Крымпросвет

В российских школах и вузах проведут уроки политинформации по ситуации на полуострове

  
1440

В министерстве образования и науки РФ готовят рекомендации по проведению разъяснительных уроков для школьников и студентов о ситуации в Крыму. Руководители учебных заведений должны будут самостоятельно определить формат проведения таких занятий.

— Возможно, где-то это будет в рамках урока истории, где-то беседа во внеурочное время, — заявил замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов, отметив, что «очень важно, чтобы и педагоги, и учащиеся понимали смысл всех событий, которые происходят в Крыму и на Украине, а также смысл принятых решений со стороны России».

По словам Каганова, разъяснительные уроки может провести и педагог, и профессор, и кто-то из родителей.

— Беседа на эту тему — еще один шаг к гражданскому самоосознанию ребенка, — подчеркнул замглавы Минобрнауки, добавив, что в ведомстве предлагают начать проводить разъяснительные уроки уже сейчас.

Напомним, ранее идею проведения таких уроков со школьниками и студентами высказал замруководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев.

— Я, как бывший учитель, понимаю, что школьники и студенты нуждаются в разъяснении событий, которые происходят сегодня на Украине, в Крыму и в России. Им надо разъяснить ту позицию, которую сегодня занял наш президент, — отметил парламентарий, подчеркнув, что после окончания каникул уроки будут проводиться не только в вузах, но и в школах.

Заместитель председателя комитета ГД по образованию («Справедливая Россия»), заслуженный деятель науки РФ Виктор Шудегов согласен с инициативой Минобрнауки.

— Я не всегда поддерживаю Минобрнауки, но в данном случае решение действительно правильное. И начинать нужно издалека: рассказать о том, что когда-то Крым был территорией Греции, потом — Турции, а затем была война за выход к Черному морю… В общем, нужно рассказать всю историю полуострова и отдельно поговорить о роли Черноморского флота в городе-герое Севастополе…

Но проведение мероприятия нельзя пускать на самотек. В свое время в школах были уроки парламентаризма, ученики получали хорошие раздаточные материалы. Поэтому и здесь нужен фактический материал, который останется в учебном заведении, например, в электронном виде.

К тому же материал урока должен иметь определенное утвержденное содержание, в противном случае у школьников, которые послушали какого-нибудь радикального или слишком либерального родителя, может создаться двусмысленное впечатление о ситуации, и затем они будут утверждать, что Крым присоединять к РФ не следовало бы. Фактически этот урок должен перерасти в урок патриотизма.

Заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию (КПРФ), доктор философских наук, член-корреспондент РАО Олег Смолин придерживается другого мнения.

— В том, что учителя должны поговорить с детьми о ситуации в Крыму, нет ничего плохого. Я всегда со своими студентами и учениками обсуждал острые темы. Другое дело, что хорошие учителя, не дожидаясь рекомендаций Минобрнауки, давно обсудили крымский вопрос и нашли для этого правильную форму. На мой взгляд, вырабатывать специальные рекомендации для этого — излишне, это перебор нормативной базы. Достаточно того, что все серьезные учителя понимают важность и актуальность обсуждения с учениками и студентами этой темы.

«СП»: — Каганов заметил, что этот урок может провести как квалифицированный преподаватель, так и родитель. Чем это можно объяснить?

— Не знаю. Если родитель — профессор истории, то почему бы и нет… Но повторю — проводить такой дополнительный урок излишне. Образование — система живая, и хорошие учителя, руководители школ уже давно обсудили эту тему с учениками без всяких методических рекомендаций.

— В школах и вузах история Крыма входит в учебную программу, так что присоединение Крыма к РФ и так никак не обойти, — говорит эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев. — К тому же, чтобы не было разброда во мнениях на такое важное историческое событие, нужны квалифицированные люди. И пускать ситуации на самотек — поручать проводить мероприятие родителям — это необоснованно.

Историк, заслуженный учитель РФ Александр Снегуров также замечает: разъяснительный урок о ситуации в Крыму проводить надо, но для этого не надо разрабатывать каких-то специальных рекомендаций.

— Подобные разъяснения было неплохо проводить в формате дискуссии. Я, по крайней мере, часто выбираю такой формат. Мероприятие это можно делать как в формате урока-диспута, так и в рамках внеурочного занятия. Разъяснение может провести любой грамотный человек, который способен внятно излагать свои мысли.

Но специальных каких-то рекомендаций разрабатывать не стоит, потому что в таком случае проведение таких уроков превратится в дорогостоящую акцию. А сама инициатива неплохая, но, думаю, педагоги, отвечая на вопросы учащихся, практически такие разъяснения провели. Но, если министерство хочет инициативу застолбить за собой — ну что ж, это его право.

«СП»: — В современной школьной и вузовской программе истории Крыма уделяется какое-то внимание? Или она проходит там одним абзацем?

— Да, именно так. Это сейчас ситуации вокруг Крыма придан широкомасштабный исторический характер, а в принципе в школьных и вузовских учебниках истории полуострова не уделяется существенного внимания: ей отводится один подраздел в тексте про внешнюю политику екатерининского времени. Потом в программе к этому возвращаются дважды: когда говорится о присоединении Крыма к российской империи и когда речь идет о правлении Никиты Хрущева и о его таком широком жесте. Так что, повторить крымский вопрос было бы нелишне.

«СП»: — Нередко преподаватели говорят, что разные редакции учебников допускают различные трактовки того или иного исторического события. В истории Крыма может быть такая ситуация?

— Нет. И не потому, что Крыму уделяется мало внимания, просто так составлена учебная программа, которая имеет свои ограничения.

Учитель истории, координатор межрегионального профсоюза «Учитель» (Москва) Александр Кондрашов напоминает, что количество классных часов и так ограничено, поэтому дополнительный урок, даже о ситуации в Крыму, будет восприниматься как обуза .

— Я вообще выступаю против всех этих инициатив — имею в виду уроки правовой грамотности, уроки парламентаризма… Школа не должна срочно разъяснять текущую политическую ситуацию, у нее другие задачи — формировать умения и навыки.

Будем откровенны, школьными учителями все подобные новшества воспринимаются как обуза, некая обязанность, которую надо выполнить. А времени на изучение образовательных программ, которые весьма обширны, не хватает катастрофически. Поэтому для каждого учителя новый внеплановый урок — вещь неприятная, и если этого не избежать, то проводит он его без особого энтузиазма.

По мнению доктора исторических наук, заведующего отделом новой истории Института всеобщей истории РАН Вадима Рогинского, идея Минобрнауки как родилась, так и умрет.

— Современные школьники и студенты — это народ весьма информированный: они сами найдут, что им надо, и среди них много интересных толкователей. Рассказать, что и как было — полезно, но важно кто будет рассказывать и что. Родители тоже разные бывают…

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня