Строительство в Подмосковье гигантского парка отдыха, воспроизводящего Россию в миниатюре, будет курировать бывший замминистра культура Иван Демидов, пишет газета «Известия». Амбициозный проект, который по замыслу руководства страны должен стать «предметом национальной гордости», планируется реализовать на территории Домодедовского района к 2020 году. Затраты на него, предположительно, составят один триллион рублей.
Название новой должности Демидова издание не уточняет. Возможно, что оно вообще поторопилось с назначением. Во всяком случае, зампредседателя правительства Московской области Сергей Петров, в ведении которого находятся вопросы культуры, спорта, туризма и молодежной политики, не подтвердил Интерфаксу эту информацию.
Совершенно непринципиально, кто будет возводить этот мега-проект, идею которого в августе 2012 года озвучил, будучи еще губернатором Московской области Сергей Шойгу. Вопрос — насколько нужен он стране и региону сегодня, когда финансовый кризис все сильнее наступает на пятки родной экономике? Разумно ли вкладывать гигантские средства в то, без чего страна в данный момент легко могла бы обойтись, учитывая немалые затраты на Олимпиаду, Сколково и предстоящий в 2018 году чемпионат мира по футболу?
«Дело не в том, что проект амбициозный. Как раз, наоборот. В общем-то, это рядовой девелоперский проект с государственным участием, — говорит председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — И понятно, что он, по сути, необходим для того, чтобы капитализировать земли одного из подмосковных латифундистов. С точки зрения какого-либо культурного значения проект просто несерьезно рассматривать. Это не имеет отношения к культуре, не имеет отношения к каким-то амбициям России, потому что, в принципе, сложно понять, какой туристический поток из иностранцев и неиностранцев будет туда направляться? Насколько это вообще осмысленно?
Тем более, что вокруг Москвы есть уникальные места — «Золотое кольцо». Тот же город Александров с Александровской слободой — по сути, столицей первого русского царя, в котором очень мало туристов. Однако вместо того, чтобы развивать туризм на уникальных объектах, имеющих 500-летнюю историю, будем возводить новодел.
Наверное, в административном порядке в будущий парк отдыха будут направляться какие-нибудь туристы. Но к культуре, к традициям, к чему-то серьезному это никакого отношения, безусловно, иметь не будет. Такое ощущение, что проект станет памятником четвертьвековой эпохе безвременья. Когда нет ли денег или наоборот — много денег… Разницы никакой. Ничего не происходит.
И мы ничего не даем миру. Мы становимся провинциальной страной, которая строит какие-то курятники, однако не имеет никакого всемирно-исторического значения.
«СП»: — Но наш президент считает идею строительства такого объекта очень важной. Когда ему рассказали о парке «Россия», он назвал проект «в полном смысле слова общенациональным».
— Что здесь непонятного? Так представлен был проект, что он чудесный. Но у нас нет абсолютно ни культуры проектирования, ни самих проектов. То есть, Путину вообще проект реальный не показывают — ни проект «Сочи», с который непонятно вообще что будут делать после двух недель Олимпиады. Ни допустим, тот же остров Русский… Все эти стройки не рассчитаны на долгосрочное существование с подъемом, развитием региона. Это не проекты развития страны. Это проекты пиара и частных амбиций.
Вот в этом смысле у Путина проблема — у него нет проектов. Его «экранируют» от проектов. Ему не дают выйти на проекты. Поэтому возникает эрзацпроекты, эрзацпомпезность, эрзацимперскость, эрзацвеличие. Можно вкладывать триллион, можно не вкладывать — разницы никакой. Ничего существенного для страны не произойдет.
Научный сотрудник Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев считает, что подобные проекты — бессмысленная трата бюджетных денег:
— Если бы этим занимался частный бизнес на свой страх и риск, то, пожалуйста — создавайте всякие там «Луна-парки» и прочее. Это ваш частный проект. В данном случае, я бы сказал, намечено нецелевое использование средств налогоплательщиков и бессмысленная трата денег. Если проект не окупится, никто ведь не ответит своими деньгами.
Вот если у частного бизнеса не окупится — он может разориться. А в данном случае у инициаторов затеи с «Россией» риска никакого. Ну, а размеры «откатов» в строительстве — самой коррупционной нашей сферы — мы знаем.
«СП»: — Как же быть с патриотической составляющей?
— Что касается национальной гордости, но это — хорошая ширма для создания условий обогащения узкого круга лиц. Кроме того, сейчас модно, когда государство делает упор на возрождение неких идеологических проектов.
«СП»: — У людей денег на самое необходимое не всегда хватает. Во многих подмосковных деревнях газа нет и дорог. Какое тут «сафари»?
— Никого это не волнует. Если решение принято первым человеком, то оно принято. А остальное… Людей не спрашивают, что строить — национальный парк, больницу или канализацию? Это выбор узкой правящей элиты. Вот и все.
