Владимиру Путину, как в свое время Михаилу Горбачеву, могут присудить Нобелевскую премию мира. Инициатором выдвижения кандидатуры российского президента на получение престижной международной награды — за вклад в урегулирование конфликта в Сирии — стал глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
«Официальное письмо с соответствующим предложением было направлено мной курьерской почтой в Нобелевский комитет по присуждению премии мира 10 сентября, — пояснил Комков „Свободной прессе“. — Одновременно копия письма отправлена по электронной почте на электронный адрес Норвежского Нобелевского комитета, что тоже предусмотрено. Перед этим, естественно, я проконсультировался с секретариатом комитета, и уточнил, кто может осуществлять такое выдвижение».
«СП»: — Кто же?
— В соответствии с положением о Нобелевской премии мира кандидатуру могут выдвигать физические лица, если у них есть звание профессора, степень доктора философских наук, а также руководители научных институтов и научных обществ. Я имею звание профессора бельгийской Европейской академии информатизации и звание профессора Международной академии наук Сан-Марино. Я — доктор права, доктор философских наук — т.е. по всем параметрам подхожу под число лиц, которые могут предлагать свою кандидатуру на рассмотрение комитета. Поэтому представление было подготовлено и направлено официально в Норвежский Нобелевский комитет в Осло.
«СП»: — Получается, что это ваша личная инициатива?
— Да. Это моя личная инициатива.
«СП»: — Почему Путин?
— Во-первых, я был доверенным лицом Путина при самом первом его избрании президентом в 2000 году, и очень хорошо знаю Владимира Владимировича. Правда, моя позиция по ряду вопросов (особенно в сфере образования) всегда отличалась от той, которую занимали его чиновники. Во-вторых, сейчас я живу в Чехии и отсюда очень хорошо вижу, какова сегодня международная ситуация — накал страстей дошел до высшей степени. Европа живет в крайнем напряжении. Потому что многие понимают: те события, которые стремительно развиваются в Средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке, могут привести не только к локальной войне, но и к войне мировой.
Безумную совершенно политику осуществляют там так называемая сирийская оппозиция, но и Башара Асада, который ведет крайне опасную игру, похвалить тоже невозможно. Что уж говорить о Соединенных Штатах, которые, как обычно, закусив удила, бросаются в бой, не пытаясь решить ничего мирным путем?! И вот в условиях такой очень напряженной, взрывоопасной ситуации позиция Владимира Путина оказалась единственно верной. Он попытался остановить этот процесс еще в ходе саммита G20: несмотря на напряженные отношения, сложившиеся уже с американской стороной, все-таки нашел сторонников и сумел переломить ситуацию. Более того, сумел взять инициативу в свои руки и заставил все мировое сообщество идти по пути, предложенному не США, а Россией. Конечно, и этот путь достаточно непростой, но он — единственно верный. Поэтому Путин сегодня в отличие, может быть, от целого ряда других нобелевских лауреатов премии мира, и, в частности, в отличие от самого господина Обамы, который уже является обладателем премии, заслуживает этой награды.
«СП»: — Если Путина наградят, это будет другая премия мира, нежели у Горбачева и Обамы?
— Конечно. Это премия, которая присваивается в другой исторической ситуации. Надо понимать, в какое время происходит то или иное событие. Сегодня, когда мир реально стоит на грани не просто локальной войны, а войны мировой, люди, пытающиеся эту ситуацию переломить и сделать все, чтобы конфликта не возникло, заслуживают самой высшей награды. Так исторически сложилось, что наиболее престижной наградой в области защиты мира является Нобелевская премия мира.
Директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов к выдвижению кандидатуры Владимира Путина на Нобелевскую премию мира относится с пониманием:
— Этот сирийский кризис, который уже окрестили Карибским кризисом-2 как раз меняет местами Путина и Обаму. То есть, мы привыкли к тому, что американские президенты у нас обычно за мир, и получают нобелевские премии мира. А Россия — это империя зла. Но сегодня мы наблюдаем, и весь мир это наблюдает, как российский и американский лидеры поменялись местами. Путин стал человеком, который может мир гарантировать. Думаю, он заслуживает Нобелевской премии.
«СП»: — Что это даст России?
— Дело не в том, что это даст России. Дело в том, что это даст миру, а миру это даст мир (извините, за избитый лозунг). Все-таки любой нормальный человек не желает войны. Он желает мирного разрешения любых конфликтов. А способность к этому показал в нынешней ситуации именно Владимир Путин. И передовицы всех крупнейших изданий в мире говорят сегодня об этом.
С нескрываемым скептицизмом комментирует инициативу сопредседатель Совета по национальной стратегии, политолог Валерий Хомяков:
— Как-то я сомневаюсь, что Нобелевский комитет с восторгом воспримет эту кандидатуру. Не думаю, что там будет чувство глубокого удовлетворения, когда они это предложение получат. Что касается сирийских инициатив президента, то результата там пока нет. И чем вся эта история закончится, одному Богу известно. К тому же, если верить американской стороне, инициативы эти были отнюдь не Владимира Путина. Они обсуждались им с Обамой в Питере, где сама идея возникла. Кому она первому в голову пришла? Не знаю. Просто в СМИ появилось раньше сообщение о том, что мы вышли с этой инициативой. Может быть, оно и так. Но инициативы не заслуживают Нобелевской премии, заслуживают результаты. А результатов пока нет.
«То, что я слышал о выдвижении Путина на премию мира, выглядит как-то не очень серьезно, — говорит замдиректора Центра изучения современной политики Сергей Рыженков. — Понятно, что процедура не очень сложная. Но выдвигаются, насколько я понимаю, тысячи людей, а получает — один. В данном случае, это подвязали к инициативам по Сирии, но как-то, на мой взгляд, скоропалительно. Вот если там, в Сирии, все действительно разрешится при непосредственном участии нашего президента и разрешится благополучно, тогда об этом стоит подумать. А сейчас это вызывает недоумение. Даже если это попытка международного пиара, то она выглядит странно. По влиятельности Путин (если отвлечься от характеристик положительных и отрицательных) — лицо достаточно значительное в мировой политике, и в пиаре не нуждается.
«СП»: — Вы хотите сказать, что ему не нужна эта премия для укрепления авторитета на международной арене?
— Нет. Такая премия ему точно не нужна. Вот если бы в Сирии благодаря его инициативе что-то бы мирно устроилось, то тогда — да.
Из досье «СП»
Нобелевский комитет пока не комментирует выдвижение кандидатуры российского лидера на премию мира. Представитель комитета, как сообщает РИА «Новости», отказался это сделать, сославшись на то, что имена кандидатов держатся в секрете.
Фото Валерий Мельников/Сергей Гунеев/ РИА Новости