18+
суббота, 1 октября
Общество

Последнее погружение «Новосибирского комсомольца»

Под болтовню об усилении патриотического воспитания в Москве ликвидирован уникальный музей истории флота

  
5400

В канун Дня Военно-Морского флота, который страна отметит в последнее воскресенье июля, в Москве исчез один из самых необычных музейных комплексов столицы — мемориальная подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (в классификации НАТО — «Tango»). Не один десяток лет прослужила она на Северном флоте. А в 2006 году обрела, как тогда казалось, вечную стоянку на берегу Химкинского водохранилища в парке «Северное Тушино». Администрация Юрия Лужкова, в то время мэра главного города страны, отремонтировала уникальную субмарину и открыла в ней музей истории ВМФ России.

На днях, спустя без малого пять лет после открытия, сотрудники «Новосибирского комсомольца», ветераны-подводники Владимир Виноградов, Сергей Капитанов и Ян Гебель сообщили: нет больше музея, созданного на борту их «Б-396», закрыт он дирекцией парка.

Некоторые подробности происшедшего моряки сообщили в известный на всю страну Петербургский клуб моряков-подводников. «Незаметно для всех, — пишут они, — музей-подводная лодка „Новосибирский комсомолец“ прекратил свое существование. Многие сотрудники уволены „по сокращению штатов“. Лодка обесточена, экскурсионная работа прекращена… Большинство экспонатов из-за отсутствия необходимого им ухода подвергаются агрессивным воздействиям окружающей среды и безразличному отношению. В очередной День ВМФ морякам и ветеранам флота столицы негде будет собраться».

─​ Беда у ребят, — отозвался на это письмо флотских товарищей и звонок корреспондента «СП» капитан 1 ранга запаса, руководитель клуба моряков-подводников Игорь Курдин. — Как можно было закрывать ТАКОЙ музей? Ему ведь нет аналогов. Столько было сделано в свое время для его открытия, чуть ли не вся страна помогала. Как интересно, плодотворно он работал!..

О популярности лодки-музея красноречиво говорят цифры: посетители не уходили отсюда часами. За год «Новосибирский комсомолец» посещало до 100 тысяч человек «старых и малых» — по нынешним меркам достаточно высокий показатель. На корабле была большая экспозиция, посвященная истории флота России. Для посетителей проводились экскурсии в дизельный, аккумуляторный, торпедный, электромоторный, жилой и кормовой отсеки, в офицерские каюты.

В торпедном отсеке, к слову, сохранены мины и торпеды (понятно, — без взрывчатой «начинки»), водолазные костюмы. А возле подводной лодки под открытым небом установлены образцы военно-морского техники — перископ, выдвижная антенна, аварийно-спасательный буй, имитатор торпеды, штурмовой катер на воздушной подушке. А даже — экраноплан, равного которому нет в мире. Да тут дня любопытствующим не хватало, чтобы всё обойти, посмотреть, потрогать! И, к слову, за чисто символическую плату: 180 рублей стоил входной билет на борт «Б-396» для взрослых, 50 рублей — для школьников, студентов.

─​ Мне безумно жаль терять «Новосибирский комсомолец», — призналась «СП» заместитель главы администрации муниципального округа Северное Тушино Наталия Майорова. — Мы активно сотрудничали с этим уникальным музеем, радуясь, что находится он именно на нашей территории. Субмарина была центром притяжения для тех, кто приходит в парк, само собой — для школьников. На её борту, в её отсеках проходили уроки истории, а также встречи с ветеранами и с действующими моряками, в частности, родного для лодки Северного флота. Все любили этот корабль. Тем более что в Москве другого такого нет!

«СП»: — Вы пытались бороться за него, Наталия Константиновна? Может, стоило привлечь общественность?

─​ Наши возможности, увы, ограничены. Неоднократно говорили директору парка о том, что ни в коем случае нельзя закрывать музей. Но он, увы, из тех людей, которые слушают, похоже, только себя. Приказать же ему не можем, не в наших полномочиях. К тому же, никто и предположить не мог, что подобное может случиться. Мы все думали: уж что-что, а музей-подлодка наверняка останется. И вдруг узнаем об увольнении 2/3 его сотрудников, а затем о закрытии мемориальной субмарины.

«СП»: — Директор парка Илья Чернышев сам не из моряков? Как давно вообще руководит парком?

─​ Вот это самое интересное. И полугода не прошло, как он был назначен в «Северное Тушино». С ходу взялся всё тут реорганизовывать. Объявил, что «всё плохо». А как хорошо, знает только он сам. Для примера. Собирается среди прочего строить открытый бассейн с подогревом воды. Чтобы провернуть подобное на открытом водоеме Химкинского водохранилища, надо ого-го какие финансовые возможности иметь! Я, узнав, поинтересовалась у Чернышева: для желающих искупаться бассейн будет бесплатным? Он в ответ посмеялся: бесплатный сыр, мол, нынче только в мышеловке. К слову, в парке много лет занимается большая группа любителей зимнего плавания. Очень славные люди, среди них много наших добровольных помощников. Так вот он и им, как говорится, перекрыл кислород, лишив для начала раздевалки. Потом, видимо, будет брать плату за то, что ходят по дорожкам парка, дышат здесь воздухом.

Звоню в дирекцию парка «Северное Тушино». Не может быть, думаю, чтобы вся реорганизация вот так банально свелась к платным услугам. Не должно так быть.

─​ Ну что вы всё звоните? Нет директора. И сегодня не будет, — отчитал меня некий сотрудник, не пожелавший представиться.

«СП»: — Извините за беспокойство, но я первый раз набрала ваш номер

─​ Целый день названивают. Работать не дают. Всё про музей с подлодкой спрашивают. Устал отвечать — закрыли его на неопределенный срок. А у вас какой вопрос?

«СП»: — Об этом музее.

─​ Я всё сказал.

Сотрудница департамента культуры Москвы, назвавшаяся просто: «Я из другого отдела, зачем вам мое имя?», несколько прояснила ситуацию. Всё дело в том, как оказалось, что после реорганизации, затеянной И. Чернышевым и поддержанной департаментом, корабль передали в ведение дирекции парка «с потерей первоначального назначения». Проще говоря, он утратил статус музея, став частью парка — как какая-нибудь рядовая каруселька. А каруселями ведает директор, единолично решая, какой из них крутиться, а какую можно и списать на металлолом. Понятно, что на рынке вторчермета за многотонную субмарину заплатят больше, чем за качели-карусели…

─​ В середине мая нам объявили о резком сокращении штата, — рассказал Владислав Шевченко, главный инженер музея-подлодки. — В одночасье уволено 15 сотрудников. Под сокращение попали опытные экскурсоводы, а также моряки, принимавшие участие в создании экспозиций. Мы, конечно, вздрогнули от неожиданности, но промолчали, решили — мера вынужденная, из-за финансовых трудностей. Теперь пожинаем плоды: с 1 июля музей закрыт. В настоящее время разбираем экспонаты. Где их хранить — пока неясно. Складываем в сараюшке в парке… Официально музей закрыт на ремонт. Как раз к 1 июля проектировщики должны были якобы предоставить необходимую документацию. Её обещали с нами согласовать, всё-таки наше детище. Но никто ничего не согласовывал. Похоже, нет никакого проекта реконструкции. И будет ли?..

История с «Новосибирским комсомольцем», увы, не первая с нашими уникальными кораблями. «СП» не так давно рассказывала о печальной судьбе первенца советского атомного ракетного подводного флота — подводной лодки «Ленинский комсомол». Знаменитого «Ленкома», первым всплывшего во льдах Северного полюса. За субмарину, списанную из боевого состава и догнивающую на судоразделке в Мурманске, не один год бьются российские моряки. Идея их в том, чтобы перевести легенданый корабль в Питер, поставить рядом с «Авророй», сделать еще одним музеем Северной столицы. Но, несмотря на многочисленные обещания властей пойти навстречу, «отремонтировать, поставить у причала, открыть музей», субмарина по-прежнему ржавеет близ Мурманска, брошенная, в сущности, на произвол судьбы.

И как относиться после этого многочисленным призывам президента России Владимира Путина «активней вести военно-патриотическую работу, используя для этого имеющийся в стране богатый исторический материал»?

«Материал» ржавеет, чиновники наглеют…

Справка «СП».

Дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б «Сом» построена в 1980 г. по проекту инженеров петербургского ЦКБ «Рубин» на заводе «Красное Сормово» в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). C 1981 года входила в состав 4-й Краснознаменной эскадры подводных лодок Северного флота. Совершала боевые походы в Средиземном море, в Северную и Южную Атлантику, к западному побережью Африки, а также в Баренцевом и Норвежском морях.

После списания в 1998 году выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем Балтийского флота «Дружный» проекта 1135. Оба корабля-ветерана отбуксированы в Москву в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения.

26 июля 2006 года, в канун Дня ВМФ РФ, в столичном районе Северное Тушино в дизельной торпедной субмарине открылся для посещения музей «Подводная лодка». Сохранены все шесть отсеков, а центральный пост управления стал выставочным залом.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье