Общество

Стихия спишет метры

Не купил страховку от пожара и теракта, останешься без собственного жилья

  
4871

Федеральное правительство не будет предоставлять компенсации людям, потерявшим собственное жилье в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Созданный в недрах Минфина новый законопроект предусматривает разработку региональными администрациями программ страхования недвижимости (перечень рисков, суммы и порядок страховых выплат), к которым жители смогут подключаться добровольно. Нюанс состоит в том, что компенсацию ущерба и средства на восстановление домов за счет государства будут получать только те, кто заключил договор страхования в рамках этих программ. Остальные в случае потери даже единственного жилья смогут рассчитывать лишь на место для последующего проживания в рамках договора социального найма. Без права приватизации в дальнейшем.

Экспертизу поврежденного жилья, оценку ущерба, а также определение сумм страховых выплат — все это будут делать чиновники из администрации субъекта федерации. Эксперты пока обсуждают возможные варианты, в частности — включение уплаты страховых взносов в коммуналку, или предоставление гражданам права получать выплаты деньгами или в натуральной форме в виде аналогичного жилья.

Предложение о введении обязательного страхования жилья жестко прозвучало в правительстве после наводнения в Крымске в прошлом году. Однако угроза социальных волнений заставила чиновников вспомнить, что у россиян еще есть гарантированные Конституцией права, которые это предложение нарушает. Затопление Хабаровска и Благовещенска волнами Амура в этом году вновь потребовало колоссальных выплат из федеральной казны. Премьер-министр Дмитрий Медведев вновь поставил задачу подготовить страховые программы. Минфин и подготовил.

Говорит вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев:

— Обращение к мировому опыту показывает, что во многих развитых странах, включая США, компенсации ущерба жилым строениям в результате, например, урагана выплачиваются только тем домовладельцам, которые оплатили договора страхования. Но в России необходимо учитывать, что в случае массовой гибели жилья в каком-либо регионе в результате стихийного бедствия у работающих в этом регионе страховых компаний будет мало шансов финансово устоять. Размер капитала не позволит им сохранить устойчивость. И даже практика перестраховки своих рисков в крупных международных перестраховочных организациях не решит эту проблему полностью. Поэтому для любого страховщика стихийное действие сравнимое по масштабу, например, с ущербом жилым строениям в ходе наводнения на Дальнем Востоке летом этого года, — заведомо дефолтный вариант.

Это означает, что либо спасая крупную страховую компанию от гибели, либо помогая людям, но в конечном итоге все равно власти будут вынуждены выплачивать деньги. Почти все наши муниципалитеты имеют дефицитные бюджеты. Поэтому «заливать» деньгами последствия пожаров или наводнений будут из федерального бюджета. Для муниципалитетов — это тоже дефолтная ситуация.

Правительству есть смысл подумать: не преждевременна ли его инициатива? Тем более, что почти во всех случаях, я вас уверяю, коммерческие страховые компании найдут возможность доказать в суде, что ущерб принял такие размеры именно вследствие того, что государственные службы не приняли меры, не предупредили, не подготовили и не очистили ливневые стоки, неправильно запроектировали дамбы и другие сооружения… Ведь изначально понятно, что будь все задумано и сделано правильно, львиное большинство бедствий на территории нашей страны не приносили бы ни человеческих жертв в таком количестве, ни материального ущерба. Да, большинство городов, гидроузлов достались нам по наследству, проектировались в совершенно других условиях, десятки лет назад. Однако это не снимает ответственность с властей сегодня. И многое, что не исправлено, это ведь не только от лени или непонимания. Это, в первую очередь, — из-за отсутствия денег.

Признание же экспертными комиссиями вины за муниципальными и государственными органами автоматически приведет к подаче регрессного иска к ним со стороны частных страховых компаний о переложении бремени по выплате страховых компенсаций. И ведь ущерб имуществу — далеко не единственная проблема государства в случае стихийных катастроф и чрезвычайных ситуаций.

Я согласен с Минфином лишь в одном: действительно надо повышать уровень образованности наших собственников недвижимости в отношении их прав и обязанностей. Но, что касается принципа «не застраховался — помогать не будем» — власть в России не должно себя так вести.

— Идея создать систему обязательного страхования жилья в той или иной степени определенности обсуждается российскими властями последние 7−8 лет. Еще Госстрой предоставлял расчеты, по которым ежегодный платеж в рамках такой общегосударственной системы должен был составлять 3% от рыночной стоимости жилья. Однако тогда власти побоялись социального взрыва, и не стали вводить этот платеж, — вспоминает профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) Российской академии наук Сергей Кара-Мурза. — Однако основная масса жилого фонда в стране сегодня так обветшала из-за отсутствия своевременного капремонта, что его ждет череда многочисленных аварий и даже обрушений без каких бы то ни было террористических актов и наводнений. Именно из-за собственной ветхости. Это и будет основной причиной утраты жилого фонда в России в ближайшие годы.

Но государство занято не этой проблемой, оно лишь готовит введение, по сути, нового налога. Видно, с реальным исполнением бюджета в стране совсем худо. Минфин же в этой ситуации лишь указывает на источник, где можно быстро получить большие деньги. Квартир-то и домов в стране много. Однако вряд ли система заработает, ведь люди продолжат жить по принципу: «Авось пронесет!» Лишь небольшая доля наиболее обеспеченных граждан озаботится страхованием жилплощади, как это фактически и обстоит сегодня. Поэтому рано или поздно наши верховные власти через Госдуму все равно обязательное страхование проведут. Возможно, учредят какую-нибудь специальную структуру. Например, Госстрах.

Перекладывать бремя страхования на частные компании бессмысленно. Ведь после трагедии в Крымске была доказана вина властей, которые не содержали гидрологические устройства в надлежащем порядке. Так что частные страховые компании все равно переложили бы по суду бремя выплат на местные власти. А поскольку им такие платежи заведомо не под силу, все кончится присыланием денег из федерального центра.

По сути, федеральная власть подобными инициативами в адрес населения «рубит собаке хвост по частям». Политика эта насквозь асоциальна — многие люди не смогут заплатить за подобные страховки. Хоть их расстреляй! Точно так же, как они не могут и заплатить новые платежи по программе капремонта. Ведь и там власть скидывает с плеч свои заботы на население. Она говорит: вы собственники, вы полностью несете ответственность и финансовое бремя по поддержанию своей собственности в полном порядке. Но при этом забывает, что перед приватизацией государством было взято на себя обязательство передать людям жилье в собственность в исправном состоянии. Как после капитального ремонта. Однако эта норма закона выполнена почти нигде не была. Путин с телеэкрана посетовал: люди оплачивать сами капремонт многоквартирных домов в массовом порядке не могут. Но на этом и все! Пожалел, но обязанность платить не отменил.

Фото: Александр Кряжев/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня