Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
22 октября 2013 11:21

Звездные войны «Роскосмоса»

У нового главы ведомства появилась и новая задача — борьба с «пришельцами»

Новый глава «Роскосмоса» Олег Остапенко заявил, что его ведомство будет бороться с астероидами. Причем, к работе исследователей космического агентства присоединятся и ученые РАН.

— Мы предварительно договорились о встрече с (президентом РАН — ред.) Владимиром Евгеньевичем Фортовым. Сейчас пока проработаем этот вопрос внутри отрасли, а потом уже будем решать его с учеными, — отметил новоиспеченный глава «Роскосмоса».

Остапенко сделал это заявление, отвечая на вопрос журналистов о 400-метровом астероиде, который в 2032 году может столкнуться с Землей. Как раз о нем вице-премьера Дмитрий Рогозин писал на своей страничке в соцсети. Его сообщение о том, открытый крымскими астрономами астероид должен стать «сверхцелью нашей космонавтики», наделало много шума в прессе.

Напомним, астероид, получивший индекс 2013 TV135, впервые был обнаружен 12 октября сотрудником Крымской обсерватории Геннадием Борисовым. Как сообщило аэрокосмическое агентство NASA, по итогам наблюдений за последние дни, вероятность столкновения небесного тела с Землей 26 августа 2032 года выросла более чем в четыре раза. Теперь она составляет 1 шанс на 14 тысяч, тогда как недавно оценивалась в 1 шанс на 63 тысячи, сообщилт сайт астероидного подразделения. Небесное тело, размер которого составляет около 410 метров, отнесли к классу потенциально опасных астероидов.

Когда премьер Дмитрий Медведев подписывал указ о назначении Остапенко главой космического агентства, он выразил надежду, что «целый ряд проблем, который, к сожалению, последнее время наблюдался в деятельности в «Роскосмоса», с приходом Остапенко будет решен. Видимо, борьба с астероидами была одной из таких проблем. По крайней мере, разговоры о создании системы, которая надежно бы прикрыла территорию страны от астероидных атак, появились еще в начале этого года.

Так, в феврале председатель президиума Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны Игорь Ашурбейли предложил развернуть национальную систему ПВО против космических угроз. Это заявление было сделано после падения в Челябинской области метеорита. Ашурбейли заявил, что ликвидировать метеориты и осколки астероидов, подходящие к земле на опасное расстояние, в принципе возможно при помощи тех же систем класса С-300, которые сегодня стоят на вооружении…

Правда, тогда многие ученые и эксперты, не уверенные в том, что бюджетные деньги будут освоены должным образом, приняли подобные заявления «в штыки». Ведь создание такой системы — удовольствие довольно-таки дорогое. Но главный аргумент экспертов — космических тела малоизучены, и защититься от них с помощью существующих ракет не представляется возможным.

Сегодня же, когда стало известно об угрозе падения на Землю «крымского» метеорита, тема защиты планеты от космических «булыжников» вновь стала актуальной. Гендиректор НП «Центр планетарной защиты» Анатолий Зайцев отмечает: работы по решению проблемы падения астероидов и комет на Землю ведутся и у нас, и за рубежом. Но, к сожалению, в большей степени за границей, хотя и в России есть все технологии для создания системы космической планетарной защиты.

— Что касается так называемого «крымского» астероида, то ситуация с ним напоминает случай с астероидом «Апофис». Он был обнаружен в 2004 году, но шумиха по поводу него продолжалась до января этого года — почти 10 лет! Так вот. Американцы еще не сделали локацию «крымского» астероида, другими словами: — не установили точно, что этот внеземной объект для Земли представляет опасность. Их измерения орбиты «крымского» астероида грубы и предварительны. Ведь чтобы точно определить степень угрозы, астрономам нужны месяцы, а то и годы.

«СП»: — А если все же будет доказано, что «крымский» астероид опасен для нас, каким образом он будет ликвидирован?

— На нашу планету он не упадет. Это я могу сказать точно. Нынешние технологии защиты Земли позволяют относительно легко и заблаговременно ликвидировать угрозу падения на нее астероида. Каким образом? Сначала к установленному объекту, представляющему ту или иную опасность, направляется космический аппарат-разведчик. Этот аппарат собирает максимально полную информацию об астероиде, например, уточняет его траекторные и физические характеристики. В случае реальной угрозы собранные разведчиком данные позволят людям выбрать способ изменения траектории опасного объекта, а в крайности — способ его разрушения. Знаю, что сегодня чуть ли не всерьез обсуждаются предложения покрасить астероид или использовать ракетные двигатели, но поймите: все это — лишь фантазии, которые сложно осуществить на практике. Реальны только два способа. Первый — сбросить, как американцы в 2005 году на комету Темпель-1 специальный ударник, который оттолкнет астероид, как бильярдный шар. Второй способ — запустить просто космический аппарат, который врежется в объект и изменит его скорость, и траекторию.

«СП»: — Это все возможно, но только если мы обладаем достаточным запасом времени. А если время ограничено?

— В случае, когда время ограничено, применяется другой надежный и эффективный способ: он связан с использованием специальных ядерных устройств. Сразу уточню: эти устройства не имеют ничего общего с ядерными боеголовками и бомбами…

И, кстати, заявление руководителей «Роскосмоса» и правительства РФ о необходимости защиты от астероидно-кометной опасности и эффективной борьбе астероидами имеют под собой серьезную основу. Но тут есть очень важный момент. Эти задачи — не только наши, то есть не только российские, это задачи всего человечества. Поэтому надо сообща, а не порознь разрабатывать ракетно-космические технологии, а также создавать общий финансовый фонд, который спонсировал бы эти работы. И главное: действовать в этом направлении нужно уже сегодня, а не тогда, когда «жареный петух клюнет». Падение того же Чебаркульского метеорита показало, что такая проблема есть и ею надо заниматься, причем заниматься серьезно.

«СП»: — Кстати, почему «Уральский метеорит» «дошел» до Земли не обнаруженным?

— Наблюдение за небом ведутся силами лишь наземных астрономических обсерваторий. Естественно, астрономы не могут сканировать всю небесную сферу. Тем более, что наблюдают за небом они только ночью, так как днем в сторону Солнца смотреть невозможно. А астероиды могут лететь и с внутренней стороны орбиты Земли, как раз со стороны Солнца. Именно такая траектория и была у Челябинского метеорита. Поэтому задача гарантированного обнаружения астероидов может быть решена только в том случае, если мы создадим космический сегмент наблюдения. То есть запустим на околоземные и околосолнечные орбиты несколько аппаратов с телескопами.

К тому же необходимо разделять оперативный и долгосрочный перехваты объектов. Все технологии и разработки для этого есть. Например, создан российско-украинский ракетоноситель «Зенит». Она обладает очень коротким периодом подготовки к старту — благодаря автоматизации всех предстартовых операций. И еще не могу не отметить, что также имеются все необходимые базовые технологии для создания международной Системы планетарной защиты, мы назвали ее «Цитадель». Но всем этим, повторяю, надо заниматься.

Полковник ракетно-космических войск, пожелавший остаться неизвестным, говоря об астероидах, падающих со стороны солнца, приводит пример скорости падения Челябинского астероида.

— Он шел под углом в 15 градусов, причем преодолел расстояние от Дальнего Востока до Челябинска за 33 минуты. Поэтому даже если он был бы обнаружен и системы ПВО дали бы целеуказание огневым средствам, то ракеты просто-напросто не успели бы сработать. Астероид падает с огромной скоростью и под определенным углом, догнать его мы не можем — по той просто причине, что наши ракеты с такой скоростью не летают. Так что комплексы С-300 или даже — С-400 все равно будут не способны защитить планету от астероидов, падение которых идет со стороны Солнца.

В этом плане будущее — за лазерами и установками силового излучениями. Но данную задачу, увы, не решить быстро, то есть в ближайшее время. Поэтому те проекты, которые сегодня реализуют в мире для борьбы с астероидной опасностью, это проекты для «выкачки» бюджетных денег.

Директор музея войск ПВО в поселке Заря Балашихинского района Юрий Кнутов уверен: на сегодняшний день средств борьбы с астероидами, которые идут со стороны Солнца, нет.

— Те системы предупреждения ракетного нападения, которые есть, сориентированы на обнаружение межконтинентальных ракет и их головных частей, то есть тех снарядов, у которых известны примерные параметры полета. Если же астероид идет под другим, необычным, углом, то его не зафиксируют, — отмечает эксперт. — Сила ударной волны ядерного взрыва на Земле огромна. В космосе же — вакуум, поражающий эффект такого удара минимален, поэтому эффективность ядерного оружия там не так высока, как принято считать.

В Челябинске грандиозной катастрофы удалось избежать лишь по счастливой случайности. Также было и с Тунгусским метеоритом: если бы он упал позже, то с учетом поворота Земли, Санкт-Петербурга сегодня могло бы и не быть…

Отразить любое «нападение» с неба ни Россия, ни США сегодня не могут. Для того, чтобы продвинуться в этом направлении надо объединять усилия. Неплохо было бы привлечь Китай, с его большими финансовыми возможностями. Только так можно бороться с незваными «пришельцами» из космоса.