18+
пятница, 17 ноября
Общество

Аварийная посадка

Из 1300 российских аэропортов, построенных во времена СССР, закрыты около 1000

  
4638

Две недели назад президент РФ Владимир Путин в связи с растущим туристическим потоком в Тобольск дал указание правительству рассмотреть вопрос о строительстве нового аэропорта в городе. Однако забыл, видимо, спросить: а кому Тобольск обязан тем, что остался практически без авиационного сообщения? Ведь вполне приличный аэропорт в советские годы здесь был и напряженно работал. Но заброшен, разворован и нынче способен принимать только вертолеты.

Впрочем, если браться за дело всерьез, говорить, увы, придется не только о Тобольске.

Для начала, как говорится, «картина маслом»: по данным Росавиации, за последние годы прекратили существование 1000 российских аэропортов из 1300, построенных еще в советские годы. Под «нож» пошли в большинстве те из них, что были возведены в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

А теперь детали. Мой давний добрый друг, сибиряк, бывший командир Ан-26 Иркутского авиаотряда Валерий Хайрюзов, отлетавший 15 тысяч часов, сокрушается:

— Знаешь, я ведь за свои 30 с лишним летных лет стал своим практически на всех аэродромах местных воздушных линий. Люди там везде со мной здоровались. А недавно довелось побывать на аэродроме Жигалово. Не поверишь — плакал. Взлетная полоса заросла чертополохом. А я ведь сколько раз там садился и оттуда взлетал! Раскурочены полосы в Усть-Уде, в Бодайбо, Ербогачене, Усть-Илимске. Во многих аэропортах Якутии, Красноярского края…

Усть-Илимск особенно жалко. Там полоса раньше принимала даже тяжелые Ил-62, Ил-76, Ту-154. Местные жители могли летать в десятки городов страны. Вплоть до Анапы. А теперь взлетная полоса сокращена до тысячи метров и практически бездействует!

Люди к этой «новой жизни» привыкнуть не могут. На острове Ольхон посреди Байкала живет Владимир Прокопьев. Человек, которого знаю, кажется, тысячу лет. Так он все эти годы в одиночку поддерживает заброшенный местный аэродром в рабочем состоянии.

Почему, зачем? Объяснить так и не может — ведь сюда уже давно не летают самолеты, да и денег за труд он не получает. Но там живет, огород у него, сад, живность развел. Каждое утро встает, чтобы подготовить полосу для посадки и передать по радиостанции о состоянии летной годности аэропорта. Так же, как тот пенсионер-авиатор Сергей Сотников из Ижмы, о котором благодаря телевидению в сентябре 2010 года узнала вся Россия.

Напомним читателям, что 7 сентября 2010 года у самолёта Ту-154, выполнявшего рейс № 516 Мирный — Москва, на высоте десять с половиной тысяч метров отказали важнейшие бортовые системы: сначала автопилот, потом системы навигации, затем радиосвязь. Следом вышли из строя насосы, подающие топливо. Экипаж вручную произвёл вынужденную посадку на заброшенную взлётно-посадочную полосу, которую пилоты разглядели с высоты 3000 метров. Как выяснилось, ту самую, которую по собственной инициативе в одиночку обслуживал местный «робинзон» — Сотников.

Как же они потом благодарили Сергея Сотникова за то, что его стараниями на полосе не оказалось ни одного деревца! А жители отпаивали счастливых пассажиров коньяком. Кстати, указом президента весь экипаж получил высокие правительственные награды, а пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов — звезды Героев России. Сотников остался без наград,

Как выяснилось, не нужны такие энтузиасты сегодняшним «эффективным менеджерам», готовым любой еще работающий аэродром превратить исключительно в источник получения «бабла». Вот и Сотников не выдержал борьбы с ними. Недавно объявил, что больше не в состоянии обслуживать заброшенную взлетно-посадочную полосу. Теперь случись что над здешней бескрайней тайгой — садиться некуда.

Его «коллега» Владимир Прокопьев на Ольхоне пока надежду не оставил. Но не выдержит он — в случае чего нельзя будет приземлиться и на этом острове.

— Я тебе, — продолжает размышлять Хайрюзов, — скажу так: работали бы в зоне затопления местные аэропорты, скажем, в том же Комсомольске-на — Амуре, как раньше, многих бы бед люди избежали…"

Из досье «СП»

В ноябре 2010 года в ответ на запрос губернатора Хабаровского края на предмет использования аэропорта Хурба (Комсомольск-на Амуре) для полетов гражданских самолетов бывший министр обороны Сердюков распорядился так: «…Изменение статуса аэродрома, в том числе передача аэродрома в ведение других федеральных органов исполнительной власти РФ не планируется. В этой связи включение аэродрома Хурба в перечень совместного базирования Российской Федерации в качестве гражданского аэродрома не представляется возможным»…

Так город остался без воздушной связи с «Большой землей». Робкие попытки авиакомпании «Владивосток Авиа» все же наладить отсюда рейсы на Москву на Ту-204−300, были в корне пресечены, после того, как компанию в конце 2011 года купил «Аэрофлот». Руководство главного российского авиаперевозчика вынесло приговор: полеты в Комсомольск-на-Амуре убыточные, и крупный дальневосточный промышленный центр снова остался без прямого воздушного сообщения со столицей.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня