Общество

Миллион за «фанеру»

Тайное использование фонограммы будет грозить артистам крупным штрафом

  
5458

Концерты под «фанеру» законодатели хотят сделать экономически невыгодными для исполнителей. Артистов-роторазевальщиков предлагается строго наказывать рублем, а их доверенных лиц в некоторых случаях даже дисквалифицировать за утаивания от зрителя использования фонограммы во время выступления. Соответствующий законопроект внесен в нижнюю палату парламента группой сенаторов и депутатом Госдумы Марией Максаковой-Игенбергс.

Поправки, которые авторы документа предлагают внести в законы «О защите прав потребителей», «О рекламе» и КоАП РФ, не запрещают исполнителям использовать фонограмму. Но уж если он по каким-то соображениям предпочитает не петь, а просто «открывать рот» (речь не идет о так называемых «минусовках»), обязан заблаговременно уведомить об этом своих слушателей.

Нарушителей, по новым нормам, будут ждать серьезные финансовые санкции: для должностных лиц размер штрафа составит от 50 до 150 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до 1 млн. рублей. Если подобное повторится, организаторам концертов или музыкантам «фанерное пение» обойдется уже в сумму до 5 млн. рублей. Должностных лиц, к тому же, за рецидив могут дисквалифицировать на срок от года до трех. Зрителю при этом дается право требовать возврата полной стоимости билета.

Насколько необходимы столь жесткие меры, учитывая, что в действующем законе о защите прав потребителей и так прописано, что артистам запрещено выступать под фонограмму?

— Да, такая норма уже существует. Но в данном случае речь идет о создании условий и механизмов контроля над ее выполнением, — пояснил «СП» адвокат Алишер Захидов. — Статья 10-я закона «О защите прав потребителей» говорит о том, что потребителю должна быть заблаговременно предоставлена полная и достоверная информация об услуге, обеспечивающая возможность ее правильного выбора. Именно поэтому проект обязывает артистов, использующих фонограмму, доносить эту информацию до своей потенциальной аудитории заблаговременно. Иными словами, потребитель должен сам выбирать: пойдет он слушать исполнителя, который будет только рот открывать и улыбаться, или предпочтет другого.

«СП»: — То есть, штрафные санкции вы в данном случае считаете обоснованными?

— Абсолютно. И, несмотря на жесткость, я их полностью поддерживаю. Хотя надо было бы все это сделать еще лет пять назад. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. В любом случае, думаю, это поможет и качество исполнения улучшить, и позволит разобраться людям, кто у нас настоящие артисты. Потому что на сегодняшний день качество техники таково, что смоделировать можно любой звук. И даже хрипение алкоголика легко преобразовать в голос оперной дивы.

Али Левшин, директор заслуженного артиста РФ, солиста группы «Рецитал» Александра Левшина, считает предусмотренные законодателями штрафы все же завышенными:

— Надо понимать, что на сегодняшний день исполнителей, которые реально собирают полные залы, у нас не так много. На большинство приходит либо ползала, либо чуть меньше. И по выручке едва выходит на «ноль» или в небольшой плюс. Поэтому пересматривать надо ценовую политику. С учетом того, какая площадка, какой город, что за артист? Потому что в каждом городе ценовая политика разная. Что касается фонограммы, то бывают такие мероприятия, где без нее не обойдешься. Например, невозможно провести большое уличное мероприятие с телевизионной съемкой. То есть, существуют нюансы, которые необходимо учитывать.

«СП»: — Предупреждать зрителя обязательно?

— Мое мнение: предупреждать официально артист не должен. Потому что такой момент внесет определенный дискомфорт в его отношения со зрителем. Ведь сцена подразумевает, что артист находится в контакте со слушателями. А фонограмма… Она априори имеет некий отрицательный подтекст. Если придется указывать на фонограмму в афише, это надо делать так, чтобы не оттолкнуть зрителя от артиста. Неправильно клеймить позором все концертные мероприятия с элементами шоу только потому, что на них используется фонограмма.

Проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыковед Дина Кирнарская, в свою очередь, признает, что проблема гораздо глубже:

— Вообще я не очень верю в силу административных запретительных мер. Это еще одна лазейка для коррупции. Потому что тот, кто пойман за руку, легко, так сказать, согласится на компенсацию. Как это иногда у нас бывает и в дорожном движении, и в прочих ситуациях. Запретительные меры плохо работают всегда. Надо разобраться для начала: почему у нас эти самые фонограммы так распространены на эстраде?

«СП»: — И почему же?

— Потому что в цивилизованном мире основной доход артиста — это продажа дисков. И таким образом они компенсируют свои творческие усилия. У нас же это — «чес», концерты. И для того, чтобы обеспечить определенный уровень жизни, артисты вынуждены чрезмерно много давать концертов. И соответственно — насиловать свой голос сверх всякой меры. Что недопустимо. То есть, это ситуация с авторским правом подталкивает их к концертам под «фанеру». Потому что никаким иным образом они заработать не могут. Не работает в России продажа дисков, которая во всем мире является основным источником дохода артиста.

«СП»: — Но у наших-то есть еще доходы с корпоративов. Налогами, между прочим, не облагаемые…

— Да, с корпоративов они не платят налогов. Но просто ситуация сложилась таким образом — закон есть об авторском праве, но он фактически не соблюдается. У нас вообще правовое сознание недостаточно развито. И такая нездоровая ситуация не первый год существует.

Вот обратили внимание на использование фонограмм. Плохо это или хорошо? Вопрос даже не в этом. Просто тогда надо решать проблему комплексно. Надо решать проблему соблюдения авторских прав, а не выхватывать произвольно какой-то кирпичик из здания и пытаться что-то изменить. Нужно думать не о том, что запрещать и администрировать. А создавать условия, при которых вот такая ситуация будет невыгодной, некорректной, не комильфо. Чтобы сами артисты не стремились к этому, чтоб это им было не нужно, чтоб это было для них унизительно и стыдно. Вот к чему надо стремиться.

«СП»: — Но есть мнение, что такой шаг как раз оздоровит наш шоу-бизнес и сгонит со сцены «безголосые» псевдодарования.

— А это — воспитание вкуса. Опять другая сторона. Снова мы говорим не о запретительных мерах, а о создании условий общественных. Когда эти самые «безголосые» будут невостребованы. Публика разберется, услышит, увидит. Ведь в целом, заметьте, уровень эстрады российской значительно ниже, чем в цивилизованных странах. Об этом и о причинах этого можно писать тома. Но применительно к закону мы можем только сказать, что нужно опять-таки путем повышения вкуса, художественного воспитания, художественного образования, повышения культурного уровня привести к ситуации, чтобы сами зрители гнали со сцены низкопробных исполнителей. Сейчас это проблема. И остается только посетовать, что наши люди пока настолько невзыскательны, нетребовательны, неразвиты и «ведутся» на любую халтуру.

Из досье «СП»

"Фанера" законодательно запрещена во многих странах мира, сообщает сайт www.guruken.ru/guruken/nad_Rossiei. В частности, в Азербайджане, как только министром культуры назначили знаменитого певца Полада Бюль-Бюль оглы, он тут же запретил использование фонограмм по всей стране. Даже российским гастролерам там приходится соблюдать эти правила игры.

Примеру Азербайджана последовала и Туркмения. Указом Туркменбаши «фанера» запрещена не только на обычных концертах, но и в телеэфире, и даже на свадьбах.

В Узбекистане приняли закон об информировании потребителя в случае использования фонограммы под страхом большого штрафа. Результат — примерно четверть исполнителей тут же ушла со сцены, остальные приспособились.

В Китае сделано еще проще. За разовое использование плюсовой фонограммы артистов штрафуют на 12,5 тыс. долл. За повторное использование — запрет на профессию. Обжаловать принятое решение нельзя.

В США фонограммные выступления также запрещены и преследуются законом в случае, если об этом не было указано в билетах и в рекламе выступлений.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня