Общество

Взрыв «Новороссийска» — правда через полвека

Ветеран итальянского спецназа подтвердил, что уничтожение советского линкора в 1955 году было результатом диверсии

  
6940

Сенсационное признание сделал ветеран спецподразделения боевых пловцов «Гамма» Десятой флотилии итальянских ВМФ Уго де Эспозито. В интервью римскому изданию 4Arts старый диверсант заявил, что взрыв линкора «Новороссийск» в 1955 году, — дело рук подводников фашистской Италии. Как известно, вместе с линкором в волны Севастопольской бухты канули больше 614 советских моряков.

Ветеран пояснил, что его боевые товарищи не хотели, чтобы бывший линкор «Юлий Цезарь», доставшийся русским после окончания Второй мировой войны, оставался в составе советского Черноморского флота.

— Люди с Десятой флотилии сделали все возможное и уничтожили его, — сказал Уго де Эспозито, не уточняя, каким конкретно образом была проведена знаменитая диверсия.

Издание подчеркивает, что эти слова — первое прямое признание итальянских военных в причастности к уничтожению «Новороссийска». До этого адмирал Джино Биринделли и другие ветераны подразделения специального назначения категорически отрицали подобную версию.

Журналисты 4Arts называют слова де Эспозито о подрыве линкора самой сенсационной частью интервью: «Оно прямо подтверждает вероятную гипотезу о причине взрыва на корабле».

28 октября 1955-го линкор находился в Северной бухте Севастополя. В 1:31 под его днищем произошел взрыв, эквивалентный 1−2 тоннам тротила. Взрыв насквозь пробил корпус, вырвав в подводной части судна дыру размером 150 квадратных метров. За три часа «Новороссийск» погрузился в воду.

Считается, что из-за промедления командующего Черноморским флотом вице-адмирала Виктора Пархоменко эвакуация экипажа и аварийных команд слишком поздно. Непосредственно от взрыва погибло 150−200 моряков, остальные утонули или задохнулись внутри затонувшего корабля. Водолазы, обследовавшие корпус, слышали стук живых людей еще четыре дня.

Характер гигантской пробоины неопровержимо свидетельствовал, что взрыв произошел снаружи. Правительственная комиссия обнародовала официальную версию, что причиной катастрофы стали немецкие мины, оставшиеся в бухте со времен Второй мировой.

Никита Хрущев воспользовался трагедией, чтобы под предлогом виновности во взрыве линкора снять с должности Главнокомандующего ВМФ Николая Кузнецова, хотя он в то время находился в отпуске по болезни. Через год этот крупнейший советский флотоводец, настоящий офицер и человек чести, был отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте». И даже на могиле адмирала Кузнецова не значилось никакого воинского звания.

Начиная с 80-х годов минувшего века среди возможных версий гибели «Новороссийска» все чаще называлась атака боевых пловцов. 6-метровую управляемую торпеду SLC подводные диверсанты Десятой флотилии называли «поросенок». Ее вели два человека, сидя верхом. Между ними — цистерна для быстрого погружения, сзади контейнер с запасным дыхательным аппаратом.

Специальный корабль или субмарина доставляли торпеду и диверсионную группу к акваторию порта, далее боевые пловцы двигались на электромоторе. Сначала над водой, при приближении к цели — под водой. Прикрепив торпеду к днищу цели, диверсанты возвращались на свой корабль или высаживались на берег.

Итальянские инженеры разработали оригинальные костюмы и дыхательные аппараты, позволившие водолазам двигаться под водой быстро и автономно. Десятая флотилия штурмовых средств (Decima Flottiglia MAS) — отряд морских диверсантов в составе ВМФ Италии, созданный по личному приказу Бенито Муссолини. В составе флотилии имелось спецподразделение «Гамма», куда входили боевые пловцы.

«Гамма» считается первым подводным спецназом в мире. Линкор Черноморского флота «Новороссийск» взорвался на внутреннем севастопольском рейде неподалеку от Графской пристани. Есть зловещая символика в том, что ровно два года назад, 25 августа 2011 года по приглашению ВМС Украины именно на этом месте отшвартовался итальянский парусник «Веспуччи» — учебный корабль князя Джулио Боргезе, самого знаменитого морского диверсанта Италии.

Один из красивейших парусников мира, трёхпалубник «Америго Веспуччи» построен на смешении корабельных стилей XVII-середины XIX века. Это учебное судно Королевской Военно-морской академии Италии. Каждое лето кадеты академии идут на нем в первое большое плавание. А в корабельных низах бережно хранится мемориальная каюта князя Боргезе.

Итальянцы клянутся, что на борту нет никакого электронного и гидравлического оборудования. Паруса общей площадью до трех тысяч кв. метров пошиты из натуральной парусины. Маневрирование происходит исключительно вручную, а управление реями производится с помощью канатов из конопли. Якобы, это позволяет воспитать настоящих моряков.

Корпус ретро-корабля изготовлен из стали, но многие элементы богато инкрустированы дорогим деревом, бронзой и позолотой. Пышный интерьер верхней палубы и парусной оснастки скрывает по-настоящему боевое прошлое. 80 лет подряд все офицеры Военно-морского флота Италии проходили через «Америго Веспуччи». Старейшее судно современных итальянских ВМС было построено на верфи Кастелламаре ди Стабиа близ Неаполя. Спущено на воду в 1931 году.

Именно тогда на паруснике познавал навигационное мастерство именитый курсант, князь Джулио Валерио Боргезе. Выучили молодого аристократа хорошо. Очень скоро Боргезе создал самый грозный подводный спецназ Второй мировой войны.

Под его началом итальянская «Десятая штурмовая флотилия» действительно превратилась в первое в мире подразделение диверсантов-подводников: сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера. Зимой 1941-го команда князя на карликовых субмаринах скрытно проникла в гавань Александрии. Магнитными минами взорваны английские линкоры «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет». Гибель британских супер-кораблей позволила итальянскому флоту надолго перехватить боевую инициативу на Средиземном море. Потом «Десятую флотилию» перебросили к осажденному Севастополю.

После войны убежденный антикоммунист князь Боргезе публично поклялся отомстить русским за унижение Италии. Речь шла о линкоре «Юлий Цезарь», переданном по репарации в СССР. Построенный в Генуе в 1914 году, он участвовал в обеих мировых войнах в составе итальянского флота. В советском ВМФ трофей получил название «Новороссийск». Американцы и англичане тоже взяли итальянские линкоры, но вскоре вернули ржавые трофеи хозяевам.

Гибель «Новороссийска» до сих пор остается самой трагической и загадочной страницей в истории отечественного флота. Версии о взрыве боезапаса или донной мины военных времен кажется маловероятной. Многие отечественные эксперты также убеждены, что в главной базе Черноморского флота поработали итальянские боевые пловцы Боргезе, которых курировал командир подводных диверсантов британского флота капитан Лайонел Крэбб.

В 1955 году наиболее подготовленными к такой акции были спецподразделения Италии и Великобритании. У англичан имелись свои причины расправиться с «Новороссийском». Будто бы советское командование планировало оснастить морские орудия главного калибра ядерными снарядами. Итальянский линкор для этой цели подходил идеально, а Великобритания оказывалась наиболее уязвимой мишенью. Один атомный залп возле западного побережья — и с учетом розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению мог подвергнуться весь остров.

В итоге союзники по НАТО ликвидировали угрозу, а князь Джулио Валерио Боргезе по праву получил лавры самого знаменитого военного моряка Италии ХХ века.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня