Общество

Советскому качеству нашли применение

Правительство хочет вернуть доверие к российским товарам

  
2971

Минпромторг решил вернуть отечественным товарам «Знак качества», аналогичный тому, что был в СССР. Новый логотип даже по форме напоминает предшественника — это пятиугольник с буквой «К» внутри. Именно такое графическое изображение, автором которого стал художник Дмитрий Мордвинцев, получило первое место в конкурсе на современный российский символ качества. Всего, как сообщает, Интерфакс, в конкурсе приняли участие более 500 претендентов из 134 городов. Но экспертное жюри отдало предпочтение лаконичному «пятиугольнику»

По словам главы торгово-промышленного ведомства Дениса Мантурова, «Знак качества» будет гарантировать те преимущественные стороны продукции, изготовленной в Российской Федерации, которые позволят ей успешно соперничать с заграничными аналогами. На конечную цену товара «фирменная метка» не повлияет, заверил он. И дополнительных затрат от производителей не потребует.

Претендовать на «Знак качества» смогут не только товары российских, но и иностранных производителей, если эти производители работают в нашей стране. Однако право использовать его будут выдавать на ограниченный срок — два-три года. Затем качество нужно подтверждать.

До конца года должны быть разработаны критерии отбора товаров и услуг, претендующих на звание лучших.

Только помогут ли подобные меры вернуть доверие к отечественной продукции? И способны ли наши товары даже с такой символичной маркировкой создать серьезную конкуренцию импортным аналогам?

— В принципе, решение Минпромторга правильное. Проблема в том, что опять все будет, наверное, по афоризму Черномырдина «хотели как лучше — получилось как всегда», — говорит руководитель Arno Business School, маркетолог Андрей Арно.

«СП»: — Можете пояснить?

— Важный момент: как знак будет присваиваться, по каким критериям? Четкие ли они будут? И не вмешается ли коррупция? Если критерии будут четкие и сама процедура прозрачная, то польза, несомненно, будет. Потому что сейчас товаров — ну, очень много на рынке. Зачастую потребитель просто не понимает, в чем разница между ними, как выбрать лучшие. Рекламе не все доверяют. Существуют еще нечистоплотные технологии в маркетинге, прочие вещи, которые вводят потребителя в заблуждение. Не зря же появилось так много программ на телевидении и интернет-сайтов, где людям рассказывают о том, что нужно покупать, что не нужно. Что таит угрозу, а что является действительно качественным. Если это централизовать, то, конечно, для потребителя будет «плюс».

"СП": — Надо полагать, может оказаться и «минус»?

— Поскольку мы живем в России, то прекрасно понимаем, что как только у нас начинается введение некоего общего стандарта — сразу появляются люди, которые нечистоплотными способами пытаются на этом нажиться. Иначе говоря, появляются коррупционные составляющие, когда знак могут давать не за качество продукции, а совсем по другим критериям. И я даже не могу предположить, сколько он будет стоить.

«СП»: — Предполагается, что новый символ будет способствовать продвижению отечественных товаров за рубежом, в том числе в рамках ВТО. Это так?

— Да, конечно. Все дело в честности присуждения. Если эксперт говорит, что продукт надлежащего качества и даже призывает его покупать, то это всегда является дополнительным плюсом для покупателей. Когда рекомендации раздает единый орган, который заслуживает доверия, то это мощный стимул не только на внутреннем, но и на внешнем рынке продвигать нашу продукцию. Это как раньше был знак — «Поставщик Двора его Императорского Величества».

«СП»: — А какие критерии отбора могут быть?

— Прежде всего — качество и соответствие заявляемым свойствам, наверное.

Менее оптимистичен в отношении инициативы Минпромторга председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Михаил Аншаков:

— Какое доверие? Никакого доверия они не вернут. Все эти значки, конкурсы, в том числе и области качества (знаете — «Сто лучших товаров России», «бренд года» и прочие — их десятки, а то и сотни этих конкурсов), полностью дискредитировали идею подобных маркировок. Потому что все эти конкурсы платные, эти медальки, значки покупаются. Организаторы конкурса, как правило, прозванивают маркетинговые службы компаний и говорят: «Цена вопроса - полторы тысячи долларов (условно). Мы вам дадим значок. Будете участвовать?» «Будем». Все, вперед. У потребителя никакого доверия нет. На многих продуктах, стоящих на полках магазинов, с десяток этих значков о призах, премиях и конкурсах, а на самом деле качество их, как показывают наши экспертные исследования, отвратительное.

«СП»: — Заявленная цель недостижима?

— Они, собственно говоря, должны сначала возродить систему, которые была в Советском Союзе. Качество — это же не абстрактное понятие. Это следование определенным стандартам — то есть стандартам в области технического регулирования, которые в любом нормальном государстве должны быть. В России их нет практически на 90% продукции. У нас в 2003 году был принят закон о техническом регулировании. И тогда все советские ГОСТы, которые были нормативными документами в области стандартизации, качества продукции, сделали необязательными. И понеслось. Сегодня каждое предприятие разрабатывает свое ТУ, свое техническое условие. В этом ТУ производитель может писать, например, «колбаса говяжья, производится из соевого белка, усилителя вкуса, подсластителей, костной муки». И мяса туда ни грамма не положить! Не говоря уже, о говядине. Но по ТУ это все возможно.

«СП»: — Как же вернуть доверие? И не только к колбасе?

— Во-первых, нужно системы стандартизации возродить. У нас правительство и депутаты Госдумы, когда отменяли советские ГОСТы, взяли на себя обязательства разработать вместо них технические регламенты. За семь лет планировали 300−400 технических регламентов согласовать, которые заменили бы собой 75 тысяч советских ГОСТов. Справились они с этой задачей с эффективностью 7% - сейчас действует 26 или 28 (не помню точно) технических регламентов в рамках единого Таможенного союза. То есть, дыра, провал в техническом регулировании.

Второе — как будут выдаваться эти значки? Как вообще сейчас проверяют качество продукции? А все просто: при прохождении сертификации предприятия отвозят в соответствующие центры элитные образцы продукции (на многие товары сертификация необязательной даже стала).

Раньше было по-другому. В Советском Союзе существовали ГОСТы, которые регламентировали, в какой партии продукции, сколько образцов надо отобрать, как регулярно проводить отборы и как производить отбор случайным образом. Целое математическое обоснование даже для этого было. Причем отборы производились как на производстве, так и в торговле. А сейчас будет так: привезли элитный продукт, ну, может, его и проверили, может, он и соответствует. А то, что пускают в серию, может абсолютно не соответствовать.

«СП»: — Профанация получается…

— Чистая профанация. Дело в том, что отсутствует важнейшая система — система государственного контроля. Вот получит производитель этот «значок качества», а будет ли его продукция, которую он в серию пустил, соответствовать? Как это можно проверить? Только если государственные контролирующие органы будут производить периодически контрольные закупки, тот же Роспотребнадзор будет проверять, соответствует ли товар своему знаку или не соответствует. У нас государственные контролирующие органы этого делать не могут. Плановую проверку по закону можно провести не чаще, чем раз в три года. Поэтому эта инициатива, наверное, выгодна только тем чиновникам, которые будут распределять эти «знаки качества», исходя из своих предпочтений. Не более.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня