Общество

Гаражные войны

Строительство паркингов вовлекло в конфликт с властями более 6 миллионов москвичей

  
3764

Как стало известно «СП», сразу 12 общественных объединений столицы подготовили совместное обращение в Конституционный суд с жалобой на политику столичных властей в гаражном вопросе. Претензии горожан таковы: полная нецелесообразность строительства многоуровневых подземных паркингов; несоответствие Конституции решений столичного правительства, на основании которых ведется изъятие старых гаражей советской постройки, а также высокий уровень коррупции на таких проектах. Если учесть, что в столице проживает более 1,5 миллиона владельцев предназначенных под снос гаражей, то станет понятно, что конфликт затрагивает интересы значительной доли москвичей.

За подробными разъяснениями «СП» обратилась к инициатору этого обращения, руководителю «Института общественно-политических технологий» Льву Штукину.

«СП»: — Чем вызвано недовольство городской программой гаражного строительства?

— Речь идет о так называемой программе «Народный гараж», которую мы называем антинародной. Она была принята в рамках постановления правительства Москвы № 685 от 28.07.2009 г. Хотя она была создана командой Лужкова, однако при старом мэре было реализовано всего два небольших проекта, средства на которые привлекались у заинтересованных автолюбителей. То есть, люди буквально своим рублем заранее проголосовали за востребованность этих объектов, и при этом не тратились деньги налогоплательщиков из городского бюджета.

Теперь ситуация в корне поменялась. С 2010 года в Москве построено уже 102 авто-паркинга, только за прошлый год городской бюджет потратил на ту программу 8 миллиардов рублей. В 2013—2014 годах запланировано построить еще 96 парковочных объектов общей вместимостью около 25 тысяч машиномест в основном за счет бюджетного финансирования. Казалось бы, огромные траты, но какова отдача? Из уже сданных в эксплуатацию 34,5 тысяч машиномест более 60% уже оказались невостребованными.

Причины понятны: фантастически высокая стоимость 1 машиноместа: от 700 тысяч до 2−3 млн рублей, высокая эксплуатационная стоимость 2000 — 3000 рублей в месяц за машиноместо, неудачное расположение автопаркингов, которые буквально «втыкают» на уже обжитые территории жилой застройки. Например, сегодня собрано более 1500 подписей жителей под протестом о строительстве 11-этажного паркинга возле метро «Алтуфьево» на площадке для разворота автобусов, это в 30 метрах от детской игровой площадки и зимнего хоккейного катка.

Приведу другой пример. Ради строительства многоуровнего паркинга в СВАО на улице Корнейчука было снесено около двух тысяч плоскостных гаражей, построенных десятилетия назад. Возведенный на этой площади паркинг имеет всего лишь 600 машиномест, несмотря на агрессивную рекламу в нем продано всего лишь 10 машиномест! И на все это идут средства налогоплательщиков!

«СП»: — Что отпугивает людей от приобретения машиномест, ведь машины ставить где-то надо?

— В подобных паркингах отсутствуют какие-либо гарантии от порчи автомашин, нет охраны или присмотра. Даже под окнами у каждого подъезда есть камеры, можно выглянуть из окна. Плюс к этому в этих «этажерках», как показывает опыт, создаются идеальные условия для смешивания выхлопов машин с влажной средой, что образует кислотный кондесат на металле авто. Как результат, за пару лет хранения там машины ее лакокрасочное покрытие портится настолько, что ее надо направлять на полную перекраску.

Да и потом, за 50 рублей в сутки можно оставить машину на охраняемой стоянке — это всего 1500 рублей в месяц, с ответственностью за сохранность и без первоначального взноса в пару миллионов рублей.

Власти не могут с отчаяния продать эти места даже под другие нужды, предлагают уже эти площади под склады выкупить. Но кому они нужны за такие деньги? А дешевле не получается. При себестоимости 60−70 тысяч рублей за квадратный метр, максимум до ста тысяч, каждый метр предлагается за сотни тысяч. А дешевле коррупционная составляющая не дает.

«СП»: — Владельцы старых гаражей, которых согнали с места, пытались протестовать?

— Да. Но дело в том, что упомянутое постановление № 685 (раздел V, п.п. 1.6−1.7) подменяет публичные слушания информированием граждан и согласованием с советом депутатов. Это грубо попирает требование ст. 76, п. 5 Конституции о том, что нормативные акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам. В то же время, в соответствии со ст. 28 гл. 3 Градостроительного кодекса публичные слушания жителей территорий должны проводиться в обязательном порядке и предшествовать капитальному строительству планируемого объекта. Поэтому мы считаем, что постановление № 685 является юридически несостоятельным и ничтожным.

Однако благодаря этому «информированию» жители узнают о планах, когда вся документация по строительству уже готова, и протестовать попросту поздно. Это и позволяет властям свободно изымать любые понравившиеся им площадки. Если посчитать владельцев плоскостных гаражей, которые могут подпасть под изъятие, с членами семей получается около 4,5 млн человек. Прибавьте сюда жильцов, недовольных возведением под их окнами многоуровневых паркингов, и вы получите цифру 6−8 миллионов недовольных москвичей.

«СП»: — Что предлагает ваша инициативная группа?

— Мы направили обращения в Администрацию президента России, московскому мэру, в которых предлагаем приостановить действие постановления № 685 до приведения его в соответствие с федеральным законодательством, а также отменить все принятые решения правительства Москвы на основании этого постановления.

Кроме того, предлагаем провести амнистию старых гаражей, оформив на них по упрощенной процедуре права собственности граждан «открыто и непрерывно владеющими такими гаражами как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет» на основании ст. 234 «О приобретательной давности» Гражданского кодекса. Доказательством прав гражданина может быть, например, справка, подписанной председателем автостоянки или кооператива плоскостных гаражей.

Сегодня такая работа позволяет удержать многих недовольных граждан от неправовых методов протеста. Например, в ряде случаев разгневанные москвичи даже собирались громить управы. Мы надеемся, что власти города сумеют найти компромисс с населением.

Редакция «СП» будет следить за развитием ситуации.

Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Волчков

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня