Общество

Тайна последнего полета Леваневского

Русские и американцы уверены, что следы погибшего экипажа нужно искать на Аляске

  
14436

Экспертная комиссия Русского географического общества (РГО) подвела итоги завершившейся в сентябре на территории США экспедиции по поиску останков экипажа и фрагментов самолета, на котором 12 августа 1937 года ушел в последний полет над Арктикой знаменитый летчик Сигизмунд Леваневский. Один из первых Героев Советского Союза, получивший высокое звание за спасение команды и пассажиров ледокола «Челюскин» в 1934 году.

Напомним: четырёхмоторный экспериментальный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек под командованием Леваневского отправился в полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17.58 мск, сразу после того как он пролетел район Северного полюса. Последнее, что успел сообщить Леваневский: «Отказал крайний правый двигатель, идем в сплошной облачности, обледенение…». С тех пор о пропавших летчиках ничего не известно.

Нынешнюю поисковую экспедицию возглавил действительный член РГО, журналист и кинорежиссер Юрий Сальников. Вместе с ним работали и американцы: директор института геофизики Фэрбенкса Дэвид Стоун, его ученик Дэннис Терстон, историк доктор Дэвид Нортон, профессор университета Фэрбенкса Тамара Линкольн. А еще — канадец Билл Тума, лучший в мире специалист по поиску самолетов и кораблей, затонувших в океане.

Маршрут поисковой экспедиции готовился совместно с геофизиками института Фэрбенкса с целью проверки «аляскинской» версии гибели экипажа. Группа получила от губернатора Аляски Шона Парнела и государственного археолога штата Аляска Ричарда Вандерхоека разрешение на проведение магнитометрических исследований в акватории моря Бофорта, в районе островов Тетис и Спай.

Наш корреспондент встретился с начальником поисковой экспедиции Юрием Сальниковым.

«СП»: — Юрий, почему вы вообще занялись выяснением судьбы экипажа Леваневского?

— В 1975 году я в качестве режиссера съемочной группы Центрального телевидения, участвовал в перелете в США по так называемому «чкаловскому маршруту». То есть нам предстояло проделать тот же путь, что и Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Беляеву. 18 июня 1937 года они на самолете АНТ-25 вылетели из Москвы, прошли над Северным полюсом и впервые без посадки приземлились в США. Это был триумф советской авиации.

Американцы того подвига не забыли. В 1975 году они решили у себя открыть памятник Чкалову и назвали улицу именем легендарного пилота. По этому случаю в Москве и решено было вновь пролететь тем же путем на пассажирском авиалайнере Ил-62М с бортовым номером 88614, который пилотировал Юрий Зеленков.

Любопытная деталь: сначала с подачи губернатора штата Вашингтон планировали лететь на американском «Боинге». Но закусил удила министр Гражданской авиации СССР Борис Бугаев: «Чего это вдруг? Ведь экипаж Чкалова в 1937 году летел в США на нашем самолете!»

В общем, полетели мы на еще пахнущем свежей краской новеньком Иле. С нами отправились в США и здравствовавшие тогда члены чкаловского экипажа Георгий Байдуков и Александр Беляков. Естественно, были они в солидном возрасте. А еще летел сын Чкалова Игорь Валерьевич.

Помню, в лайнере перед полетом оборудовали салон первого класса: установили там две кровати — для Белякова и Байдукова. Считали, что иначе старикам будет трудно выдержать в креслах весь полет.

Когда пролетали над Северным полюсом, я попросил хорошо знакомого мне штурмана Володю Степаненко объявить об этом по трансляции. Стюардессы внесли бокалы с шампанским. И тут Беляков и Байдуков, глядя в иллюминатор, подозвали меня: «А знаешь ли ты, Юра, что где-то здесь упал самолет Леваневского?»

Я удивился: «Так ведь нигде не сказано, что он упал именно здесь?» «Но именно отсюда была радиограмма Леваневского об отказе двигателя», — сказал Александр Васильевич.

В общем, с тех пор я и заболел этой темой.

«СП»: — Судя по активному участию в экспедиции американцев, вы склоняетесь к мысли, что самолет Леваневского все же долетел до Аляски? Но почему? Ведь существует еще несколько версий места гибели легендарного экипажа. Включая и Якутию, и дно Ледовитого океана, и остров Эллсмир в канадской Арктике?

— «Якутскую» версию «закрыла» поисковая экспедиция газеты «Советская Россия» в 1986 году. Она убедительно доказала, что самолет Леваневского упал не там.

Действительно, существует еще несколько версий. Например, как я уже говорил, Байдуков и Беляков были уверены, что катастрофа произошла как раз над тем местом, где оборвалась связь с экипажем. Мне же, отдавшему 37 лет этой теме, представляется наиболее верной именно «аляскинская» версия.

Она подтверждается вот чем: через день после катастрофы иннуиты (племя эскимосов на Аляске) вдруг наткнулись на маслянистое пятно в ложбинке острова Тэтис. О чем и поведали торговцу Джеку Смиту. Да еще добавили, что у них на глазах упал в воду «большой летательный аппарат». Смит лишь через неделю подплыл к предполагаемому месту падения самолета — пятна уже не было. Но он поверил иннуитам.

Поделился новостью с радистом Стэнли Морганом с военного поста на мысе Барроу. Тот сразу сообразил, что речь могла идти о пропавшем русском самолёте. Послал радиограмму начальству в Сиэтл. Оттуда новость направили в Вашингтон. Затем она попала в советское посольство, с которым вступил в переписку калифорнийский священник и путешественник Гомер Келлемс. Тот самостоятельно начал поиски, убеждённо рассказывая всем, что знает, где произошла трагедия.

Только в 1939 году документы с его записями о тех поисках попали в Москву. Но уже началась Вторая мировая война. Стало не до Леваневского и его экипажа…

«СП»: — Эта версия нашла подтверждение во время вашей сентябрьской экспедиции?

— В сентябре мы совершили два полёта с мыса Оликток, откуда инуиты в бинокль видели падение самолёта. Мы готовы были продолжать полеты, но началась зима. Наши американские и канадские коллеги успокаивали: в следующем году приезжайте в июле и обязательно найдём пропавший самолет.

Кстати, в сентябре у нас состоялась на Аляске еще одна очень обнадеживающая встреча. Одна 85-летняя женщина вспомнила, как в 1937 году, когда она с родителями была у побережья, услышала мощный звук из облаков, напоминающий звук самолета (эту встречу мы записали на видео).

«Лет пять назад, — продолжил ее сын, — охотники, отправившиеся за китом на пластмассовой моторной лодке, вблизи островов Тэтис и Спай натолкнулись на неизвестное подводное препятствие. Дно лодки было повреждено, ее отбуксировали к берегу, чтобы починить».

Конечно, мы ухватились за эту информацию. Тем более, что рассказчик пообещал найти тех охотников и с их помощью указать на карте место столкновения. Но пока тянет с ответом.

«СП»: — Все же вам не кажется, что американцы и канадцы как-то трепетнее нас относятся к историческим полетам Чкалова и Леваневского?

— Это так. В Ванкувере давно существует улица Чкалова. А в Фэрбенксе — улица Леваневского.

«СП»: — У вас есть уверенность, что поиски самолета Леваневского будут продолжены?

— Все зависит от того, выделит ли нам грант РГО. Мы-то готовы. Учли прежние ошибки и знаем, что дальше делать. Тайна гибели экипажа Леваневского должна быть раскрыта…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня