Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
27 января 2014 20:31

Шведская модель зачистки «АвтоВАЗа»

Работникам автогиганта предлагают уволиться за 100 тысяч рублей

9650

Власти Самарской области обещают трудоустроить всех сотрудников «АвтоВАЗа», которые попадут под грядущее сокращение. В информационном сообщении пресс-службы областного правительства, распространенном 27 января, отмечается, что «люди не будут брошены на произвол судьбы. Им будут предложены другие рабочие места на заводе, а те, кто решит покинуть предприятие, получат все необходимые выплаты в соответствии с трудовым законодательством РФ».

Однако в независимом профсоюзе «Единство», который действует на автогиганте, на ближайшие перспективы смотрят не столь оптимистично. «Социальная напряжённость в коллективе растет, — рассказал „СП“ председатель независимого заводского профсоюза Петр Золотарев. — Люди гадают: кто будет первый на сокращение. И никто, естественно, не испытывает особой радости от перспективы лишиться работы».

О том, что «АвтоВАЗ» собирается в текущем году уменьшить численность персонала на 11%: на 2,5 тысяч мест по офисным позициям и на 5 тысяч — по рабочим специальностям (сейчас в производстве занято 66,5 тыс. человек), в конце минувшей недели написали «Ведомости». Такими мерами новое руководство завода собирается снизить издержки и повысить эффективность работы предприятия, показатели которого далеки от идеала: по итогам 2013 года продажи компании сократились на 12,1%.

Областные власти, правда, предпочитают говорить не о сокращениях, а об оптимизации, которая «не коснется специалистов рабочих профессий». Уверяют, что, в основном, она будет достигнута за счет естественной убыли персонала, путем закрытия приема новых людей и перераспределением численности между производствами и подразделениями.

Петр Золотарев, в свою очередь, считает, что очередное «кровопускание» — опасный способ решения проблем автогиганта:

«Мы предлагаем работодателю сначала снять затраты на содержание административного аппарата. 12 членов правления „АвтоВАЗа“ только в прошлом году получили 337 млн. рублей бонусов. И это при чистой прибыли в 2012 году в 200 миллионов! Пусть откажутся от „лексусов“, самолетов, чартерных рейсов, пусть сначала сократят свои потребности, а уж потом (если не хватит средств улучшить экономическое состояние завода) ставят вопрос об увольнениях».

«СП»: — Что «Единству» известно об условиях предстоящей кадровой «оптимизации»?

— Работодатель, вообще-то, должен был нам прислать уведомление о планируемых сокращениях — в соответствии с законодательством, профсоюзы должны быть оповещены о массовых увольнениях за три месяца. Но пока мы никаких официальных документов на этот счет не получали. В нашем распоряжении есть только приказ нового директора Бу Инге Андерссона о том, что они предлагают инженерно-техническим служащим уволиться по соглашению сторон. Тогда этим категориям работников будет выплачено несколько среднемесячных зарплат. Написавшие заявление об уходе с февраля получат пять зарплат, с марта — четыре, с апреля — три. Действует предложение только три месяца.

«СП»: — Средняя зарплата — это сколько?

— Двадцать тысяч примерно. Но размер компенсации в случае увольнения по сокращению должен быть не пять окладов. В Тольятти не просто найти работу по профессии, тем более что «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием. Поэтому мы считаем, что при увольнении работник должен получить «отступные» в размене годовой зарплаты. Плюс к этому, я хотел бы напомнить, что есть постановление правительства под № 32 от 14 января 2014 года, предоставляющее субсидии предприятиям автопрома с целью сохранения рабочих мест. Если «АвтоВАЗ» может воспользоваться этим правом, то зачем тогда увольнять людей и провоцировать социальный конфликт?

«СП»: — У людей на заводе какое настроение? Согласятся они на предложенные условия?

— Приказ об условиях сокращения касается только руководящих специалистов и служащих. Затрагивает ли он рабочих, и в каком объеме, мне пока неизвестно. Могу лишь сказать, что интенсивность их труда постоянно растет, потому что меньшим количеством людей приходится выполнять все больший объем работы. Цель руководства — увеличить производительность труда. Но, как известно, производительность труда состоит из трех факторов: количество выпускаемой продукции, количество работающих, количество времени. Они хотели бы сократить численность работников, а объемы выпускаемой продукции сохранить. Если бы это делалось за счет какого-то технологического перевооружения, тогда — да. А когда это делается за счет физического труда рабочих, это не в какие рамки… Люди просто физически не могут выполнять работу, а если и делают ее, то некачественно. Это бесперспективное дело, но они идут по этому пути.

«СП»: — Что предполагаете делать?

— Нас призывают к активным действиям. Сегодня единственная сила на предприятии, которая может организовать коллектив на протест работодателю — это профсоюз «Единство». Но сначала мы получим документы, оценим ситуацию и предложим администрации свои варианты решения проблемы.

«СП»: — Надеетесь на диалог?

— Надежда, как говорится, умирает последней. Хотя каждый раз нам дают от ворот поворот — не идут на переговоры. И этим самым провоцируют на какие-то коллективные действия — митинги, забастовки. А потом жалуются, что мы такие радикалы и с нами невозможно разговаривать. Хотя мы всегда предлагаем в первую очередь переговоры.

«СП»: — Вам не кажется, что решение нового руководства выглядит даже логично на фоне того, что объемы продаж вазовской продукции значительно упали в прошлом году?

— А это показатель неэффективности собственника. Ведь не нужно большого ума увольнять людей и закрывать предприятие. Разве рабочие виноваты в том, что завод выпускает такую продукцию, которая не пользуется спросом? Нет, это вина руководства. Ну, тогда ты и неси ответственность. Поменяйте собственника, проведите реорганизацию… В Австрии, по-моему, есть закон: если работодатель прибегает к процедуре увольнения, то он объявляется неэффективным собственником. Вот это логично и правильно. Это же самое простое — увольнять людей, а вот попробуйте организовать производство. Да, чтобы оно эффективным было…

«СП»: — Официальный заводской профсоюз вас поддерживает?

— С ними у нас нет контакта. Мы считаем эту организацию структурным подразделением администрации. И они уже шестой год вместе ищут способы, как нас игнорировать. Если провести референдум, то большинство работников за нас были бы. Но так открыто люди боятся говорить, тем более, вступать в «Единство». Человек сразу становится изгоем…

Председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА), депутат Заксобрания Ленинградской области Алексей Этманов знает проблемы автопрома со времен работы сварщиком на заводе «Ford» во Всеволожске:

— Схема, которую придумали на «АвтоВАЗе», чтобы выкинуть людей на улицу — это пример оптимизации, которую капиталисты будут проводить на всех предприятиях. Их запрос на повышение эффективности и получение максимальной прибыли бьет, прежде всего, по работникам. На «АвтоВАЗе» нет нормальной профсоюзной действующей организации. То, что есть — небольшое подразделение нашего МПРА, в котором порядка 400 человек (речь идет о «Единстве» — ред.), не сможет, к сожалению, противостоять действиям со стороны администрации. Официальный вазовский профсоюз сопротивляться не будет, и подпишет все соглашения, итогом которых для 7,5 тыс. человек будет потеря работы.

Из досье «СП»

Швед Бу Андерссон был назначен президентом «АвтоВАЗа» еще в ноябре прошлого года. Приступил к своим обязанностям 14 января. До этого с 2009 года он возглавлял группу «ГАЗ», где также осуществлял массовые сокращения, уволив 50 тысяч из 118 тысяч работников.

Фото Алексей Бабушкин/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня