В последнее время на фоне событий, разворачивающихся вокруг Крыма и юго-восточной Украины, я с интересом наблюдаю за реакцией пользователей социальных сетей как на Украине, так и в России. То, что происходит с обычными гражданами Украины можно обозначить метким эпитетом Всеволода Непогодина — «Украина головного мозга». Несколько забавно и непонятно выглядят здесь именно граждане России, страдающие этим недугом. Те, которые цепляют себе на аватары значки с жовто-блакитными флагами или надписями типа «Сегодня я украинец», те, кто ходит на всякие «марши мира», не гнушаясь откровенно бандеровских лозунгов типа «Героям слава!». Впрочем, им можно это отчасти простить за незнание истории — того, о каких именно «героях» идет речь. Ну, и за, собственно, нахождение вне центра событий и неспособность трезво оценивать происходящее. Хотя, конечно, невежество никак не может быть оправданием нахождению в составе «пятой колонны», фактически работающей против их страны. Гораздо сложнее с теми, кто все видит сам, все понимает.
Безусловно, с пониманием у многих украинцев тоже сложно, особенно в условиях давящей русофобско-бандеровской пропаганды и фактического отсутствия альтернативных источников информации. Многие из них, впрочем, росли в несколько иных условиях и умом, скорее всего, понимают, что Украина — искусственно созданное геополитическое образование, а следовательно, изначально не очень жизнеспособное, равно как и то, что украинцы суть русские, а агрессивное «украинство», навязываемое всей стране Галичиной, имеет совсем иные корни. К сожалению, не все согласны смотреть правде в глаза, и многие далеко не глупые люди, увы, тоже подвержены национал-патриотическому угару, охватившему украинскую интеллигенцию еще с первых дней «Майдана». В этой толпе скептическую и грустную улыбку вызывают в первую очередь те, кто еще вчера причислял себя к левым, призывал бороться с олигархами и надвигающейся угрозой фашизма, а сегодня с этими самыми фашистами благополучно спелся. Так откуда берется этот самый вирус УГМ, стремительно поражающий умы здоровых, казалось бы, людей?
Давайте заглянем в историю. Ведь что нужно людям, которые еще недавно были готовы вцепиться друг другу в глотки из-за идейных противоречий для того, чтобы внезапно сбиться в стаю? Правильно — появление общего врага. Сначала это враг внутренний — чиновники, коррупционеры, «кровавая гэбня», и, наконец, президент как олицетворение существующего несправедливого строя. Когда начинается революция, и власть реально шатается, впору забыть на время о разногласиях и слиться в едином порыве эту власть свалить. После этого старая власть сваливается, а новая практически сразу оказывается перед перспективой повторить ее судьбу. Тем паче, что среди революционеров всегда бывает масса недовольных, а как показывает практика, редкий режим, пришедший сразу после революции, способен быстро мобилизоваться и направить революционную энергию масс на, что называется, полезные дела. Ну и, конечно, «козел отпущения» за все неизбежные неудачи переходного периода, как правило, быстро находится в лице внешнего врага, который, разумеется, стремиться воспользоваться чужой бедой для удовлетворения своих геополитических амбиций и всячески задушить молодую, но гордую республику.
Тут следует вспомнить, что практически любая революция, хоть и спровоцированная по большей части причинами социальными, является еще и национально-освободительной. От кого «освобождаться» найдется всегда. Даже если революция «цветная», всегда найдется внешний «жандарм», представляющий едва ли не большую опасность, чем свергнутая власть. Особенно это касается революций на постсоветском пространстве, многие из которых изначально имели ярко выраженный антироссийский характер.
Так вот, враг найден, на него можно выплеснуть всю революционную энергию восставших масс. Дальше достаточно просто увеличивать градус национал-патриотической истерии, а в условиях, когда этот враг еще и покушается на твои территории, пусть даже эти территории сами не хотят новую власть терпеть и встречают «оккупационные» войска цветами, тут и делать особо ничего не надо. И вот тут вирус УГМ начинает распространяться быстрее вируса чумы в средние века. Правда, далеко не всегда удается создать какие-либо реальные проблемы внешнему врагу, тем более что любая страна, пережившая революцию, первое время пребывает в состоянии разрухи и хаоса, так что о военном отпоре, как правило, и речи быть не может. Тогда начинается «охота на ведьм», поиск своей «пятой колонны».
Любая национально-освободительная революция (а «майданную революцию» многие ее идеологи изначально именно так и позиционировали, мол, мы за свободу от «империи», не желающей отпускать нас в европейские объятия) строится на простом постулате: мы не … (название «империи» вписать)! Да, в общем, и революция как таковая тут не обязательна — любая пришедшая к власти на некоей периферийной территории национальная элита начинает строить новую страну на отрицании совместного прошлого. Так было во всех республиках бывшего СССР, в которых новые национальные государства строились на принципах русофобии, где-то мягкой и цивилизованной, как в Прибалтике, а где-то сопровождающейся кровавыми этническими чистками. Украина, кстати, единственная, наряду с Белоруссией из постсоветских республик, которая хоть и провозгласила своим главным национальным лозунгом «Украина — это не Россия», избежала серьезных вспышек национализма. Видимо, не так просто было вот так взять и убедить население, что братский народ никакой нам не братский. До поры до времени. Потребовалось 23 года тотальной промывки мозгов и фальсификации истории, чтобы ситуацию переломить. А для того, чтобы она приняла черты откровенной русофобии, нашелся очень удобный повод, который, впрочем, не мог рано или поздно не найтись.
Хуже всего в этой ситуации как раз то, что революционная власть на деле, а не на словах ровным счетом ничего внешним врагам противопоставить не может и отыгрывается на внутренних. В таковые записываются все русскоязычные, а также украинцы, не разделяющие новой идеологии новой Украины. Вспомним, как новые власти в постсоветских государствах, еще вчера бывшие коммунистами-интернационалистами и промывавшие населению мозги вечной дружбой народов СССР, внезапно воспылали ненавистью ко всему русскому и прочему, не относящемуся к национальному большинству, и закрывали глаза на разгул в их странах националистического беспредела, кое-где его напрямую поощряя. Все они начинали с одного: с провозглашения себя жертвами «тоталитарного колониализма» и борьбой с его наследием. И вчерашние «жертвы» в одночасье становились палачами. Так Гамсахурдиа начал с похода в Южную Осетию. Так Шеварднадзе, не успев закончить гражданскую войну, полез в Абхазию, надеясь сплотить воюющую нацию и отвлечь ее от внутренних проблем. Так власти независимой Молдовы ринулись зачищать от «вражеских элементов» Гагаузию, а затем Приднестровье. Во всех случаях дело закончилось кровью и утратой контроля над территориями.
Так и сейчас новые власти Украины, шаг за шагом ведущие страну к пропасти, потерявшие вследствие своей неадекватности Крым, вместо того, чтобы остановиться и задуматься над тем, куда приведут дальнейшие шаги в избранном направлении, продолжают переть, как баран на новые ворота, фактически объявив «крестовый поход» юго-востоку, не желающим мириться с бандеризацией страны. Как русским, так и украинцам, до которых начинает доходить, что навязываемое им все эти годы галицийское, бандеровское «украинство» и есть источник всех бед. Собственно говоря, у власти и выбора иного нет: ведь маховик национализма раскручен донельзя, и если сейчас попытаться резко остановить его, можно им же быть покалеченным и убитым. И силы ультраправых боевиков, жаждущих крови, ждавших этого более 20 лет, будут направлены или вовне, или внутрь — на власть, которая, кстати, на их «штыках» и пришла и может тем же путем уйти. И можно не сомневаться, что зомбированное, пораженное УГМ общество поддержит любые репрессии против москалей и «сепаратистов».
В этой ситуации руководство России должно понимать, что отмолчаться и отделаться ролью грозящего пальчиком наблюдателя, в то время как будут зачищать русские Харьков, Донецк, Луганск и Одессу, не получится. А тем более, сегодня, когда киевская хунта хочет немедленно хоть тушкой, хоть чучелом ассоциироваться с ЕС и ввести с Россией визовый режим. А дальше будет кровавый поход на юго-восток с массовыми человеческими жертвами, а в случае его успеха, окончательный крах «русского мира» и ракеты НАТО у наших границ. И тогда все бонусы от присоединения Крыма будут потеряны.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян