Похоже, что законодательная подготовка к включению Крыма в состав Российской Федерации началась задолго до исторического референдума на полуострове. Так, еще в феврале кабинет Дмитрия Медведева одобрил предложения ФМС и Минэкономразвития по упрощению порядка получения российского гражданства. Предполагается, что основными выгодоприобретателями закона, помимо жителей некогда украинских территорий, станут выпускники российских вузов, инвесторы и предприниматели.
Новые правила коснутся 100 тысяч иностранцев, которые не менее трех лет проработали в нашей стране. При этом не уточняется, идет ли речь о тех, кто трудился в период обучения. Или о кадрах, которые нашли работу после получения заветной «корочки». Характер занятости (по специальности или нет) также не уточняется. Несмотря на бюрократический туман, за которым скрываются ответы на эти и многие другие вопросы, глава правительства Дмитрий Медведев уверен: «Они (выпускники вузов иностранного происхождения — Прим. ред.) своей биографией уже доказали, что хотят связать свою судьбу с Россией. Это хорошие специалисты, востребованные на рынке труда». Что делать с российскими выпускниками, которые не находят применения своим трудовым навыкам, премьер не пояснил.
Упрощенный порядок натурализации предлагается ввести также для предпринимателей и инвесторов. Для получения «дубликата бесценного груза» с символикой РФ иностранцам предложено вложиться в отечественную экономику. Для чего им придется заниматься бизнесом в РФ не менее трех. Ежегодная выручка должна достигать не менее 10 млн.рублей. Альтернативный вариант — инвестировать в российскую компанию не менее 10% от ее уставного капитала в 100 и более миллионов рублей. «Справедливо давать гражданство тем, кто востребован экономикой», — резюмировал Дмитрий Медведев.
Следует отметить, что законотворческие новеллы разрабатывались до последних событий на Украине. Соответственно, представленная редакция скорее всего будет неокончательной. Как сообщил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, администрация президента и правительство прорабатывают вопрос об упрощенном порядке предоставления гражданства жителям СНГ. Из представленной обтекаемой формулировки трудно понять, кого затронет нововведение: русскоязычных жителей Украины, которые действительно нуждаются в защите от неонацистов из узурпировавшего власть «Евромайдана», или выходцев из Средней Азии, появление которых на территории РФ не вызывает особого «прилива энтузиазма» у коренного населения.
Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Юрченко полагает, что инициируемые правительством меры продиктованы благими намерениями.
— Но они могут завести нас совсем не туда, куда хотели бы власти. Я объясняю это полным непониманием первоочередных задач, стоящих перед нашей экономикой. Подготовка кадров для совершения экономического рывка это действительно наш приоритет. Если кто-то думает, что к нам сейчас побегут квалифицированные специалисты, то он ошибается. Не надо строить иллюзий. Вместо массовой раздачи российского гражданства нужно создавать рабочие места. Вот на что нужно тратить деньги.
Дмитрий Анатольевич, как известно, приверженец либеральной модели. Он считает, что рыночная экономика все решит. Теперь он ищет способы, за какую бы административную «веревочку» дернуть, чтобы за копейку покрыть потребность экономики в квалифицированной рабочей силе. Вместо этих полумер ребятам, которые работают в правительстве, нужно составить нормальную программу социально-экономического развития России. Понятно, что это гораздо сложнее, чем лихорадочно заниматься затыканием дыр. Но нельзя точечными мерами решить глобальные вопросы. В работе кабинета Медведева нет ни планомерности, ни закономерности, ни системности.
«СП»: — Это похоже на политический диагноз.
— Это правительство уже давно следовало отправить в отставку: оно не справилось со стоящими перед ним задачами. Привлечение мигрантов не может быть главным ресурсом для развития экономики. Нужно просто создать условия для работы наших людей. Тогда они перестанут уезжать, а многие вернутся назад. Наша экономика напоминает сломанные часы. Вместо того, чтобы вставить нужную шестеренку, наши власти запихивают внутрь первое попавшееся приспособление. Не думаю, что часы, починенные таким образом, проработают долго. Шестеренка от «неродных» часов если и провернется, то разве что пару-тройку раз. Все, что сегодня делает правительство, идет только во вред.
С этим утверждением не согласился руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев.
— В готовящемся решении есть позитивные стороны. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Около 60−70% студентов начинают работать еще в период обучения. То есть они хорошо адаптированы к нашим условиям. Эта категория мигрантов может принести гораздо больше пользы нашей экономикой, чем неквалифицированные рабочие-гастарбайтеры.
«СП»: — В то же время российским работодателям грех жаловаться на нехватку молодых специалистов. Многие выпускники вузов с российским паспортом не могут найти работу.
— Иностранные студенты не конкурируют с нашими. У нас и так демографический кризис. Количество выпускников школ почти сравнялось с количеством мест в вузах. Выпускники вузов это самая лучшая категория мигрантов на рынке труда. То же самое касается предпринимателей. Хотя, конечно, 10 млн. ежегодных инвестиций в экономику это предварительный уровень, который будет уточняться. Единственное уточнение, которое я хотел бы сделать. Нельзя допустить, что инвесторы создавали рабочие места только для иностранных граждан. Открываемые ими вакансии должны быть и для местного населения. В противном случае получится так, что иностранные инвестиции не будут работать на всех жителей РФ. Такой вариант развития событий не выгоден для России.
В Америке есть такой опыт, когда иностранный инвестор обязан создать пять рабочих мест граждан США. А так приобретение гражданства поможет предпринимателям более плотно интегрироваться в российское общество.
Однако общественному деятелю и публицисту Константину Крылову такая логика представляется порочной.
— По сути дела нам говорят: «давайте завезем ваших новых хозяев». Потому что владельцы бизнеса это, по большому счету, и есть «хозяева жизни». Российские люди буквально выпрашивают у власти дать им возможность хоть немного заработать. Вместо того, чтобы развивать в России малый и средний бизнес, власти готовятся завозить в страну этнических бизнесменов.
«СП»: — Экономическая успешность которых базируется на этническом факторе.
— Вот именно. Речь идет об эксплуатации соотечественников (тех же самых мигрантов). Потому что на одного легального бизнесмена может прийтись большое количество нелегалов, которых он будет покрывать. И за счет труда которых он и будет иметь эти самые 10 миллионов рублей выручки ежегодно. Я уже не говорю про этническую коррупцию. Это гораздо хуже, чем обычная. Потому что все происходит внутри замкнутого сообщества, куда представителям правоохранительных органов крайне сложно проникнуть. Общеизвестно, что от этнической преступности в первую очередь страдают представители того же народа. Например, китайские «триады» в первую очередь работают по китайцам, облагая их данью.
«СП»: — Как можно характеризовать этнических бизнесменов?
— Это люди с криминальной или, точнее скажем, с полукриминальной психологией. Конечно, не на 100%, но значительная их часть. По большому счету они заинтересованы лишь в извлечении максимальной прибыли. Ни о какой социальной ответственности говорить не приходится. Это не их страна, несмотря на полученное гражданство. «Родные пепелища и отеческие гробы» у них находятся в другом месте. В социальных программах они могут участвовать разве что из-под палки. Вместо того, чтобы дать возможность накормиться и заняться бизнесом людям, которые уже давно живут здесь, мы ввозим новых хозяев.
«СП»: — Не менее странно облегчать жизнь иностранным выпускникам, пока свои граждане находятся в процессе поиска работы.
— Мне это тоже представляется странным. Рынок высококвалифицированного труда среди молодых специалистов у нас и так «перегрет». Без опыта работы молодому человеку трудоустроиться очень трудно. Реально это тупик, который, как правило, преодолевается лишь за счет наличия связей. В большинстве случаев молодежь устраивается на работу только в том случае, если за него есть кому похлопотать. Не нужно забывать, что у иностранных студентов есть такие связи в диаспоре. То есть они пойдут на поклон к тем же этническим предпринимателям. Это будет также работать на укрепление существующей системы, в рамках которой этническое предпринимательство фактически подмяло под себя весь малый бизнес.
«СП»: — Получается, данная инициатива препятствует развитию малого бизнеса и вовлечению в него коренного населения?
— Это выглядит как неоправданные преференции для иностранцев. Конечно, есть много стран, которые предоставляют гражданство людям, которые готовы вложиться в их экономику. Однако нельзя забывать о разнице в положении этих стран и России. Там с местным мелким бизнесом, как правило, все уже хорошо. Нет такой проблемы, что люди банально не могут открыть свое дело, а весь бизнес находится в руках чужих. Приезжие это всего лишь «добавка» к местному бизнес ландшафту. Причем они играют далеко не главную роль. Русский бизнесмен может приехать в Чехию и вести там бизнес. Но это достаточно тонкая прослойка, которая ничего не определяет. У нас, к сожалению, ситуация иная. Соответственно, такие меры будут работать на повышение социальной и экономической напряженности.
«СП»: — Как вы относитесь к идее облегчить процедуру предоставления гражданства для наших соотечественников?
— Это активно обсуждается в связи с последними событиями на Украине. Я выступаю за то, чтобы в отношении украинцев и русских, которые проживают на «Незалежной», процедура предоставления гражданства была максимально упрощена. Нельзя дожидаться антирусских погромов. Нужно с самого начала продемонстрировать решимость Москвы не допустить такой сценарий. Причем гражданство России следует предоставлять как русским, так и украинцам. Очень многие русскоговорящие украинцы не захотят жить в государстве, которое построит г-н Тягнибок или, тем более, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош. Люди, идентичность которых близка к нашей, нужно спасать.
Если нас убеждают, что российская экономика буквально «задыхается» без мигрантов, то почему бы не приветствовать миграцию людей, которые близки нам культурно и по духу. Украинцы в России ассимилируются быстро, и они не воспринимаются населением как нечто чужеродное. Соответственно, культурного конфликта не возникает.
Если в Москве будет больше ресторанов, где подаются сало и горилка, никто возражать не будет. Это не тот случай, когда в «нагрузку» к еде подаются наркотики и резание баранов на улице. Мы бы получили тех мигрантов, которые создают минимум проблем и приносят максимум пользы.
«СП»: — Есть ли опасность, что под эту благородную сурдинку будут в упрощенном режиме раздавать паспорта всем жителям СНГ?
— Да, такая опасность существует. Поэтому нужно провести четкое разделение. Речь идет о решении, принятом по гуманитарным соображениям. И оно должно касаться только граждан Украины. Я опасаюсь, что под гуманитарную «дудку» партия власти может протащить не устраивающие нас законопроекты о раздаче российского гражданства кому угодно.
Фото ИТАР-ТАСС/ Игорь Агеенко