Общество

Тайна последнего полета Леваневского

Русские и американцы уверены, что следы погибшего экипажа нужно искать на Аляске

  
13443

Экспертная комиссия Русского географического общества (РГО) подвела итоги завершившейся в сентябре на территории США экспедиции по поиску останков экипажа и фрагментов самолета, на котором 12 августа 1937 года ушел в последний полет над Арктикой знаменитый летчик Сигизмунд Леваневский. Один из первых Героев Советского Союза, получивший высокое звание за спасение команды и пассажиров ледокола «Челюскин» в 1934 году.

Напомним: четырёхмоторный экспериментальный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек под командованием Леваневского отправился в полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17.58 мск, сразу после того как он пролетел район Северного полюса. Последнее, что успел сообщить Леваневский: «Отказал крайний правый двигатель, идем в сплошной облачности, обледенение…». С тех пор о пропавших летчиках ничего не известно.

Нынешнюю поисковую экспедицию возглавил действительный член РГО, журналист и кинорежиссер Юрий Сальников. Вместе с ним работали и американцы: директор института геофизики Фэрбенкса Дэвид Стоун, его ученик Дэннис Терстон, историк доктор Дэвид Нортон, профессор университета Фэрбенкса Тамара Линкольн. А еще — канадец Билл Тума, лучший в мире специалист по поиску самолетов и кораблей, затонувших в океане.

Маршрут поисковой экспедиции готовился совместно с геофизиками института Фэрбенкса с целью проверки «аляскинской» версии гибели экипажа. Группа получила от губернатора Аляски Шона Парнела и государственного археолога штата Аляска Ричарда Вандерхоека разрешение на проведение магнитометрических исследований в акватории моря Бофорта, в районе островов Тетис и Спай.

Наш корреспондент встретился с начальником поисковой экспедиции Юрием Сальниковым.

«СП»: — Юрий, почему вы вообще занялись выяснением судьбы экипажа Леваневского?

— В 1975 году я в качестве режиссера съемочной группы Центрального телевидения, участвовал в перелете в США по так называемому «чкаловскому маршруту». То есть нам предстояло проделать тот же путь, что и Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Беляеву. 18 июня 1937 года они на самолете АНТ-25 вылетели из Москвы, прошли над Северным полюсом и впервые без посадки приземлились в США. Это был триумф советской авиации.

Американцы того подвига не забыли. В 1975 году они решили у себя открыть памятник Чкалову и назвали улицу именем легендарного пилота. По этому случаю в Москве и решено было вновь пролететь тем же путем на пассажирском авиалайнере Ил-62М с бортовым номером 88614, который пилотировал Юрий Зеленков.

Любопытная деталь: сначала с подачи губернатора штата Вашингтон планировали лететь на американском «Боинге». Но закусил удила министр Гражданской авиации СССР Борис Бугаев: «Чего это вдруг? Ведь экипаж Чкалова в 1937 году летел в США на нашем самолете!»

В общем, полетели мы на еще пахнущем свежей краской новеньком Иле. С нами отправились в США и здравствовавшие тогда члены чкаловского экипажа Георгий Байдуков и Александр Беляков. Естественно, были они в солидном возрасте. А еще летел сын Чкалова Игорь Валерьевич.

Помню, в лайнере перед полетом оборудовали салон первого класса: установили там две кровати — для Белякова и Байдукова. Считали, что иначе старикам будет трудно выдержать в креслах весь полет.

Когда пролетали над Северным полюсом, я попросил хорошо знакомого мне штурмана Володю Степаненко объявить об этом по трансляции. Стюардессы внесли бокалы с шампанским. И тут Беляков и Байдуков, глядя в иллюминатор, подозвали меня: «А знаешь ли ты, Юра, что где-то здесь упал самолет Леваневского?»

Я удивился: «Так ведь нигде не сказано, что он упал именно здесь?» «Но именно отсюда была радиограмма Леваневского об отказе двигателя», — сказал Александр Васильевич.

В общем, с тех пор я и заболел этой темой.

«СП»: — Судя по активному участию в экспедиции американцев, вы склоняетесь к мысли, что самолет Леваневского все же долетел до Аляски? Но почему? Ведь существует еще несколько версий места гибели легендарного экипажа. Включая и Якутию, и дно Ледовитого океана, и остров Эллсмир в канадской Арктике?

— «Якутскую» версию «закрыла» поисковая экспедиция газеты «Советская Россия» в 1986 году. Она убедительно доказала, что самолет Леваневского упал не там.

Действительно, существует еще несколько версий. Например, как я уже говорил, Байдуков и Беляков были уверены, что катастрофа произошла как раз над тем местом, где оборвалась связь с экипажем. Мне же, отдавшему 37 лет этой теме, представляется наиболее верной именно «аляскинская» версия.

Она подтверждается вот чем: через день после катастрофы иннуиты (племя эскимосов на Аляске) вдруг наткнулись на маслянистое пятно в ложбинке острова Тэтис. О чем и поведали торговцу Джеку Смиту. Да еще добавили, что у них на глазах упал в воду «большой летательный аппарат». Смит лишь через неделю подплыл к предполагаемому месту падения самолета — пятна уже не было. Но он поверил иннуитам.

Поделился новостью с радистом Стэнли Морганом с военного поста на мысе Барроу. Тот сразу сообразил, что речь могла идти о пропавшем русском самолёте. Послал радиограмму начальству в Сиэтл. Оттуда новость направили в Вашингтон. Затем она попала в советское посольство, с которым вступил в переписку калифорнийский священник и путешественник Гомер Келлемс. Тот самостоятельно начал поиски, убеждённо рассказывая всем, что знает, где произошла трагедия.

Только в 1939 году документы с его записями о тех поисках попали в Москву. Но уже началась Вторая мировая война. Стало не до Леваневского и его экипажа…

«СП»: — Эта версия нашла подтверждение во время вашей сентябрьской экспедиции?

— В сентябре мы совершили два полёта с мыса Оликток, откуда инуиты в бинокль видели падение самолёта. Мы готовы были продолжать полеты, но началась зима. Наши американские и канадские коллеги успокаивали: в следующем году приезжайте в июле и обязательно найдём пропавший самолет.

Кстати, в сентябре у нас состоялась на Аляске еще одна очень обнадеживающая встреча. Одна 85-летняя женщина вспомнила, как в 1937 году, когда она с родителями была у побережья, услышала мощный звук из облаков, напоминающий звук самолета (эту встречу мы записали на видео).

«Лет пять назад, — продолжил ее сын, — охотники, отправившиеся за китом на пластмассовой моторной лодке, вблизи островов Тэтис и Спай натолкнулись на неизвестное подводное препятствие. Дно лодки было повреждено, ее отбуксировали к берегу, чтобы починить».

Конечно, мы ухватились за эту информацию. Тем более, что рассказчик пообещал найти тех охотников и с их помощью указать на карте место столкновения. Но пока тянет с ответом.

«СП»: — Все же вам не кажется, что американцы и канадцы как-то трепетнее нас относятся к историческим полетам Чкалова и Леваневского?

— Это так. В Ванкувере давно существует улица Чкалова. А в Фэрбенксе — улица Леваневского.

«СП»: — У вас есть уверенность, что поиски самолета Леваневского будут продолжены?

— Все зависит от того, выделит ли нам грант РГО. Мы-то готовы. Учли прежние ошибки и знаем, что дальше делать. Тайна гибели экипажа Леваневского должна быть раскрыта…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня