По мере нарастания политической нестабильности представителей российской правящей элиты одного за другим настигает «чудесное прозрение». Так, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая отправилась в Камчатский край, откуда она смогла разглядеть проблему засилья мигрантов в торговле. Выступая на пресс-конференции, посвященной итогам рабочей поездки на Дальний Восток, госпожа Яровая предложила запретить привлекать мигрантов в сферу торговли. «Мигранты не должны работать в сфере торговли» — цитирует шефа пресс-служба думского комитета.
Следует отметить, что видный единоросс имеет репутацию политика, не бросающего слов на ветер. Скорее всего, сделанное ею заявление отражает позицию руководства страны. А в контексте недавнего обещания Владимира Путина ввести визовый режим со странами СНГ оно выглядит абсолютно логично. И все же трудно поверить в то, что власти собираются претворить в жизнь инициативу, которая производит ощущение дежа вю. Напомним, впервые запрет на работу мигрантов в предприятиях розничной торговли был введен в 2007 году. Изначально он распространялся только на тех гастарбайтеров, которые ловко орудуют безменами и стоят за кассовыми аппаратами на российских рынках. Позже аналогичный запрет стал действовать в отношении тех, кто стоит за прилавками в сфере розничной торговли в целом. Впрочем, уже вскоре выяснилось, что существует масса способов обойти ограничения.
Среди наиболее распространенных — перерегистрация рынков в «торговые комплексы». Еще один «сравнительно честный способ» сохранить дешевую рабсилу за прилавком — практика рекрутирования продавцов-гастарбайтеров у сторонних фирм. Получается, мигрант не числится в штате магазина, но «по странному стечению обстоятельств» проводит там все свое «свободное время». В штатном расписании многих сетей появились такие экзотические должности как «помощник продавца». Стоит ли говорить о том, что появление за прилавком лица славянской внешности нисколько не гарантирует от того, что данная торговая точка не контролируется нашими оборотистыми трудовыми гостями. В итоге власти махнули рукой и под давлением торгового лобби вернули 25% квоту для иностранцев.
Судя по озвученной депутатом-единороссом инициативе, власти «пошли на второй круг», по прежнему, делая ставку на эффектные в предвыборном плане антимиграционные полумеры. В то время как радикальным образом проблема может быть решена только путем введения визового режима со странами СНГ.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский полностью согласен с тем, что мигранты не должны работать в сфере торговли. Учитывая высокий уровень безработицы в стране, можно предположить, что в России достаточно людей, которые могли бы стоять за прилавком. Тем более, что многие представители коренного населения в российских регионах работают и за меньшие деньги.
«СП»: — Тезис о том, что наши соотечественники не хотят работать в торговле…
— Это вранье. Все эти сказки про «невыгодно, не престижно» и тому подобное. Такие разговоры ведут те, кто заинтересован в сохранении постоянного притока дешевой рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Кроме торговли это сфера ЖКХ и строительство. Бизнес привлекает гастарбайтеров только по одной причине — их труд обходится гораздо дешевле. Это называется экономия на издержках. Если бы мы видели, что это приводит к снижению потребительских цен, с таким явлением еще можно было бы смириться. Однако, цена определяется не только издержками, но еще и спросом. Последний одинаков вне зависимости от того, кто стоит за прилавком. Соответственно, это никак не отражается на стоимости товара. В общем, лоббисты торговых сетей просто лицемерят. Они рассказывают нам небылицы о том, что отказ от труда мигрантов приведет к росту цен. Якобы в результате этого повысятся издержки, которые придется переложить на конечного потребителя.
«СП»: — Все издержки по старой недоброй традиции уже давно висят на нем.
— Именно. С другой стороны, если цены повысят, потребитель уйдет туда, где они останутся прежними. Все эти страшилки рассказываются в качестве оправдания сохранения труда мигрантов в торговой рознице. Вслед за основными кандидатами в мэры Москвы я уверен, что в российской национальной экономике должно быть минимальное количество «трудовых варягов». И все они должны находиться на территории РФ на законных основаниях. Их следует задействовать на действительно низкоквалифицированных работах. Торговля к ним не относится. Это вам не бетон месить. Либо это должны быть люди, обладающие высокой квалификацией и интеллектом.
«СП»: — Можно ли рассчитывать на то, что этот электорально выигрышный посул будет исполнен?
— Вопрос некорректный. Потому что Владимир Путин четко сказал о том, что к 2015 году въехать в Россию можно будет только по визе. Путин у нас, на секундочку, президент. Глава государства имеет все возможности наказать тех, кто не выполнит его поручение.
По мнению председателя незарегистрированной партии «Великая Россия» Андрея Савельева, нормативные шараханья властей, которые то ужесточают, то смягчают режим пребывания мигрантов в РФ, объясняются отсутствием внутренне непротиворечивой концепции госполитики в этой сфере. Даже если власти в целях повышения рейтинга принимают антимигрантские законы, то уже вскоре выясняется, что введенные ограничения легко обходятся. Тогда всеми правдами и неправдами проводится прямо противоположное по смыслу решение. А затем люди вроде Яровой под влиянием частных впечатлений начинают озвучивать идеи, которые высказывали еще лет 10−15 назад. И все это подается как «креатив» от партии власти, которая таким образом проявляет заботу о простом человеке.
«СП»: — Это напоминает недобросовестного эскулапа, который не заинтересован в полном выздоровлении пациента
— Просто, когда мышление находится в состоянии маразма, человек воспринимает происходящее как в первый раз. Точно так же для чиновников, которые принимают решения, очень многое внове. Им все кажется, что они только что придумали нечто гениальное. Хотя некоторые предложения по части миграционной политики оппозиция озвучивала еще лет 15 назад. Поставить заслон на пути нелегальной миграции, как предлагает Собянин это замечательно. Но возникает один вопрос. Получается для нелегальной миграции «стоп», а для остальной режим открытых дверей. В такой ситуации достаточно сделать неграждан гражданами и им все будет разрешено. Или скажут, у кого есть виза, тот может работать в России. В общем, у власти есть масса способов чуть ли не каждый год разворачивать на 180 градусов государственную политику. Глядя на эти метания, невольно приходишь к мысли, что людям не надо заниматься госуправлением. Уж коли они в нем ничего не понимают. Значит, у нашего руководства отсутствует целостная картина, как должно управляться государство, сколько мигрантов нам нужно и как оградиться от нелегалов.
«СП»: — Как должна выглядеть оптимальная модель миграционной политики в России?
— В первую очередь миграционная политика должна ставить своей целью полное прекращение миграции. Трудовые ресурсы нужно черпать исключительно внутри страны. Это достигается обеспечением полной занятости населения. А не посредством замещения местного населения мигрантами. Эту задачу невозможно решить без введения визового режима со всеми странами СНГ. Второй пункт связан с выселением из России всех нежелательных мигрантов. Прошу не путать последних с нелегальными мигрантами, которые являются прямыми преступниками. Нежелательные мигранты это те лица, которые имеют низкий потенциал адаптации к русской цивилизации и культуре. В силу, допустим, личностных особенностей. Для таких вводим правило — отработал по контракту и отправляйся домой вместе с семьей. Никакого гражданства по праву рождения таким людям предоставляться не должно. Так что рожденные в нашей стране дети мигрантов также отправляются к себе домой. Пусть поднимают собственную родину, если уж они такие трудоголики.
«СП»: — Среди положительных побочных эффектов полное искоренение этнопреступности
— Если бы наши власти захотели, они бы решили эту задачу в течение двух-трех лет. Этого срока вполне достаточно, чтобы разгромить этнические банды. Если такая цель вообще не ставится, то до свиданья — такая власть нам не нужна. Между тем наша правящая бюрократия не просто не борется с этнопреступностью, она с ней тесно сплетается. Давайте посмотрим, какие у нас существуют этнические «корпорации» внутри экономики, которые опираются на этнический бандитизм. Я приветствую создание лагерей для выдворения нелегалов на родину. Если у них нет на это денег, пускай зарабатывают их на строительстве какой-нибудь транссибирской магистрали. После этого их высылают домой без права возвращения в Россию.
«СП»: — Захотят ли чиновники «наступить на горло собственной песне»?
— Без четко выраженной политической воли высшего руководства это вряд ли произойдет. Тот же глава ФМС Ромодановский утверждает, что «на каждый заработанный рубль, который они (мигранты — Прим. ред.) увозят домой, у нас остается шесть рублей». Такая вот неприкрытая апологетика, которая плохо согласуется со здравым смыслом. Не думаю, что глава ФМС обладает исчерпывающими данными об объемах нелегального рынка труда. Соответственно, и нет четкого представления о заработках нелегалов. Наверняка «каждый заработанный рубль, который они увозят домой» нужно умножить как минимум на 10. А как быть с такой «мелочью», что мигранты оставляют за собой горы трупов? Это криминальная среда, где убивают, насилуют, грабят как себе подобных, так и граждан России. Я уже не говорю о «средневековых» болезнях и разрушении системы социальных отношений. Трудовые «варяги» заполняют своими детьми школы. В результате в них перестают говорить по-русски. А русскоговорящее население оказывается на своей родной земле в положении этнического меньшинства.
Депутат Госдумы Николай Коломейцев выступает за введение визового режима со странами СНГ. Впрочем, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов не считает эту меру панацеей.
«СП»: — Каким же образом можно остановить поток нелегалов?
— Необходимо жестко регламентировать процесс въезда иностранцев на территорию РФ. В качестве примера приведу Канаду и Австралию, где это дело поставлено на высшем уровне. Не надо «изобретать велосипед». Это уже сделали другие. Если вы захотите приехать в эти страны на работу, вам выставят десятки условий. Начиная от того, что вы должны быть моложе 40 лет, иметь уровень образования не ниже среднего технического или специального, иметь деньги на обратный путь, подтвердить хорошее состояние здоровья. Не говоря уже о том, что вы должны указать, где и на что вы будете жить. Причем, все эти данные перепроверят на въезде. Потому что мигранты привозят с собой букет экзотических болезней. В силу деградации здравоохранения на родине и коррупции, их там никто не проверяет. Как говорится, купили справку и поехали.
Если вы введете в заблуждение хотя бы по одному из пунктов, вас отправят восвояси без права когда-либо вернуться в эту страну. Наконец, необходимо проводить поголовное тестирование приезжих на знание русского языка. Ведь посмотрите, что происходит. В Москве еще куда ни шло, а на периферии приезжие зачастую двух слов связать не могут. Отсюда проблемы адаптации, появление землячеств, клановых структур. А там подать рукой и до этнической преступности.
«СП»: — Почему «Единая Россия», которая выступает политическим спонсором нынешней модели России как «проходного двора» для выходцев из Средней Азии, вдруг озаботилась проблемой миграционного беспредела?
— Попросту говоря, Яровая пиарится на популярной теме. Сразу возникает вопрос, а почему она предлагает ввести ограничения только в сфере торговли. Получается, что в строительство привлекать трудовых мигрантов можно. Хотя я не удивлюсь, если скоро начнут рушиться те дома, которые они строят. Да и широко обсуждаемое введение виз это лишь часть комплексного подхода. Та же наркомафия «пробивает» любые визы. Есть люди, которых с наркотиками по десять раз ловили, а они опять заезжают. Поменял фамилию с Рахмонова на Рахмон, человеку сделали новый паспорт, и в «стоп-листе» нашей миграционной службы он уже не числится.
Фото: Алексей Никольский/ РИА Новости