собственное жилье. В этом случае покупки последних моделей сотовых телефонов похожи больше на попытку забыть о реальных проблемах, нежели на проявление зажиточности.
Кстати, как говорит заместитель директора социологического Левада-центра Алексей Гражданкин, так называемые индексы оптимизма носят весьма условный характер:
— Мы проводим похожие исследования. Они показывают, что в течение года есть серьезные колебания. На них оказывают влияние разные факторы. От тех, что относятся непосредственно к качеству жизни, как уровень дохода или повышение тарифов, так и косвенные. Влияют на социальный оптимизм политические скандалы. Когда чиновники подают декларацию, то у многих возникает вопрос, можно ли вообще жить в России. Есть факторы, которые никак не связаны с политикой. Это холодная зима или жаркое дымное лето. Обычно в марте мы обнаруживаем провалы оптимизма, а в мае-сентябре его рост, усиливается оптимизм во время новогодних праздников — у всех этих показателей есть сезонная составляющая. Я не могу комментировать данные ВЦИОМ. По нашим исследованиям, в мае этого года индекс оптимизма получился выше, чем в феврале.
«СП»: — И какова доля оптимистично настроенных россиян?
— Мы получили цифры от 53 до 64%. Но эти числа имеют относительный характер. Это как температуру можно мерить по Цельсию, а можно по Фаренгейту. Цифры можно понимать разным образом, они зависят от точности измерительного инструмента. Мы задаем разные вопросы и получаем разные проценты. Единственное, что можно сравнивать — это тренды. Мы можем только отметить повышение или понижение показателей.
«СП»: — Какие вопросы наиболее показательны? И какие вы получили ответы на них?
— Каждый индекс складывается из многих вопросов. Сюда входит и материальное положение, и развитие страны, и ожидания, и положение страны в мире, и состояние культуры, и довольство властью. Все эти показатели складываются в показатели социального оптимизма.
Директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков вообще отказывается верить радужным данным исследований:
— Я не верю данным ВЦИОМ. Как-то не видно у нас на улицах радостных лиц. Поэтому отношусь с недоверием. Да и с какой стати людям радоваться? У нас выросли зарплаты или перестали расти цены? Единственно, наступила теплая погода. Это, конечно, радость, не надо надевать на себя много одежды. Но вряд ли это очень существенное обстоятельство.
«СП»: — Может, данные опросов пытаются использовать для убеждения народа?
— Эти цифры делаются не для народа, а для начальства. «Владимир Владимирович, народ рад, три четверти довольны и живут счастливой жизнью», — докладывают социологи. Руководство страны говорит, что люди так хорошо, как сегодня, никогда не жили. Теперь их слова подтверждают данные опросов. А о народе никто не думает. И никого эти цифры не убедят.
Неужели какая-нибудь пенсионерка, получив жировку за квартиру, возрадуется, как она хорошо живет только потому, что услышит данные опросов? Так не бывает.
«СП»: — Как вы говорите, эти данные пишутся для начальников. Но транслируются они на всю страну. Расхождение между реальностью и сообщениями в СМИ не может вызвать у граждан протест?
— Совершенно верно. Вранье всегда раздражает. Люди уже привыкли к тому, что правду не услышишь. Дошло до того, что люди не верят сообщениям о погоде. Если скажут, что дождя не будет, то люди возьмут зонтик.
Директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий не считает жизнь в России очень тяжелой. Но предрекает скорое ее ухудшение:
— Опросы показывают, что люди довольны, но среднестатистически. У большинства людей дела обстоят не так хорошо. Но по средним показателям уровень жизни в России действительно сейчас, может, самый высокий за всю историю. Другой вопрос — насколько прочно это благополучие. При продолжении нынешней социально-экономической политики ситуация будет ухудшаться. Насколько быстро это будет происходить — вопрос открытый.
«СП»: — Может, благополучие — это иллюзия, вызванная научно-техническим прогрессом?
— Самый пик благосостояния пришелся на время с 2000 по 2007 годы. Тогда сохранялась инерция советского государства: у людей уже были квартиры от советского времени, знания, полученные в советских институтах. Здравоохранение еще не разгромили окончательно, медицина была бесплатная. Хоть мы и оказываем благодарность врачам, мы не платим за их услуги, как в Америке. Где некоторые виды операций просто недоступны некоторым категориям людей. В те годы люди получили преимущества рынка в плане выбора товаров и имели социальные возможности, доставшиеся от Советского Союза в виде квартир, почти полной занятости, работающего транспорта в крупных городах.
Сейчас мы будем наблюдать снижение уровня социальных гарантий. Даже при нынешнем уровне зарплат мы будем иметь снижение качества жизни. У нас будет столько же мобильных телефонов, но будем больше болеть. Поэтому потребление товаров уже не будет так радовать, как сегодня.
В этом плане правительство Медведева представляет реальную опасность. Оно нацелено на активный слом в короткий срок всех достижений социального государства. Тогда обесценятся все успехи, что были в 2000-е годы.
В этом плане мы очень похожи на Турцию. Все 2000-е там уровень жизни рос. Но сейчас государство не обеспечивает людям рост доходов. Неолиберальная политика приводит к ухудшению жизни. Правительство Эрдогана не решает проблемы здравоохранения, экологии городской среды.
У нас ситуация еще более драматичная. Правительство Медведева уничтожает то, что делает жизнь в России более-менее приятной и реально комфортной. Всё уничтожается ради рынка. Остается только то, что имеет плохого рынок. И встает вопрос: это кончится плохо для страны или для правительства Медведева. Я бы предпочел второй вариант.
Поэт и музыкант Вадим Степанцов смотрит на данные социологов философски. Мол, человек всегда хочет верить в лучшее:
— Я думаю, что если не читать фейсбук и просто ездить по Московской области и прилежащим регионам, то данным ВЦИОМ можно верить. Что касается жизни людей в Тульской, Ярославской, Тверской областях, то эти цифры, как я думаю, соответствуют действительности. Что касается глухих мест, вроде Ямало-Ненецкого округа или Дагестана, то ничего не могу сказать. Народ как-то крепчает. Стало больше машин. Московские дачники кормятся от нефтяной трубы, а другие выращивают для них скот, занимаются строительными работами или просто ездят на заработки. И все они стали жить крепче и лучше. А кто водку пил, тот продолжает ее пить. Но тоже, самогон у нас дешевый, а потому и пьющие счастливы, улыбаются. Уверяю вас, что оптимизм в народе есть. Хотя есть и недовольные. Но сколько на свете живу — всегда были недовольные. Не читайте фейсбук. Тогда будут радоваться душа и тело.
Фото Сергей Мамонтов/РИА Новости