Но плюс еще они себя хотят выставить государственниками: дескать, мы созидатели, мы, так сказать, возрождаем национальную гордость.
Парадоксальной назвал ситуацию генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
— Если дополнительный триллион будет истрачен на дороги, на инвестиции — это, конечно, лучше — с одной стороны. С другой — мы знаем прекрасно, что деньги могут быть вообще разворованы. А так — хотя бы парк останется.
И третья сторона: когда Россия в период войн с турками при Екатерине Второй попала в экономический кризис (война — штука дорогая, денег тогда в казне вообще не было)… Знаете, что сделала императрица? Она начала строить дворцы вокруг столиц. Знаменитые подмосковные дворцы-усадьбы строились именно в тот период.
Решались две проблемы: пропагандистская — деньги у нас есть, кто не верит, посмотрите. И вторая — концентрация ресурсов вокруг какой-то хоть сколько-то разумной задачи. Возможно, что и здесь та же логика.
«СП»: — Насколько оправдана эта логика?
— Если она реализуема, значит — оправдана. Просто во что это превратится? В некий большой проект типа Эйфелевой башни? Которая тоже никому, в общем, не была нужна, но, я думаю, уже сто раз «отбилась» за счет туристов. Или это будет очередная «воровайка»? Вот вопрос.
Ведь вечная проблема у нас с государственными инвестициями (об этом и президент говорил) — их сразу разворовывают. Где гарантия, что и здесь не разворуют? То есть, если бы у системы государственной был небольшой процент коррупции (потому что бескоррупционных очень мало), то, наверное, разумно было бы вкладывать деньги в какую-то конкретную вещь. Хотя бы в строительство предприятий производящих стройматериалы (условно). Потому что есть опасность, что если активно начать строить дешевое жилье, к чему, в общем, многие призывают, то непонятно из чего. Поскольку стройматериалов не хватает.
Но страшно направлять инвестиции в Россию — неизвестно, чем дело кончится. Механизмы контроля слабые. Не потому, что все чиновники воры. Они, в принципе, слабые. В результате мы в Сколково, например, на сегодня имеем бетонную коробку. Неизвестно с чем внутри.
«СП»: — Но нужны же новые предприятия, новые рабочие места. А идет какая-то «развлекаловка»…
— Потому что «развлекаловку» власти надеются хоть как-то контролировать. Строительство предприятий они точно проконтролировать не смогут. Потому что в учебнике сказано, что предприятия должен строить частный инвестор. А государство просто должно давать ему для этого деньги.
У них там где-то написано, что частные инвестиции всегда эффективней государственных. Они в это верят, к сожалению. И я ничего не имею против Демидова — видел его раза два, наверное. Но понимаю, что он не строитель. И не экономист. Поэтому не думаю, что ему будет легко контролировать процесс.
«СП»: — Получается, выгода от проекта сомнительная?
— У него может быть нелинейная выгода, о которой я говорил, когда вспомнил про Екатерину. Но выгода именно может быть, а не обязательно будет.
«СП»: — Зато, наверное, проект легко может вылиться в новые коррупционные дела…
— Это хорошо. Хорошо, что хоть кого-то ловят. Потому что в 90-е годы подобное выливалось в новые миллионные и миллиардные состояния. Порядка было настолько меньше, чем теперь, что даже не нужно было организовывать коррупционных схем никаких. Можно было воровать в открытую. Люди просто забирали государственные деньги и уходили.
Я всегда говорю, что Россия в состоянии детской болезни. Поскольку мы в одночасье перешли в капитализм — у нас новое детство. Сейчас я понимаю, что это, в принципе, реально преодолеть. Просто усилия нужны такие, что можно надорваться и помереть.
Из досье «СП»
Идея создания тематического парка «Россия» была озвучена Сергеем Шойгу в августе 2012 года на выездном заседании попечительского совета Русского географического общества. Владимир Путин, как писала тогда газета «Взгляд», проект одобрил, отметив, что такие музеи «под открытым небом» есть во многих странах и, помимо развлекательной цели, несут «серьезную просветительскую и воспитательную миссию».
Предполагается, что парк площадью более 1 тысячи га будет разбит на территории Домодедовского района. К 2020 году здесь должны построить представительства всех субъектов РФ, образовательный, спортивно-развлекательный и бизнес-кластеры, а также сафари-парк и жилые дома. Кроме того, в парке возведут тематическую зону с главными достопримечательностями всех регионов страны в уменьшенном размере, которые были отобраны в рамках конкурса «Россия-10» (в лидерах, напомним, оказались Коломенский кремль и грозненская мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни»).
Объем инвестиций в строительство составит 1 триллион рублей. Финансирование будет поступать из бюджетных источников. В настоящее время проводится финал конкурса на проект парка. К участию допущены пять компаний: BBDB (США), Citymakers (Россия), Cushman & Wakefield (Россия), HOSPER (Нидерланды) и ООО «ЭПИ Моспроект-5» (Россия). Первую зону парка планируют открыть в 2016 году.