Общество

Долговая отписка

Минфин предлагает навсегда закрыть вопрос о советских вкладах и гособлигациях, рассчитавшись по грабительскому курсу

  
6177

Государство решило одним махом сбросить с себя бремя долгов собственным гражданам, унаследованное им еще от правительства СССР. Минфин предлагает поставить точку в зависшем на два с лишним десятилетия вопросе о советских долгах 25 декабря 2020 года. Однако в обмен на полновесные, когда-то с трудом делавшиеся из куцых зарплат, сбережения в официально не знавших инфляции советских рублях министерство предлагает совершенно неадекватные выплаты.

Безо всякого информирования прессы, как это делается обычно в других случаях, еще 4 июля этого года министерство финансов направило в правительство законопроект «О погашении государственного внутреннего долга России по дореформенным сбережениям граждан Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Этот документ затрагивает открытые до 20 июня 1991 года в «Сбербанке» гарантированные государством вклады на сумму 315,3 млрд советских рублей, сделанные до 1 января 1992 года взносы в «Росгосстрах» по договорам личного страхования (29,4 млрд руб.) и государственные облигации СССР и РСФСР, приобретенные также до 1 января 1992 года (840 млн руб.). Получается, что государство должно достойным образом уладить просроченные денежные обязательства собственным гражданам в размере 345,5 миллиарда советских рублей.

Ныне действующий закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», принятый Госдумой в 1995 году предполагает переоформление упомянутых вкладов в государственные ценные бумаги без указания срока такой операции. Однако необходимые подзаконные акты приняты не были, так что этим предложением никто не воспользовался. По расчетам Минфина, сегодня реализация этого закона с учетом инфляции за прошедшие годы увеличила бы официально государственный долг на 29,6 трлн. рублей или в 6 раз. Безусловно, эта ноша представляется чиновникам неподъемной, поскольку она весит в 3 раза больше годового федерального бюджета. Для граждан выполнение проведенного 18 лет назад коммунистическим большинством Госдумы закона означает обмен по курсу 85 нынешних рублей — за один советский.

И смысл поданного 4 июля Минфином законопроекта состоит именно в том, чтобы аннулировать проведенный КПРФ закон: «Учитывая нереальность полного восстановления сбережений», — говорится в пояснительной записке к проекту закона. Взамен предлагается куда более «реалистичный» курс: за 1 советский рубль Минфин предлагает аж 4 (!) нынешних. И это, учитывая тот очевидный факт, что все эти годы государство использовало по своему усмотрению (читай: «крутило») десятилетия эти не принадлежащие ему деньги!

Что означает предлагаемый Минфином курс на практике? Литр молока стоил в конце 1980-х годов в СССР 20 копеек, сегодня — 40 рублей. Разница — в 200 раз! Бензин Аи-92 продавали по 13 копеек за литр, сегодня — 29 рублей. Разница — в 223 раза.

В 1991 году крутили пальцем у виска в сторону человека, платившего 1 тысячу долларов за «однушку» в брежневской панели у окраинной станции метро в Москве. Потому что ее можно было купить за 800 долларов. Даже если не брать официальный курс 65 советских копеек за 1 американский доллар, — потому что он работал только по межгосударственным контрактам, — а взять для расчетов «рыночный», которым пользовались тогда расплодившиеся повсеместно мелкие спекулянты, — по 6 рублей за 1 доллар, — то получится, что московскую жилплощадь вместе с пропиской в новом доме 22 года назад можно было приобрести примерно за 4800 рублей. Правда, период этот длился недолго, а сбережения в единственном тогда доступном для операций с населением Сбербанке было невозможно снять из-за объявленного этой кредитной организацией в одностороннем порядке моратория. Сегодня аналогичная квартира в уже состарившихся домах у тех же станций обойдется под 6 миллионов рублей. Разница — в 1250 раз! При том, что тогда это было почти элитное по качеству жилье, а сегодня — самое дно эконом-класса.

Допустим, в глубинке дома подорожали не так резко, как в столице, и все же — темпы роста и там составили гораздо больше, чем 85 раз. А обсуждать 4-кратную разницу даже и не смешно. Кроме того, ко вкладам, закрытым в 1992—1995 годы, будет применен понижающий коэффициент от 0,6 до 0,9. То есть, перед начислением компенсаций по курсу 4 к 1 депозиты сначала обесценят в 3−10 раз.

Несмотря на вопиющую несправедливость и антисоциальную направленность этих расчетов и МВД, и Минюст уже поставили одобрительные визы под этим законопроектом. Возражения по существу пока подало лишь Минэкономики: «Ни в законопроекте, ни в пояснительной записке не содержится обоснование такого незначительного уровня компенсаций, как 4:1. Между коэффициентами 85:1 и 4:1 находится достаточное пространство вариантов», — говорится в письме заместителя министра экономического развития Олега Фомичева. По его мнению, Минфин принял решение, исходя из объема расходов, комфортного для госбюджета. Однако из-за большой значимости для широких слоев населения планы министерства финансов надо доработать. Однако из ведомства Силуанова парировали: этот вопрос не входит в компетенцию Минэкономики, а потому Минфин будет продвигать свое предложение.

— Позиция Минфина выглядит как издевательство, а позиция Минэкономразвития — как лицемерие, — отмечает председатель Экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. Ведь речь идет не о нагрузке на бюджет, а о восстановлении в обществе веры в государство, в справедливость. А людям предлагают подачку, как-будто государство сегодня немощное и нищее. Но ведь при этом все знают, что Россия размещает огромные финансовые резервы за рубежом. При таком подходе нельзя добиться согласия в обществе, и сегодняшняя непростая социальная обстановка будет только нарастать.

«СП»: — Как сегодня начисляются компенсации по советским вкладам?

— Сегодня Сбербанк по факту выдает компенсации по вкладам по курсу 3 к 1 лицам до 1946 года рождения, а более молодым гражданам — по курсу 2 к 1. Предложение Минфина не справедливо по сути, потому что, кто имел в конце 1980 годов 6 тысяч рублей, мог купить, по крайней мере, в теории, на эти деньги новые «Жигули». А сегодня ему предлагается компенсация в 24 тысячи рублей — то есть фактически комплект резины к этим «Жигулям».

Лицемерие же Минэкономразвития состоит в том, что оно соглашается с постановкой вопроса о тяжести выплат для бюджета, хотя на самом деле вопрос состоит в том, что эту давнюю историю надо закрыть так, чтобы люди чувствовали, что их интересы учтены, чтобы они приняли эту компенсацию как восстановление государством исторической справедливости, а не как очередное наглое обдиралово. Потому что без этого легитимизировать в обществе события начала 1990 годов не получится. Население так и будет чувствовать, что государство им должно, но кинуло и платить не хочет.

«СП»: — К тому же, до 2020 года рубль еще немало обесценится?

— В этом особое издевательство. Ведь сегодня большинству тех, кто мог бы претендовать на выплаты уже 70−75 лет. Стало быть, к 2020 году тем немногим из них, кто доживет до той поры, будет уже хорошо за 80 лет. Наверно им гораздо нужнее эти деньги сейчас, не тогда, когда могут и вовсе не понадобиться…

Давайте учтем, что часть держателей обязательств государства за истекшее время уже умерла, не оставив наследников, значительная часть утеряла свои первоначальные документы, перед значительной частью долг был погашен по курсу 2 к 1, 3 к 1. То есть на самом деле, людей, которые могли бы формально предъявить требования не так уж и много. О фактическом состоянии дел знают только Минфин и Сбербанк. Так вто наверняка можно было бы провести все выплаты по нормальному курсу уже в будущем году. Принять решение, например: в 2014 году полностью советский госдолг перед населением погасить. К тому же, совершенно не известно, что в стране и в экономике будет к 2020 году.

«СП»: — А какой курс, на Ваш взгляд, нормальный?

— Я неоднократно за последние гоы приводил в пример бывшую советскую республику Азербайджан, который по небольшим вкладам выплаты сделал по курсу 30 к 1, по большим суммам — 15 к 1, а по огромным депозитам — 10 к 1.

Нелепо рассуждать о неподъемности этих бюджетных обязательств, когда государство держит огромные суммы в Фонде национального благосостояния, в Резервном фонде. К тому же, можно было бы не выплачивать сразу наличные одним куском, а выдать акциями приватизируемых крупных госпредприятий по рыночной цене, направить их на адресную доплату к пенсиям. Существует много вариантов, которые могли бы устроить население. Я думаю, что абсолютное большинство устроило бы, если бы им зачислили эти деньги по курсу 30 к 1 на личный пенсионный счет.

А сегодня Минфин выступает с революционным предложением выплатить не 600, а 800 долларов, но не сегодня, а через 7 лет. И это по вкладу, на который можно было купить новый автомобиль.

Фото: Юрий Простяков/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня