Общество

Ловцы блогосферных душ

Кремль пытается путём интернет-манипуляций увеличить число своих сторонников в Сети

  
5313

В Кремле решили, что с оппозицией надо бороться её же главным оружием — интернетом. Об этом пишут «Известия». Вместо открытого противостояния оппозиции, власть попытается влиять на общественное мнение с помощью увеличения активности в соцсетях и привлечения популярных блогеров, которые будут не только публиковать на своих страницах информацию по резонансным темам, но и проводить спецрасследования. Одна из главных целей — «менять вектор дискуссий» в интернете по таким важным темам, как коррупция, ЖКХ, мигранты. Естественно, только в тех случаях, когда эти дискуссии развиваются в негативном для власти ключе.

По информации газеты, работа с блогерами будет вестись через фонды и молодежные организации, которые курирует Управление внутренней политики Кремля. Среди них недавно созданный «Фонд» Кристины Потупчик, а также Фонд развития гражданского общества.

В администрации президента пришли к выводу о необходимости повышения активности в интернете после того, как были получены данные исследований, свидетельствующие о высоком спросе аудитории социальных сетей на политические темы.

Сможет ли власть оседлать интернет-пространство в своих интересах?

Президент Института развития и модернизации общественных связей, и по совместительству блогер Фёдор Крашенниников, считает, что уже сегодня блогосфера не меньше влияет на общественное мнение, чем СМИ.

— Очевидно, что аудитория блогов некоторых известных людей уже сопоставима с аудиторией федеральных СМИ. Например, тираж того же «Коммерсанта» вполне сопоставим с численностью постоянных читателей блога Алексея Навального.

Про региональные СМИ и говорить нечего. Известный блогер в провинции куда более популярен, чем, какая-нибудь областная газета.

Кроме того, дело не только в количестве, но и в качестве. Блогеры ориентированы на думающую аудиторию. Популярный блог — это не какое-нибудь СМИ, которое в пустоту вещает. Он влияет на журналистов, на общественное мнение.

«СП»: — Смогут ли власти использовать популярных блогеров в своих интересах?

— Интернет — абсолютно прозрачная среда. В ней репутация достаточно долго приобретается и очень быстро теряется. Предположим, какой-то человек сделал свой блог популярным, рассказывая об автомобильных новинках. Если он на этом фоне начнёт рассказывать о «политике партии и правительства», — к чему это приведёт? Его аудитория резко уменьшится. Люди не для того его читали, чтобы он им рассказывал, какой Путин хороший.

Если же популярный блогер пишет на общественно-политические темы, ситуация ещё более прозрачная. Допустим, этот блогер выступал с оппозиционных позиций. И вдруг, заключив контракт с властью, получив деньги, этот человек начинает говорить, что всё не так уж плохо, и власть в том числе. Вопрос только в том, за сколько дней аудитория его блога резко уменьшится. Я думаю, что очень быстро. В интернете нельзя заставить человека читать то, что ему не нравится.

Перевербовать популярного блогера, допустим, можно. Но его аудиторию перевербовать не получится. Кроме того, я не уверен, что человек, который долго раскручивал свой блог, как оппозиционный, ради какого-то приработка захочет «менять взгляды» и потерять все свои прежние наработки.

Чем кончится вся эта кампания в практическом отношении - предсказать нетрудно. Под вывеской подкармливания блогеров будут разворованы немалые деньги. Или же они пойдут «на прокорм» бесконечной армии троллей и ботов, оставляющих повсюду нелицеприятные для оппозиционеров комментарии. Но сделать такими методами оппозиционно настроенную среду провластной — нереально.

— Пока, как показывают социологические исследования, блогеры проигрывают не только традиционным СМИ, вроде федеральных телеканалов, но и интернет-СМИ, — говорит топовый блогер Станислав Апетьян. — Тем не менее, эти же исследования показывают, что доверие к блогам растёт. Часть блогерв уже вполне профессионально подходит к пополнению контента.

Блогосфера вполне может быть удобным для власти агитационным инструментом. И это нормально. Во многих странах мира власть также активно использует этот инструмент для решения своих информационных задач.

То, что и у нас власть, похоже, хочет эту работу активизировать, вполне логично. Это лишь говорит о её желании идти в ногу со временам. Другое дело, что Госдума уже собиралась заниматься чем-то подобным, образовала некий совет блогеров, которые, в числе прочего, должны были заниматься экспертизой законов, связанных с интернетом.

«СП»: — Для части политизированной общественности высказывание известного оппозиционного блогера вызывает куда больше доверия, чем сюжет в выпуске новостей федерального телеканала. На такую часть аудитории Кремль сможет как-то повлиять путём интеренет-манипуляций?

— Аудитория, о которой вы говорите, исчисляется несколькими десятками тысяч человек. Для них, действительно тот же Навальный — несомненный авторитет. И его команда также манипулирует своими сторонниками, как журналист провластного телеканала — пожилой аудиторией. В то же время я не употреблял бы слово «манипуляция» в негативном ключе. Интернет, как и другие информационные инструменты, используется для агитации, пропаганды. Это, на мой взгляд, вполне нормальное явление. Вот недавно КПРФ, например, объявила о том, что в сети появятся красные блогеры.

В чистом виде информация вообще никогда не бывает объективной. Практически любой факт, как в СМИ, так и блогосфере, подаётся с неких оценочных позиций, который сами по себе исключают объективность.

Другое дело, что именно в блогосфере у человека больше возможностей сравнивать мнения и выбирать то, которое именно ему ближе. В целом же думаю, что вообще, так сказать, медиапотребление людей меняется. Но какие оно примет формы, пока сказать затрудняюсь. Наверно, это будет понятно лет через 7−10.

— Ещё несколько лет назад очень многие люди вели блоги «на энтузиазме», — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Теперь же общая численность тех, кто регулярно выкладывает посты в сети, уменьшилась. Зато выкристаллизовалась каста блогеров, сделавших из своего занятия профессию, за которую они получают вполне приличные деньги.

К таким блогам, как и к интернет-страничкам популярных персон в социальных сетях, всегда приковано внимание публики — как к источникам получения альтернативной информации.

«СП»: — Сможет ли с помощью интернет-манипуляций власть привлечь на свою сторону часть оппозиционно настроенных россиян?

— Напомню недавнюю ситуацию. Когда Владислав Сурков ушел с поста главного идеолога России, вдруг выяснилось, что немалое число из так называемых оппозиционных блогеров было на содержании у Кремля. То есть, власти всё-таки удалось с помощью различных технологий убедить часть аудитории, что чёрное — это белое.

Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня