Общество

Гроза прямо по курсу

Митранс решил сэкономить копейки, хотя это и ставит под угрозу жизни авиапассажиров

  
4008

Министерство транспорта РФ внесло изменения в свой приказ № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации». И тем поставило под угрозу и без того неблагополучную ситуацию с безопасностью полетов нашей гражданской авиации.

Об этом обеспокоенный Общественный совет при Росгидромете оповестил своих коллег при Минтрансе РФ. Метеорологам, всегда работавшим бок о бок с авиаторами и даже состоящим с ними в одном профсоюзе, теперь предложено не вмешиваться в аэродромную жизнь. Мол, экипажи у нас грамотные, с интернетом «на ты». Потому пилоты сами разберутся, позволяет им погода взлетать и садиться или нет.

Правда, неясно из документа, как эти самые экипажи будут действовать без жизненно необходимой информации синоптиков в конкретных, зачастую нештатных ситуациях. А такой информации не так уж и мало: здесь и направление ветра, и его скорость, и температура воздуха, и атмосферное давление, и коэффициент сцепления, и условия обледенения, и возможные очаги грозовой деятельности… И много еще чего. В истории гражданской авиации бывали случаи, когда синоптиков за ошибку в определении атмосферного давления и выдачу его экипажу приземляющегося самолета, привлекали к суду. Но…

Как поется в известной песенке Высоцкого, «жираф большой — ему видней…». Председатель Общероссийского профсоюза авиаработников (ОПАР) Анатолий Бунарев называет инициаторами опасной затеи компанию «Уральские авиалинии». Именно там первыми отказались от услуг метеорологов. Как водится, у «Уральских авиалиний» оказался «весомый» аргумент — удешевление таким образом аэропортовских сборов, а главное, тарифов на перевозки.

Что любопытно, спорит с этим начальник отдела ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Любовь Сидорова: хотя уральцы уже второй год не оплачивают метеообеспечение, на ценах авиабилетов это никак не сказалось. Да и трудно на такое рассчитывать, считает она, когда затраты на метеоуслуги составляют всего 0,36 процентов от себестоимости авиаперевозок. Они несопоставимы ни с какими сборами в аэропортах, поскольку рассчитаны из стоимости одного самолетовылета. Например, в Домодедове это всего 1700 рублей.

В советское время услуги метеорологов оплачивал госбюджет. Но в Минфине, к которому обратился Росгидромет в связи с создавшейся ситуацией, отрезали: денег в бюджете на это нет! Обращайтесь к авиаперевозчикам. В общем, замкнутый круг…

Любовь Сидорова продолжает:

— Наши мытарства начались после того, как несколько лет назад были введены «Федеральные авиационные правила по производству полетов». В них уже допускалось, что авиакомпании могут при подготовке к полетам пользоваться информацией любых достоверных источников. Таким образом негласно Минтрансом была спущена команда на отказ от услуг Росгидромета. Что некоторыми авиакомпаниями тут же было принято на вооружение. А теперешние поправки лишь усугубили это.

То есть для наших АМСГ (авиационная метеорологическая станция гражданская — ред.) теперь реальна опасность потери прибыли, на которую они только и существуют. Примеру «Уральских авиалиний» вскоре последовал воронежский «Полет». Потом — авиакомпании «Россия», что для нас создало, по сути, критическую финансовую ситуацию во всем Северо-Западном регионе. В ответ Росгидромет принял естественное решение — сократить предоставление своих услуг гражданской авиации и перейти с 1 августа минувшего года на сокращенный регламент работы сразу в семи крупных аэропортах. Среди них — Калининград, Архангельск, Мурманск и другие.

Теперь мы наблюдаем цепную реакцию: с 5 марта от услуг метеорологов собирается отказаться авиакомпания «Сибирь».

К чему это ведет, а кое-где уже привело? Где-то авиационным экипажам по маршруту полета помогут метеорологи, а где то — уже нет. Просто там не окажется никого, кто круглосуточно наблюдал бы за погодой.

Вот конкретный пример. В крохотной АМСГ в Старом Осколе сегодня трудятся лишь три человека. Местный аэропорт с недавних пор решил оплачивать им лишь половину положенного. Значит, и работать старооскольские метеорологи будут лишь по полдня. А во вторую половину суток кто будет информировать пролетающих в районе Старого Оскола летчиков о погоде по маршруту полета? А никто… Пусть как хотят, так и летят.

Такая же ситуация и в аэропорту Ярцево Красноярского края, которую все же пока пытается уладить краевая администрация. Впрочем, как и администрации других областей. То есть — все согласны с тем, что без метеообеспечения летать никак. Н финансировать это дело никто не собирается.

А что же Росавиация? Пытается ли «разрулить» конфликт? Прислушаться хотя бы к мнению некоторых членов своего Общественного совета, которые категорически несогласны с сокращением расходов на метео, называя его экономией на спичках?

Об этом — председатель ОПАР Анатолий Бунарев:

— Эта неразумная мера не только развалит всю систему метеобеспечения гражданской авиации, но и снизит и без того неблагополучный уровень безопасности полетов. Синоптиков, обслуживающих отрасль, всего несколько тысяч на всю Россию. Разве можно на них экономить?

Думать, что авиации обойдется без метеоинформации, могут только недальновидные люди. Воздушные трассы страны таят для экипажей немало проблем, а имеющиеся локаторы не полностью перекрывают территорию страны. Значит, определенную часть маршрута экипажи вынуждены будут преодолевать в условиях информационного голода.

Раньше был единый централизованный договор между МГА и Гидрометцентром СССР, оговаривающий условия взаимоотношения отраслей. Теперь все это разрушено.

Наша справка

«Наибольший экономический эффект точные метеопрогнозы принесли в отраслях „Транспорт и связь“, а также „Производство и распределение электроэнергии, газа и воды“. Инвестиции в развитие метеорологической службы могут помочь сэкономить в несколько раз больше вложенных средств. В мировой практике принято считать, что один вложенный рубль может способствовать экономии 5−6 рублей». Александр Фролов, глава Росгидромета.

«Авиация, как никакая другая отрасль экономики зависит от погодных условий. Каждые несколько секунд 24 часа в сутки где-то на нашей планете взлетает или совершает посадку самолет. По данным ИКАО только за последние четверть века от 6 до 20 процентов авиационных происшествий произошло из-за неблагоприятных метеоусловий, в 30 процентах случаев они стали косвенными или сопутствующими их причинами. Тесная взаимосвязь между работниками метео и авиа прописана во всех руководящих документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сводки погоды по аэродромам всех стран мира выпускаются в 00 и 30 минут каждого часа и чаще — в сложных ситуациях. Авиационным метеорологам вменено в обязанность спрогнозировать вероятность опасных для авиации явлений погоды задолго до их возникновения. И не только в районе аэродрома, но и на маршруте полета воздушного судна. Они должны определить характер облачности, скорость и направление ветра, турбулентность и обледенение на разных высотах, атмосферное давление, условия видимости, интенсивность осадков, координаты грозовых очагов, высоту нижней границы облачности». Марина Петрова, генеральный директор ФГБУ «Авиаметтелеком».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня