Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
10 ноября 2013 10:00

Ленинград принял, Петербург сдал

Чтобы спасти легендарный паровоз, активисты обратились за помощью к финнам

3942

«Спасти исторический паровоз № 293!», - с таким призывом выступили на уходящей неделе молодые питерские активисты-социалисты. Призыв был обращен к сотрудникам генерального консульства Финляндии. У стен консульства на Преображенской площади (самый центр города) они организовали небольшой пикет, придя на него с плакатами на русском и финском языках, и разъясняя всем любопытствующим, что именно подвигло их на данную акцию. И что вообще это за паровоз, ради которого, бросив все дела, они пришли сюда в промозглый осенний день.

Речь идет действительно об историческом наследии РФ. Ещё каких-нибудь 25−30 лет назад о данном паровозе за номером 293 знал в нашей стране каждый школьник. Об этом подробно рассказывалось в учебнике по истории.

На «293"-м в 1917 году вернулся на Родину из Финляндии, чтобы «вся власть была Советам», Владимир Ленин. Этот локомотив в советские годы часто изображали на конвертах, в книгах. Его модели до сих пор стоят в музеях, в том числе, провинциальных.

А, кроме того, это единственный сохранившийся паровоз редкой серии «Аш-2», построенный в начале ХХ века на американском заводе «Ричмонд». Других таких в мире давно уже нет.

Активисты из питерских Левого фронта и «Авангарда красной молодежи», организовав пикет на Преображенской площади, им одним не ограничились. По словам одного из организаторов акции Макса Малышева, начиная с 2007 года, он с товарищами не раз обращался с просьбой о реставрации «№ 293» как в городскую администрацию, так и в РЖД, к депутатам Законодательного собрания. Не получив на свои запросы ни одного ответа, решили, что пора подключать финское консульство. В конце концов, это финны подарили нам паровоз! К пятидесятилетию Октябрьской революции власти страны Суоми отреставрировали его и перегнали в Ленинград. С 1957 года стоит он в специальном стеклянном павильоне у перрона Финляндского вокзала. Став знаковым местом встреч горожан.

«Можно по-разному относиться к Советской власти, основоположником которой является Владимир Ленин, — подчеркивает Малышев на своей страничке ВКонтакте. — В любом случае — это история. Не только нашей Родины, но и Финляндии».

— Разговор получился короткий, но содержательный, — сказала корреспонденту «СП» Сусанна Ниивара, пресс-атташе финского генконсульства в Петербурге. — Молодые люди передали мне собранные и подготовленные ими документы, касающиеся данного локомотива, попросили поддержки. Я в свою очередь попросила у них времени на то, чтобы изучить вопрос, обдумать всё, и только потом принимать какие-то решения. Тем более, что генеральный консул в эти дни в командировке. Когда вернется в Петербург, тогда и сможем предметно о чем-то говорить.

«СП»: — Вас не удивило, что российская молодежь обращается к вам с предложением о реставрации российского памятника истории и культуры?

— Я их хорошо понимаю. Когда исторический объект требует внимания, ремонта, это всегда серьезно. И если какие-то люди обращаются к нам с подобной просьбой, мы всегда готовы их выслушать и постараться помочь. В Финляндии практически всё коренное население знает, кто такой Владимир Ильич Ленин, как минимум из наших учебников истории. К имени этого политического деятеля начала ХХ века мы в нашей стране относимся с уважением. К тому же, сам паровоз — подарок вашему городу от правительства нашей страны. Мы это тоже помним.

«СП»: — И что, реален его ремонт за счет вашего государства или ваших бизнесменов?

— У нас уже есть опыт участия в реставрации российских объектов. К примеру, в Выборге на средства, выделенные Финляндией, недавно была капитально отремонтирована старая библиотека.

Чтобы понять, с кого, что называется, спрашивать, корреспондент «СП» отправилась на Финляндский вокзал Петербурга. Некогда отдаленный от центра, ныне он в некотором смысле олицетворяет центр города. Здесь всегда многолюдно. Площадь перед вокзалом забита в будни автомобильным транспортом. Спасает положение сквер, идущий от вокзала к Неве с памятником В. И. Ленину на броневике.

Несколько лет назад «бронзовый Ленин», давно признанный одним из самых интересных памятников города, наравне с таким, например, как конная статуя Николай Первого на Исаакиевской площади, подвергся мощной атаке хулиганов, пытавшихся подорвать его. К счастью, монумент выстоял, но ремонт потребовался ему серьезный. Пройдя «от Ленина» к центральному входу на железнодорожной станции, миновав кассовый зал, я вышла к старине-паровозу. Выглядит он «бледненько». Почистить бы его, помыть, кое-где подлатать…

Рядом с ним на стене большая гранитная мемориальная доска, увековечившая факт возвращения В. И. Ленина на Родину в 1917 году. И ей бы мойка точно не помешала!..

Оглядев «экспонаты», ваш корреспондент озаботилась поиском музея Финляндского вокзала. Был он здесь когда-то, точно знаю. Пассажиры, в частности, транзитные, и опоздавшие на электричку, были самыми верными его посетителями. Битых полтора часа обходила сравнительно небольшое здание — тщетно, не нашла музея.

Может, «слился» он с Государственным Центральным музеем железнодорожного транспорта (ГЦМЖТ)?

— Нет-нет, мы не имеем к ним никакого отношения, — ответила на мой звонок замдиректора ГЦМЖТ Людмила Михайловна Ласточкина. — Про ленинский паровоз, безусловно, знаем. Но никто не предлагал нам взять его на свой баланс. Слава богу, что он ещё «жив», стоит на месте. За последние годы столько раритетов советской эпохи просто исчезли, разломаны, выброшены на свалку «за ненадобностью»!.. А в музей Октябрьской железной дороги вы звонили? Может, там в курсе, кто из музейщиков обслуживает ленинский локомотив?

Звонила. С тем же успехом, то есть, тщетно. Никто не отвечает на звонки…

— Могу рассказать вам про мемориальную доску на стене здания Финляндского вокзала, рядом с паровозом, она — наша, — обрадовала Екатерина Шишкина, начальник отдела Музея городской скульптуры. — Мы регулярно наведываемся к ней, как, собственно, и ко всем памятным доскам города. Сколько среди них тех, что посвящены Владимиру Ильичу Ленину? Конкретную цифру сейчас не назову, нет под рукой, но точно не один десяток. В 1990-е годы много ходило разговоров о том, что все «старое» надо уничтожить. Но мы смогли отстоять наиболее ценные с точки зрения архитектуры, истории, культуры вещи. Мы в нашем музее считаем, что демонтировать памятники, мемориальные доски, ломать их, выбрасывать - чистое варварство. Потому что всё это — история нашей страны. Хорошая или не очень, но — история.

Да, об этом сказано было ещё в древности: «Кто плюет в свою историю, то плюет в своё будущее». В России, увы, с историческими раритетами, символами разных режимов обычно не церемонятся. В начале ХХ века пострадали символы империи, царского дома, Русской православной церкви. В начале ХХI-го — советских десятилетий. Достаточно вспомнить, к примеру, и совсем недавнюю историю с крейсером «Аврора», списанным было экс-министром обороны Сердюковым «в утиль». По счастью, ныне действующий глава оборонного ведомства РФ Сергей Шойгу вернул уникальный корабль российскому флоту, городу.

— Паровоз на Финляндском вокзале? Хорошо его знаю, нередко вожу к нему своих иногородних гостей, — ответила на звонок «СП» Елена Бабич, возглавляющая движение «Санкт-Петербург — духовная столица». — Для меня нет сомнений в том, что он должен оставаться там, где стоит с 1957 года. Очень стыдно, что за помощью в его реставрации петербуржцы вынуждены обращаться к финнам. Неужели депутатам нынешнего созыва городского парламента всё равно, в каком он состоянии, что с ним будет? А если Финляндия захочет забрать его под тем предлогом, что России он не нужен, что ж, отдадим?

— Да и пусть забирают, ни к чему он нам, — категоричен Борис Вишневский, депутат ЗакСа из фракции «Яблоко». - Абсолютно не о чем тут переживать.

«СП»: — А как же быть с исторической памятью, Борис Лазаревич, воспитанием в душах молодого поколения уважения к прожитому и пережитому нашими предками не такими уж и далекими?

— На площади перед Финляндским вокзалом есть большой памятник Ленину. Вполне достаточно, я считаю. Кому интересно вспомнить 1917-й год, пусть идет туда.

Иная точка зрения у коллеги Вишневского по ЗакСу депутата от КПРФ Алексея Воронцова.

Говорите, патриоты обратились к финнам, чтобы те отремонтировали паровоз Ленина? Какой позор для всех нас! — Сказал Алексей Васильевич. — Я считаю, что как бы кто не относился к роли Ленина в истории Отечества, но выкинуть его из этой самой истории точно было бы неправильно. И вообще всё, что с связано с вождем мирового пролетариата, с революцией, социализмом. В том числе, вот этот паровоз.

Спасибо, что вы сказали мне о проблеме с локомотивом за номером 293, обязательно все выясню. Мне кажется, он должен быть включен в число тех памятных объектов, куда непременно нужно водить туристов. У зарубежных гостей города, России в целом «всё советское», между прочим, в особом почете. Надо брать пример с Китая, где экономика стремительно развивается, а история — столь же непростая, как и у нас — почитается.

Справка «СП»

Паровоз № 293 был построен в 1900 году на заводе Балдвина в американском городе Ричмонде. Всего в данной серии паровозов «Аш-2» было выпущено полтора десятка машин. Управление Финляндских железных дорог приобрело его в 1913 году. Пять лет он курсировал между Петербургом и Райволой, а потом в пригородах Хельсинки.

В 1917 году машинист Гуго Ялава дважды перевозил через финскую границу Владимира Ильича Ленина. В 1924 году, вместе с другим имуществом, локомотив передали Финляндской железной дороге, где он был приписан к депо города Тампере.

За время эксплуатации в Суоми паровоз понемногу ремонтировали, а после его возвращения в нашу страну рабочие депо Ленинград — Финляндский реконструировали его, вернув исторический вид. Какое-то время он стоял на путях Финляндского вокзала. К 1964 году рабочие Ленметростроя построили для него на вокзале по проекту архитекторов П. Ашастина и Е. Лоханова павильон из стекла и металла. 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут паровоз N 293 был установлен на вечную стоянку.

Фото Георгий Зельма/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня