В среду к нам поступило преприятнейшее известие. Глава РЖД, животноводческому качеству изделий которого так благодарны 146% жителей России, вдруг оказался уволенным со своего поста. Оппозиционные блогеры испытали острый приступ чувства собственного величия и тайно подумали, что все это благодаря открывшимся фактам о шубохранилищах. Некоторые даже неосторожно написали о своей преждевременной радости. Кремлевские чиновники, мучительно стоящие в коленно-локтевой позе под мудрой вертикалью, встрепенулись и стали присматривать себе новые места, где можно будет наконец уже реализовать свои настоящие мечты о построении из Родины рая. Вот только надо еще чуть-чуть потерпеть в системе сдержек и противовесов. Нормальные жители России тоже наверняка что-то подумали, например, такое: «Собака лает, караван идет». Все были заняты делом. И только глава РЖД, даже не поперхнувшись глухарем, достал свой айфончик (о, где ты, старый добрый Vertu), позвонил Солнцеликому и исправил это информационное недоразумение. Господи, о чем они там вообще разговаривают. Воображение все равно не может представить ничего круче Иди Амина, а ведь наверняка что-то гораздо более увлекательное.
Но скучно уже не было. Потому что раз есть новость, то, значит, должны быть и виновные. Виновных искали весь четверг. Наверняка завели пару уголовных дел, а Владимир Маркин подготовил очередной пресс-релиз в стиле фанатки абажуров, чтобы всяких оппозиционных блогеров покорежило полностью. Журналисты передавали друг другу сплетни, кто же кому позвонил и что это было. Все продолжали исполнять важную миссию по увеличению парникового эффекта в атмосфере.
Уже даже почти складно придумали версию, откуда появилась новость, кто кого взломал, кто в чем виноват и что же делать. Колумнисты из Следственного Комитета правили финальный текст, но тут всем испортил малину кэш Яндекса. Глупая бездушная программа, которой наплевать и на Путина, и на Навального, и даже, простигосподи, на судьбу России, сохранила первоначальное сообщение на сайте правительства. Короткая новость о том, что на пост назначен новый человек. Примерно таких же моральных и профессиональных качеств, что и старый. Для нескольких очень богатых и успешных девушек за тридцать наступил тот самый момент про пуговицу и Министерство обороны.
Тут всем пиарщикам надо было встать и помолчать. Чтобы помянуть старый мир и начать думать, как же жить дальше. Потому что в этот момент дивный новый мир наконец настал. За робота Яндекса пыталась что-то мучительно ответить пресс-служба Яндекса. За робота. Живая пресс-служба. Робот стал ньюсмейкером, о нем говорили в третьем лице и как об одушевленном объекте. За пару часов он стал настолько популярен, что можно было уже ждать новостей на Лайфньюс о том, с кем он спит и когда будет крестить своих детей. А также, что он думает о выдвижении Сергея Удальцова на выборы мэра Москвы.
Этот робот даже не может пройти тест Тьюринга, но уже знает о мире и карме гораздо больше, чем любой пресс-секретарь. Робот ведет себя как особенный ребенок, который точно знает, что белое — это белое, а черное — это черное. И ему совершенно непонятно, почему дефектологи вокруг пихают его в бок и говорят: «Мальчик, сейчас такая ситуация, когда надо сказать, что это не вторичный продукт, а бриллианты, хоть это на самом деле и вторичный продукт. Нет, не спрашивай почему. Тебе этого не понять. На, лучше съешь феназепам». Робота нельзя уволить, у него нет детей, за чью школу надо платить, у него нет кредитного форда и ипотеки, у него нет ставки завуча в Усть-Закуйской школе № 1, и ему даже в голову не приходило выползать из своего мира скриптов на площадь и нацеплять белую ленточку. А чуть что — убегать назад в теплую норку. И самое страшное — он даже не робот в прямом смысле слова. У робота нет никакой физической оболочки, есть только кремниевый носитель, умещающийся у вас в маленьком кармане для часов. Тех часов, которые перестали выпускать лет сто назад, а карманы для них все делают и делают.
Все эти Фицпатрики, Джобсы, Гейтсы и Дуровы с армией Тараториных и неизвестных индийских кривокодеров основали мир, в котором уже ничего не будет происходить по старым правилам, созданных старыми добрыми американцами вроде Херста, Рокфеллера и Гувера. В брутальном убийстве конкурентов, банальном шпионаже на банальное мертвое государство, суровом мужском разговоре в тиши богато обставленных кабинетов или простой старой доброй арматуре будет все меньше и меньше смысла. Новые IT-магнаты могут даже передумать (что очень сомнительно), но скрипт анонимуса передумать не сможет уже никогда. Сегодня ты пишешь PRISM, а завтра PRISM соберет всю информацию против тебя и молча выдаст ее в эфир.
Семинар по какому-нибудь предмету «Теоретические и практические основы по связям с общественностью» на каком-нибудь журфаке теперь должен иметь такие практические задания:
— Робот поисковой службы обнаружил твит вашего начальника, написанный после ссоры с женой и двух бутылок виски. Ваши действия. Правильный ответ: объяснить информационным агентствам, что текст «Я имел раком всех баб, оппозицию и Путина» написала в четыре утра кошка руководства, пока ходила по клавиатуре.
— Камера наблюдений на избирательном участке, установленная технической службой Центральной Избирательной Комиссии зафиксировала вброс бюллетеней и беспристрастно послала записанное видео на общий сервер. Видео уже просмотрело два миллиона человек и неизвестное лицо переписало его на иностранный сервер. Правильный ответ: оперативно объяснить, что настоящая камера была удаленно отключена американскими шпионами, и на сайт ЦИК был загружен художественный фильм.
— Руководство страны уволило главу крупной госкорпорации, но глава позвонил и рассказал что-то такое, от чего руководство страны передумало его увольнять. Вы пресс-секретарь руководства, как рассказать, что всем привиделись новости на лентах информагентств. Правильный ответ: в стране заводы стоят, кругом одни пресс-секретари и пиарщики.
О том, что вот-вот наступит новый мир говорят регулярно, но он же и правда уже настал. Вот он. В государстве все меньше смысла. В зависимых от своих кредитов и глупости людях, кстати, тоже. Шпионы, которые работают не на общество, а на государство, выглядят как идиоты. А честность и справедливость когда-нибудь обязательно победит.
Кстати, а почему у них у всех такой странный стол? Глухари, бобры какие-то. Когда ждать новостей о дятлах и выдрах на завтрак?
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