На будущей недели, 30 июля, в Казани должны пройти общественные слушания по проблеме строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург», которую собираются ввести в эксплуатацию к ЧМ по футболу 2018 года. На этих слушаниях, как сообщает Минтранс Татарии, разработчик проекта, дочерняя компания РЖД ОАО «Скоростные магистрали», представит на суд граждан материалы предварительной оценки воздействия своего «детища» на окружающую среду в границах республики.
Защитники природы, тем временем, бьют тревогу, обращая внимание на «крайнюю экологическую опасность проекта».
«Магистраль, проходит от Москвы до Екатеринбурга. Вести строительство планируется в Московском регионе, в Нижегородской и Свердловской областях, а также республиках Чувашии, Марий Эл, Башкирии, Татарии, Удмуртии и Пермском крае. И по многим регионам трасса затрагивает ценнейшие природные территории, предусматривает вырубку тысяч гектаров защитных лесов, — пояснил „СП“ руководитель программы по особо охраняемым природным территориям „Гринпис России“ Михаил Крейндлин. — Но, пожалуй, самая вопиющая ситуация складывается в Республике Татарстан».
«СП»: — Что значит, вопиющая?
— В материалах предложено несколько вариантов прохождения магистрали, но фактически все они затрагивают особо охраняемые природные территории. Например, рекомендованный вариант, то есть вариант, который сам заказчик считает для себя наиболее приемлемым, затрагивает территории Волжско-Камского биосферного заповедника. Это грубейшее нарушение и закона об особо охраняемых территориях, и закона об охране окружающей среды, и Водного кодекса. Надо также помнить, что этот заповедник имеет статус биосферного резервата ЮНЕСКО, а, следовательно, мы собираемся нарушить и международные обязательства. Три других варианта проходят по охранной зоне заповедника, а еще два — по национальному парку «Нижняя Кама». Кроме того, под трассу различных вариантов дороги попадают несколько региональных заказников и памятников природы, в частности, заказники «Голубые озера», «Свияжский», «Ленино-Кокушкинский». А три варианта, включая рекомендованный, должны пройти по «Лебяжьему», единственному крупному лесному массиву в Казани. То есть здесь налицо серьезное нарушение экологических прав жителей города, которые лишаются своего «зеленого пояса». Ведь, по сути, этот городской лес — это легкие Казани. Таким образом, ни один из предложенных вариантов мы не считаем приемлемым с точки зрения его воздействия на окружающую среду.
«СП»: — А в других регионах такая же картина?
— Мы пока не успели просмотреть документы по всем территориям — просто очень большой объем. Но, например, в Московской и Владимирской областях, где трасса проходит через региональные охраняемые территории, она угрожает местам обитания редких и исчезающих диких животных и растений. Сами материалы предварительной экспертизы, проведенной заказчиком, содержат серьезные нарушения. Нет, допустим, обязательной в таких случаях оценки экологических последствий «нулевого варианта», т.е. при отказе от деятельности. У нас по закону заказчик должен сам оценить, какой будет экологический эффект, если не проводить строительство, и представить эти сведения на общественных слушаниях. Нет в материалах и полной оценки воздействия проекта на обитателей окружающей среды — оценка воздействия на животный мир дана только для животных, отнесенных к охотничьим видам. Ничего не говорится о «краснокнижных» животных и о беспозвоночных видах, которые в первую очередь будут страдать от строительства трассы. Хотя я для себя посчитал по известным методикам, и получилось, что ущерб от причинения вреда только беспозвоночным будет составлять от 15 до 21 млрд. рублей. Это очень значительные суммы. И касается только одного природного компонента. Если принять во внимание всех, то по действующим нормативам ущерб может превысить стоимость самой дороги. Но, боюсь, никто считать не будет.
«СП»: — Есть ли возможность выбрать наименее «травматичный» вариант?
— Я надеюсь, что люди все-таки придут на общественные слушания и выразят свою гражданскую позицию по этому вопросу. И если неравнодушных будет достаточно много, то, думаю, власти будет достаточно сложно совсем уж игнорировать и законы, и мнение граждан. Надо также понимать, что эта трасса имеет (хотя и косвенное отношение) к чемпионату мира по футболу. В связи с чем в самое ближайшее время Гринпис России направит официальное обращение к FIFA. Мы надеемся, что эта уважаемая международная организация не забудет свои экологические принципы и укажет российским чиновникам на недопустимость разрушения своего природного достояния под видом подготовки к Чемпионату.
«СП»: — Думаете, будет эффект?
— Думаю, конечно, что строительство скоростной магистрали начнется. При таком бюджете — полтора триллиона рублей, да при том, что патронирует проект лично президент Путин, вряд ли от него откажутся. Но я надеюсь, пока еще надеюсь, что нам удастся, по крайней мере, хотя бы минимизировать ущерб от этой дороги. Хотя бы отвести ее от особо охраняемых территорий. Но повторяю: это не единственная проблема. Там пострадает огромное количество защитных лесов, причем, во всех регионах, где она пройдет. Ведь в целом получается (по разным вариантам), что под топор пойдет от 30 до 40 тысяч гектаров лесных угодий.
Представитель казанского отделения Социально-экологического союза Неля Биктимирова рассказала «СП», что, по ее данным, на территории республики в зону землеотвода под магистраль попадут, то есть будут вырублены, от тысячи до двух тысяч гектаров леса:
— Нельзя сказать, что Татарстан богат лесами — мы все-таки не самая лесная республика. По официальной статистике, всегда считалось, что у нас где-то 17% лесных ресурсов. Но, думаю, их еще меньше. А что касается особо охраняемых территорий, то мы теряем то последнее, что у нас есть. Поэтому не видим никаких оснований для того, чтобы их уничтожать. Даже частично. Но что удивительно: сам разработчик проекта указывает (у него есть градация воздействия на водные объекты, например, на почву, на леса
«СП»: — Много ли заявок от граждан поступило на участие в общественных слушаниях 30 июля?
— Мне это неизвестно. Лично я второй день пытаюсь добиться от республиканского Министерства транспорта информации о том, где будут проходить слушания. Хотелось бы узнать, каков вообще будет механизм, и нужно ли записываться для того, чтобы выступить там. До сих пор я ответа не получила.
Из досье «СП»
Высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва-Казань-Екатеринбург» (ВСМ-2) должна быть построена к Чемпионату мира 2018 года по футболу, который будет проходить в этих городах. Предполагается, что к 2018 году высокоскоростное железнодорожное сообщение свяжет Екатеринбург и Казань, а к 2020-му — продлится до столицы. От Москвы до уральской столицы можно будет доехать да семь с половиной часов, до Казани — за три с половиной. Расчетная скорость передвижения — до 400 км в час. Стоимость проекта порядка полутора триллионов рублей. Причем, речь идет о государственных вложениях. Часть средств на строительство, например, будет направлена из Фонда национального благосостояния.
Фото: Александр Вильф/ РИА Новости