Военные Египта отвергли предложения президента страны Мухаммеда Мурси по выходу из кризиса и продолжают настаивать на отставке главы государства. Во всех крупных городах не прекращаются многотысячные манифестации оппозиции. На фоне протестов в Турции и военных неудачах боевиков в Сирии многие эксперты уже предрекают скорую утрату доверия исламистам во многих мусульманских странах.
Александрия, Порт-Саид, даже города-курорты охвачены массовыми акциями протеста. В Каире народом заполнена вся площадь Тахрир. Люди требуют отставки президента Мурси и смены исламистского режима. В ситуацию уже вмешалась армия. Вначале она выставила ультиматум и пообещала взять власть и приостановить действие конституции до новых выборов.
Увидев, что в ситуацию вмешалась армия, Мурси предложил провести референдум о доверии себе, подготовить проект новой конституции, принять новый закон о выборах. Но министр обороны Египта Абдель-Фаттах аль-Сиси отверг все предложения. Высший совет вооруженных сил уже заявил, что люди в погонах готовы «пролить свою кровь» ради достижения мира в стране. Мурси в ответ обещает вывести на улицы своих сторонников, которых у него действительно немало.
Мурси был избран главой государства год назад от Партии свободы и справедливости, которая была образована находящимися в подполье при прежнем руководителе Хосни Мубараке «Братьями мусульманами». Мурси всегда позиционировал себя как сторонник неукоснительного соблюдения всех мусульманских догм, неоднократно выступал за замену светского правосудия судом шариата. Подобные лозунги позволили ему набрать более половины голосов во втором туре выборов, а потом протащить на референдуме новую конституцию. Несмотря на массовые протесты в ноябре прошлого года, документ, где был зафиксирован значительный отход от принципов светского государства, получил поддержку большинства. Сейчас, судя по многим социологическим опросам, большинство египтян продолжает поддерживать «Братьев мусульман». Оппозиция явно рассчитывает не на демократическое большинство, а на массовый протест.
Похожая ситуация сложилась сегодня в Тунисе и Турции. Опросы говорят о значительной поддержке исламистских режимов, но меньшинство намерено добиваться своего на площадях.
Чтобы разобраться в происходящем в том же Египте необходимо проанализировать структуру общества. Жизнь в Египте сегодня крайне неоднородна: в крупных городах — одна, на селе — совсем другая.
Почти 60% населения Египта составляют крестьяне. Их жизненный уклад и социальные отношения в деревне очень похожи на те, что были в нашей стране лет 100 назад. Большинство крестьян не имеют земли и вынуждены работать на полях богатых помещиков. Механизация труда очень низкая, а основная тягловая сила это ослы. Деревенские жители буквально прозябают в страшной нищете. В семьях обычно по десять детей. Родители в школу их, как правило, не отдают, а используют для сельскохозяйственных работ. Зато среди крестьян очень высока религиозность. Большинство женщин предпочитают ходить в парандже. Выйти на улицу без платка значит опозориться на всё село. Деревня — это традиционная электоральная база «Братьев мусульман».
В Каире или Александрии жизнь совсем другая. Родители стремятся дать детям образование, люди пользуются достижениями научно-технического прогресса. Многие девушки предпочитают носить короткие юбки и ярко краситься. Образованные люди стали локомотивом протеста, заставившего Мубарака уйти в отставку. Сейчас они могут заставить уйти уже Мурси. Но не факт, что на следующих выборах не победит какой-нибудь более радикальный исламист.
Кстати, выборы в Египте проходят весьма специфически. Каждый пятый мужчина и каждая третья женщина в стране не умеют читать. Но право голоса они имеют. Выбрать своего кандидата помогают специальные значки рядом с фамилией в бюллетене. На агитационных плакатах вместе с изображением кандидата и фамилией обычно изображен какой-нибудь предмет: будильник, кораблик, пистолет, цветочек, пальма, мотоцикл. Можно представить, как о политических предпочтениях разговаривают неграмотные избиратели.
— Ты за кого голосовал?
— Я за кораблик, мечтаю путешествовать.
— А я за пальму, хочу себе высокий дом.
— А я за пистолет…
Образованные люди с таким положением дел мириться не хотят. Вкусившие плоды цивилизации жители Ближнего Востока не желают жить в новом средневековье, куда активно их толкают исламисты.
Нет ничего удивительного, что после «арабской весны» к власти в некоторых государствах пришли сторонники радикального ислама. Победили они и на выборах в Турции. Но сейчас можно наблюдать рост движения за светское государство.
Кстати, похожий процесс можно было видеть совсем недавно и у нас в России, на Северном Кавказе. На фоне развала СССР, экономических и социальных неурядиц 1990-х в республиках края быстро набирали популярность религиозные экстремисты. Но потом, с ростом материального благосостояния, началось контрдвижение. Многие говорят о том, что протест против клерикализации сегодня зреет и в Чечне, где власти обязали женщин носить платки, а госслужащих по пятницам надевать персидский халат.
Массовый протест в Египте наглядно демонстрирует, что в 21-м веке навязать людям устаревшие порядки не так-то и легко.
— В Египте всегда было сильное движение за светское государство. Но оно характерно только для небольшой группы населения, жителей Каира и Александрии, — говорит научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров. — Для большинства же неприемлем западный образ жизни и более симпатичен восточный «life style». Нынешние протесты можно назвать реакцией на исламизацию со стороны образованного меньшинства. Кто категорически не согласен с исламизацией — это женщины-христианки. Мусульманские нормы, особенно в версии Мурси, лишают их всех прав. Они будут очень зависимы от своих мужей и отцов, не будут иметь возможности распоряжаться своим имуществом.
Хотя нынешний протест вызван не только исламизацией. На первом плане стоят экономические трудности: рабочих мест мало, зарплаты низкие. Год назад Мурси победил за счет голосов крестьян.
Усугубляет положение Мурси то, что сейчас «Братья мусульмане» раскололись. Ранее в этом движении были представлены все страты египетского общества. Ныне они раскололись по классовым интересам. Поэтому сейчас мы будем наблюдать перегруппировку политических сил. Часть «Братьев мусульман» встанет к Мурси в оппозицию. А вот олигархи, которые были верны Мубараку, вместе с богатыми людьми из «Братьев мусульман» будут на стороне Мурси.
По моим оценкам, Мурси устоит, если не вмешается армия. Но главные военачальники отправлены в отставку. Не знаю, смогут ли отставники отдать приказ на восстание. Среди действующего генералитета мне не известны люди, способные осуществить переворот, хоть армия к нему и готова.
Но важно помнить, что Мурси — кандидат от деревни. На его стороне стабильное большинство. Сейчас произошло классическое столкновение города и деревни. Но крестьян больше, и на любых демократических выборах крестьяне одержат победу.
«СП»: — Деревня больше по численности, но город более привлекателен.
— И у крестьянина может быть ноутбук, блог в Интернете, мобильный телефон, телевизор. Но эти вещи совершенно ничего не меняют в его социальном статусе. Он будет стремиться сохранить тот социально-экономический порядок, который обеспечивает ему выживание.
Люди живут на маленьких участках земли и никак не связаны между собой. Но они чувствуют, что их интересы должны быть представлены. Эту роль выполняет человек, который формально к крестьянам не имеет отношения. Но его усилия воспринимаются деревней с одобрением, так как он пытается подавить город, городских краснобаев, либералов. То есть, кто, по мнению крестьян, пользуется их оторванностью от социальной жизни и обирает их. Это — откровенный бонапартизм, и Мурси — маленький бонапартик. Пока не известно, станет ли он большим бонапартом или останется карликовым, каким, к примеру, в Германии был фон Папен.
«СП»: — Имеют ли сторонники западного пути шансы на победу в Египте?
— Проблема египетских либералов в том, что они не знают, чего хотят. Они одновременно играют в две взаимоисключающие игры. С одной стороны, в парламенте они требуют революции и призывают народ к оружию. С другой, — на улице они говорят о парламентаризме и о мирном развитии революции. Это выглядит настолько двуличным и смешным, что смотрится как самопародия. Поэтому я невысоко оцениваю их шансы на власть.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Владимир Сотников предрекает скорую отставку Мурси, но не берется предсказать исход цивилизационного конфликта:
— Сейчас в Египте мы наблюдаем отход общества от исламизма. Два года назад люди требовали ухода Мубарака, год назад голосовали за «Братьев мусульман». Сейчас люди увидели, что исламистский режим — это не то, чего они хотели. Поэтому и выступают против этого режима и хотят светского государства.
Вообще, мы наблюдаем в мире кризис исламистских режимов. В частности, мы это видим в Тунисе. Там тоже идут сильные антиисламистские выступления. Мы это видим в Сирии. Перед угрозой прихода к власти исламистов объединились даже противники Асада. Сейчас мы видим, что есть откат от результатов «арабской весны». На мой взгляд, это вполне закономерный процесс. Это — хороший тренд.
Что касается Египта, то считаю вероятность смещения президента Мурси военными весьма высокой. На Ближнем Востоке армия — это сила, с которой надо считаться. Похожие процессы мы наблюдаем и в Турции, где пока протест немного стих.
Вообще, мы видим именно тренд. Люди в разных странах не хотят, чтобы у власти находились исламистские режимы.
«СП»: — Кто окажется сильнее: безмолвное крестьянское большинство или образованное меньшинство?
— На этот вопрос сейчас сложно дать однозначный ответ. Слишком много факторов влияет на ситуацию. Да, протестуют против исламистов образованные молодые люди. Но насколько протестующие будут едины и последовательны. Надо посмотреть на развитие событий в Египте и Турции. Крестьяне действительно молчаливо поддерживают исламистский режим, а они составляют большинство.
«СП»: — Есть мнение, что хаос выгоден США. Можно говорить о том, что сейчас американцы терпят поражение на Ближнем Востоке?
— Есть такие данные, что американцы добивались смены закостенелых режимов и прихода к власти выгодных для США политиков. В этом плане американцы не проигрывают. Они прекрасно понимают, что будущего за крестьянским молчаливым большинством нет.
Возможно, американцы найдут новую основу для своего проекта, которая позволит им иметь управляемые власти в разных государствах. Просто учтут ошибки.
На мой взгляд, американские аналитики ожидали событий «арабской весны». Но всё случилось быстрее всяких ожиданий. Разразившийся шквал бунтов застал США врасплох. Но у Штатов есть четко обозначенные геополитические и экономические интересы. Поэтому они не смиряться с утратой контроля над странами. Если падут исламисты, то американцы придумают что-то еще. Но в Америке понимают, что народ не будет терпеть бесконечную смену одного прогнившего режима на другой.
— Прогресс не остановить. В итоге победят образованные люди, а не безграмотные крестьяне. В этом нет сомнений, — сказал «СП» главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Сергей Кара-Мурза.
Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский