В пору своей молодости я знал прекрасную девушку, назовём её Кэтти. Она рассказала мне историю, типичную для того смутного времени. Семья Кэтти жила в одной из солнечных азиатских республик бывшего СССР. Когда Союз распался, местный народец стал выдавливать русских. Им не давали работать, лишали имущества, угрожали. Говорили прямо в лицо: убирайтесь в свою Россию! И русская девушка Кэтти, тогда ещё совсем юная, вместе со своей крохотной русской семьёй была вынуждена уехать. Квартиру практически отобрали аборигены, заплатив столько, что едва хватило на билеты в плацкарт. Русские прибыли на свою «историческую родину» и узнали, что в России их никто не ждёт, никто им не рад и никто не поможет. Несколько лет с трудом выживали, но постепенно закрепились и обустроились. Всё же дома, на своей, на русской земле.
Кэтти была девушка трудолюбивая и умная. Окончила университет, пошла работать в прокуратуру, вышла замуж. Теперь у неё хорошая должность, дом, семья, всё в порядке.
И вот сейчас, здесь, в Петербурге, что она чувствует, встречая на улицах своих бывших «земляков»? Они повсюду: кладут асфальт, метут тротуары, что-то ломают или строят, или торгуют овощами и фруктами с лотков. В оранжевых робах или в замызганных спецовках. В окружении пыли, грязи, грохота, ящиков и мешков. Они прибывали раньше постепенно, по чуть-чуть, а в последние год-два словно прорвало плотину или открылся телепортационный портал, и Петербург просто завалило пришельцами. Она видит их здесь, в российском городе, который стал для неё второй и настоящей родиной. О чём она думает?
Может ли она думать так: что вы здесь делаете? Вы ведь так не хотели жить вместе с русскими. Вы говорили, что русские — оккупанты, что они изувечили вашу древнюю великую культуру, что они эксплуатируют вас и выкачивают ресурсы из вашей богатейшей земли. Вы не хотели учить русский язык, язык захватчиков. Вы говорили русским: уезжайте, убирайтесь с нашей земли! Без вас мы будем жить богато и счастливо! Без русского сапога у нас тут будет высокая национальная цивилизация и демократия. И золотые унитазы.
Русские уехали. И что же вы? Не справились? Где ваши золотые унитазы, где спорт, культура, язык, где всё то, чему мешали русские оккупанты? Или русские оккупанты мешали только байству, рабству, бандитизму, разрухе и наркотрафику? Этого-то добра у вас теперь много. Вот она оказалась какая, ваша цивилизация.
Ну и ладно. Оно же всё теперь ваше, как вы хотели! Что же вы теперь сюда приперлись, за нами, за русскими? В наших туалетах за нами чистить наше дерьмо. Почему? Как так получилось? Где же ваша национальная гордость, где ваша независимость, ведь всего этого было выше крыши, когда вы нас, русских, выгоняли со «своих» земель? Куда всё делось? Может, теперь признаетесь: да, русский брат, мы не справились. Мы не доросли до того, чтобы сами в своём государстве жить. Пожалуйста, прими нас обратно в свою семью. Может, русские вас и примут.
Но вы же не так, вы же лезете в дом к русским с чёрного хода! А может, я теперь не хочу вас у себя видеть? Ни гостями, ни слугами. Ни в каком качестве, просто не хочу, и всё.
Кэтти добрая и интеллигентная. Она, скорее всего, так не думает, и жалеет бедолаг-«земляков». Но если она вдруг подумает так, можем ли мы сказать, даже с позиций самой что ни на есть фундаментальной толерантности и политкорректности, что она хоть в чём-нибудь неправа? Да, конечно, вспомнится: Союз развалили политики, а страдает простой народ, эти самые азиаты, они не хотели. Ну и что? Мало ли кто и что не хотел? А почему тогда согласился? Мы, российские граждане, тоже не во всём солидарны с властями, но последствия политики своих правителей расхлёбываем сами, и не бежим никуда. Почему мы должны расхлёбывать последствия ошибок ещё и чужих властей? Нет уж, дорогие выходцы из солнечной Средней Азии. Вы вернитесь к себе домой и разберитесь там у себя.
К тому же: кто выгонял русских, кто устраивал погромы, кто отбирал у русских квартиры? Власти? Элиты? Продажная национальная партократия? Агенты ЦРУ? Да нет же, нет. Они самые — «простой народ», это они выдавили русских. А теперь приходят реакции. Карма. О, как бывает язвительна судьба! Сегодня ты прогоняешь человека из своего дома, бьёшь его ботинком в лицо и смеёшься, а завтра ты вынужден на коленях приползти к дому этого человека, целовать ему ноги, чтобы он взял тебя уборщиком, иначе ты сам и вся твоя семья сдохнете с голоду.
Поэтому, люди, хотя бы из страха перед воздаянием: не делайте зла!
А теперь о фруктах. В сети висит ролик «русская зачистка». Это видео про акцию питерских «националистов». В конце июля группа молодых людей прогулялась по проспекту Просвещения. По пути они «проверяли» точки розничной торговли фруктами и овощами. Насилия, по-крайней мере, на камеру, было немного: так, несколько лотков опрокинули, одного парня толкнули. Пытались привлечь к сотрудничеству полицию. Акция была направлена против нелегальных мигрантов. Все, кому интересно, могут посмотреть сами.
Меня в видеозаписи удивили два момента. Первое: у торговцев не было никаких документов. Ни санитарных книжек, ни сертификатов на товар, ни разрешения на торговлю, ни даже паспорта — вообще ничего. Вместо того, чтобы показать документы, они хватались за телефон и звонили «хозяину», который вскоре приезжал, но тоже без документов, а, видя серьёзность ситуации, предпочитал скрыться, бросив на произвол судьбы «точку» и продавца. Второе: смущение полиции. Полиция не знала, что делать. Почему-то они не могли скрутить за хулиганство самих «националистов». Но и торговцев трогать не хотели. Видимо, незаконная розничная торговля — это кормовая база ППС. Так что полицейские были в замешательстве от начала до конца фильма.
Это всё, конечно, несерьёзно. Акция мелкая, и она ничего не изменит. Да и «националисты» слабы, могут только с женщинами-продавщицами пререкаться, а серьёзного противостояния на улице с настоящим отрядом какой-нибудь солнечной «диаспоры» не выдержат. И не дай Бог нам таких противостояний. И я совсем не поддерживаю такие методы.
Однако они демонстрируют нам вакуум власти в этом вопросе. Общественные отношения не терпят пустоты, и если их не регулирует государство, то вступают в дело иные «регуляторы» — криминал или самосуд. Государство у нас самоустранилось от решения важнейших задач в деле ограничения миграции и гармонизации национальных отношений. Поэтому, не ровён час, кто-то другой займётся: тема сладкая.
И ведь это не так, что никакого решения «сложного вопроса» нет. Решение есть. Оно несложное. И велосипеды изобретать не надо. В практике государственного устройства всё уже опробовано.
Первым делом, надо разделить две разные проблемы. Их у нас часто их валят в одну кучу. Кажется, специально затем, чтобы они казались «неразрешимыми». Но они решаемы, если по отдельности, потому что они разные, и решения — разные, вот и всё.
Первая проблема: приезжие из других регионов России, включая Северный Кавказ. Это Россия. И это российские граждане. Мы не должны ставить барьеров по национальному признаку. Иначе территориальная целостность России — пустая фикция. А значит, тысячи парней погибли на той войне зря. Всех российских граждан необходимо интегрировать в единое культурное и правовое пространство. Все должны знать русский язык. Все должны разделять основные ценности российского общества. Закон должен применяться единообразно на всех территориях и в отношении всех граждан вне зависимости от национальности. Никаких «адатов» и «шариатов». Если для интеграции надо применить государственное насилие — значит, надо не мешкая применить государственное насилие. На то и государство, чтобы осуществлять санкционированное обществом насилие в отношении нарушителей установленных правил.
Единое пространство не исключает применения специальных административных режимов. Например, лица, демонстрирующие «на выезде» нелояльное поведение, могут быть ограничены в свободе передвижения запретом на посещение столиц государства или запретом на выезд из региона постоянного проживания, где они должны находиться под надзором полиции и местной общественности. С точки зрения юридической техники такие нормы вполне могут быть реализованы, и никаким базовым правам человека они не противоречат. Аналоги есть практически во всём мире.
И ещё, единое пространство означает, что не должно быть мононациональных территорий. Не только южане имеют право жить в северной России, но и русскоязычные граждане должны иметь возможность жить, работать, заниматься предпринимательством в любом регионе Российской Федерации, и им должно быть везде комфортно. И если из какого-то региона русские массово выехали, то с этим нужно разобраться. Все преступления раскрыть, все лишения компенсировать и создать условия для возвращения и переселения. Если свобода передвижения работает только в одну сторону, то это никакая не свобода, а ползущая оккупация.
Вторая проблема: иностранные граждане. То есть, собственно мигранты, трудовые и преступные, законные и нелегальные. Для начала надо понять, что это другая проблема. Совсем другая, и решение у неё совсем другое. Мы не можем интегрировать всех, интегралка сломается! Нам хватит забот с интеграцией собственных, российских граждан. Иностранным гражданам мы вольны просто указать на дверь!
Ещё раз, давайте поймём: мы не обязаны им ничем. Мы не обязаны их интегрировать, русифицировать, учить мыть руки перед едой, не резать баранов в парках и не приставать к приличным девушкам. Они могут ехать домой и там делать всё что захотят. У них есть собственные государства и правительства, которые должны о них заботиться. Они сами хотели быть свободными и независимыми. И вот теперь они свободны и независимы. Так пускай и едут к себе, в свою свободу и независимость, а нас оставят в покое. Если они не хотят жить по нашим правилам, то и не надо! Домой, домой, домой, гости дорогие! Пора!
И практическое решение до ужаса простое: визовый режим. Мы, интеллигентные, толерантные петербуржцы, уже почти все и давно недоумеваем: почему у нас нет визового режима со странами Средней Азии? Какая такая у нас с ними интеграция, что всем иностранцам можно перемещаться туда-сюда свободно? Они даже в военном отношении с нами не сотрудничают, а размещают у себя базы нашего потенциального противника! Мы что, сумасшедшие? Почему границы не закрыты? Кому это на пользу? Много у вас знакомых россиян, которые регулярно путешествуют в Среднюю Азию? Наш питерский писатель Илья Стогов скатался, читайте в книжке «Азияфакер», очень познавательно про их гостеприимство. Еле живой ушёл.
Наркотики, криминал, работорговля. Добро пожаловать?
Мы хотим отмены виз с Евросоюзом. Но пока у нас не закрыты границы с солнечными республиками, Европа будет дура, если откроет свои границы нам — а, значит, им.
Скажут: мы нуждаемся в трудовых ресурсах. Хорошо. На это есть два ответа. Даже три. Первый: капитализм нуждается не в нормальном трудовом ресурсе, а в дешёвом и бесправном, в рабах. Капиталисты не хотят нанимать на работу российских граждан, потому что их надо оформлять, им надо больше платить, а ещё налоги и всё такое. Легче взять бригаду иностранцев, а потом кинуть. Но такой преступный «капитализм» надо ликвидировать, и всё тут.
Второй: нужны трудовые ресурсы? Так берите! У нас в некоторых субъектах федерации безработица около 30%! Не предательство ли это национальных интересов, оставлять собственных граждан безработными, а запускать иностранцев? И, кстати, если у ингушей нет работы, совсем не обязательно привозить ингушей в Петербург, можно работу привезти к ингушам. Так и делалось в СССР: территории развивались гармонично, везде строились предприятия, чтобы всем жителям была работа на их собственной родине. Это называется плановая экономика. Это социализм. «Рынок» не может решать стратегические государственные задачи. Значит, их надо решать нерыночными методами, и всё. В конечном итоге гармоничное развитие территорий принесёт выгоду и в экономическом плане.
Третий: разве визовый режим запрещает законную трудовую миграцию? Нет! Пожалуйста, мигрируйте! Предоставьте документы, получите визу и приезжайте, работайте. Виза закончилась — езжайте домой. Спасибо. Для легальных и законопослушных мигрантов не будет проблемой получить визу, они будут рады, что избавлены от криминального контроля «диаспор» и от конкуренции со стороны нелегалов. А мы сможем отсеивать нежелательных переселенцев.
Без визового режима никакие «разрешения на работу» или «квоты» не помогают регулировать миграцию. Иностранец приезжает по трудовому контракту строителем, контракт заканчивается, а он остаётся. И семью перевозит. Регистрацию покупает. И всё. Например, все эти солнечные азиаты и азиатки, которые торгуют фруктами, они что, по документам приехали сюда торговать фруктами? Нет, работать на стройке, например. Почему же они не работают на стройке, а держат ларьки? Без виз эту проблему не решить, а с визой — просто! Визы нет? Виза просрочена? Домой. Без права на получение визы в Россию следующие 10 лет.
Давно появилась и сохраняется национальная «специализация». Одна диаспора поставляет рабочих на стройку, другая держит муниципальные работы, третья — торговлю, и так далее. Но, так или иначе, что делать с тем фактом, что множество мигрантов, приглашённых к нам в город как «трудовой ресурс» очень скоро начинают, условно говоря, торговать фруктами, следуя не букве своего контракта, а духу национальной «специализации»? Нужен ли нам трудовой ресурс в торговле фруктами? Нужны ли нам эти фрукты? Это что, какие-то особенные фрукты?
Оказывается, нет. Первоначально рыночная, ларёчная и лоточная торговля фруктами и овощами была предназначена для того, чтобы стимулировать фермерство, предпринимателей, производителей продуктов питания. Чтобы они могли минуя посредников реализовать свой товар потребителю. Так было, между прочим, ещё в СССР, где герой Папанова продавал на рынке «клубнику, выращенную своими руками».
И вот что я вам скажу, товарищи. Я провёл тщательное исследование и выяснил, что бананы у нас в Ленинградской области не растут. И дыни не растут. И ананасы не вызревают, потому что лето короткое. Откуда же «ларёчники» берут свой товар? Может, они самолично привозят его из своих солнечных республик, если не бананы, то хотя бы помидоры? Оказалось, опять-таки нет. Практически вся оптовая торговля фруктами и овощами находится в руках крупных компаний. И мигранты-ларёчники закупают свои дары природы ровно на тех же складах, где затовариваются магазины! Это те же самые бананы и помидоры, смесь ядохимикатов с консервантами, без вкуса и запаха. Только ещё хуже, потому что магазины строже следят за сроками и качеством, и у магазинов получше условия хранения.
Нет в Петербурге никаких «азербайджанских помидоров». Они сюда не доедут. Если хотите азербайджанский помидор — езжайте в Азербайджан. Там сорвёте с грядки и кушайте. А то, что тут — это подделка. Мы по привычке, по советской привычке считаем, что если продаёт нам овощи солнечный гражданин, то он самолично вырастил их и привёз из солнечной республики. Нет, товарищи. Сегодня это просто мафия, каста, а фрукты у них из Израиля, и куплены в холодильнике крупного импортёра, и знаете, почему они не портятся? Лучше не знать.
А что касается настоящих фермерских хозяйств, есть у нас на рынке торговцы творогом и сметаной с хуторов Ленинградской области, так они все почему-то местные жители. Получается, что как нужно не просто торговать, а сделать самим еду, получить от коровы молоко и так далее, то это снова русские, а иностранный «трудовой ресурс» предпочитает перетаскивать ящики от оптового склада к ларьку. Так зачем он нам, этот ресурс? Перетаскаем ящики сами или механизируем процесс. И без ларьков обойдёмся, если в них продаётся всё то же самое, что в магазинах.
Так что нет никаких объяснений и оправданий. Кроме тупости наших чиновников. И, возможно, алчности. Проблема созрела и перезрела. Завтра может быть уже поздно. Реальная политическая задача сейчас для всех нас в том, чтобы добиться установления визового режима со странами Средней Азии. Иначе вакуум государства будет заполнен настоящими радикалами, по сравнению с которыми участники рейда «русская зачистка» — просто тимуровцы.
Фото Анзор Бухарский/ИТАР-ТАСС