Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
21 апреля 2014 14:10

Давай подробности

Роман Сенчин о Викторе Цое, депутате Фёдорове и развале СССР

7711

Как хочется думать о возвышенном или абстрактном. Или — лучше — вообще ни о чем не думать. Особенно по утрам.

Встать, включить интерьерную музыку, выпить чашечку кофе, разглядывая завитушки на обоях, и спокойно отправиться на работу.

Но вот метро. И там, возле турникетов, в руки всовывают одноименную газету. И начинается… Кстати, два слова об этом издании. О «Метро».

Раньше большинство просто ехало. У многих торчали из ушей проводки наушников, кое-кто дремал. Некоторые читали книжки, некоторые играли в телефонах, лишь единицы таращились в газеты. А нынче газеты у каждого третьего-пятого. Ясно, на халяву чего не взять, не вспомнить буквы… И напитывается наш народ с утра всякой ненужной информацией. И потом в течение дня переваривает, обсуждает с коллегами, а работоспособность падает.

Я тоже хватаю бесплатную газету, тоже читаю, тоже напитываюсь. По большей части информация нейтральная, иногда полезная, случается, что заставляющая возмутиться, не находить себе места до самого вечера. Но такой, что появилась в номере «Метро» от 17 апреля, я еще не встречал.

Прямо на передовице большими буквами: «Цоя обвинили в распаде Союза».

В первый момент подумал о чиновнике из московской мэрии времен Лужкова. Был такой, появившийся неизвестно откуда в конце 80-х, делал странные заявления, а потом, когда Лужкова отставили из-за утраты доверия, куда-то исчезнувший.

«Так вот кто во всем виноват!» Но вчитался, и волосы зашевелились…

«Депутат-единоросс Евгений Фёдоров на своем сайте разместил видеоинтервью, в котором заявил, что Виктор Цой принимал участие в «проекте» по ликвидации СССР. По его мнению, известный музыкант был агентом ЦРУ, а некоторые произведения Цоя, в частности, текст известной песни «Перемен», писались «профессиональными авторами в Голливуде по заказу ЦРУ».

Думаю, ясно, что рабочий день был потерян. Вместо исполнения своих обязанностей, я тайком от начальства копался в интернете. Посмотрел почти полуторачасовое интервью депутата, где содержались слова про Цоя, потом — другие интервью (большинство проходят в одном и том же кабинете и по схожему сценарию: Федоров сидит за столом и рассказывает двум-трем молодым людям, которые почти не задают вопросов, о том, что было, что есть и что будет); изучил реакцию общественности на заявление о том, что Цой, оказывается, занимался такими делами…

Наверняка большинство читающих этот текст, уверены, что «либерал Сенчин» будет ругать депутата, обзывать. А я не буду. Более того, я во многом согласен с его теорией, что Советский Союз планомерно разваливали. Пусть экономисты-политики, вынырнувшие в начале 90-х, сколько угодно всё валят на плановую экономику, порочность социалистической системы. Не верится. Разваливали конкретные силы.

Может, разваливали не именно Советский Союз, а строй, но получилось в точности так, как сказал некогда первым то ли Александр Зиновьев, то ли Владимир Максимов (а теперь и Сергей Кургинян на авторство претендует, правда, те имели в виду «мы», а он — «они»: «Целили в коммунизм, а попали в Советский Союз».

Одно без другого не существовало, и стоило убедить народ, что коммунизм неосуществим, как стал рассыпаться СССР. А над дискредитацией коммунизма, как оказалось, работали на самом верху. Михаил Горбачев, виня в развале Союза Ельцина (но фактически Союз развалился году в 90-м), в конце 1990-х признался: «Целью моей жизни было уничтожение коммунизма». А как эффективнее всего было коммунизм уничтожить? — показать, что при коммунистах жить невыносимо. К концу 1989-го жить действительно стало невыносимо. Не духовно, скажем так, а физически. В 89-м я побывал в нескольких городах страны, и везде, вплоть до Москвы, магазины были почти пусты. Спустя два года, в декабре 1991-го, они были пусты совершенно.

Над трупом СССР тогда никто не рыдал — одни не поверили в реальный распад, другие были уверены, что порознь будет лучше… Зарыдали через год-другой, поняв, что это всерьез. А теперь, видимо, наступает время разобраться, что же этот распад (развал) вызвало, как он происходил…

И вот депутат Госдумы, в числе других причин, назвал работу ЦРУ, проиллюстрировав ее таким вот примером: «Мне тут понравилось… Я тут общался со специалистами. Они говорят, специалисты, которые раньше работали в нашем КГБ… чтобы было понятно — в советском. Ну и они говорят: «Ну, тогда был четкий план, о котором все в КГБ знали — план по ликвидации иностранными государствами и их агентами Горбачевым и компанией Советского Союза. Причем рядовые сотрудники всего плана не знали — они на узких фронтах сталкивались с конкретными его проявлениями, докладывали наверх, а наверху эти бумаги выкидывали просто в помойку. А потом и КГБ распустили, чтобы он не мешал ликвидировать Советский Союз.

И мы их спрашиваем: «Ну а как это, в чем это проявлялось? Конкретные элементы плана?» Они говорят: «Элементов плана тысячи. Вот мы с которыми сталкивались физически… Помните, был такой блестящий, сверхпопулярный певец Цой в Советском Союзе. И вот мы обнаружили, что на каком-то этапе он начал петь песни совсем не такие, как пел до этого. До этого он пел про алюминиевые огурцы, а тут вдруг про перемен, да, начал петь. Не его стиль. Как будто два разных певца Мы… — КГБ не то что счас, власть была. — Мы вызвали всю евоную группу, те написали везде бумаги, мы провели исследования, допросы… — ну, тогда еще власть была у низовых сотрудников, пока начальство не запретило, — и выяснили, что все последние песни… Цой сам писать не умел, он писал их в коллективе… ему привозили из… от Америки… Профессионально люди в Голливуде писали песни».

Но это же в системе. Один бы Цой ничего не сделал. Он же в системе, таких проектов тысячи. И в культуре, и в экономике, и в политике, и в силовой системе. Это профессиональная работа… За Цоем была в ЦРУ специальные люди, которые с ним работали — давали ему эти песни, и так далее. Так вот, его песни просто привозили из Голливуда, и он их пел, и это было элементом плана. И ничего с ним не сделаешь: певец имеет брать песни хоть с Луны, даже в советском нет нарушения знакома. Но сам факт, технология работы, как это работает".

Пример с Цоем меня, конечно, возмутил. Но потом я вспомнил, что когда-то, в советское время, нас учили размышлять диалектически (хотя на деле приветствовалось мыслить догматически). Поэтому я унял возмущение и стал анализировать слова Федорова.

Вполне возможно, что ему действительно могли рассказать такое ветераны КГБ. Вполне вероятно, что у ветеранов этих имеется основа для таких рассказов. Жаль, что депутат не поведал подробности, не предоставил их после того, как по поводу его высказывания разразился скандал. Предпочел обратиться в Следственный комитет, чтоб тот наказал клеветников.

То есть, Федоров подтвердил свои слова, но оскорбился тем, что СМИ единодушно увидели в этих словах такой смысл: «Виктор Цой был агентом ЦРУ». «Я такого не утверждал!» — заявил депутат и добавил, что песни Виктора Цоя действительно писались в Голливуде, но это никак не связано с тем, что рок-исполнитель был иностранным разведчиком…

Ну, тут уже казуистика и тому подобное… А ведь как просто именно сейчас, на гребне Русской весны приоткрыть двери Большого дома на Литейном и предъявить документы (не всё же «выкинули в помойку»). Можно и без фамилий (замазать, вырезать). Хоть что-нибудь, кроме «рассказов». Судя по «рассказам», и Гагарин умер в психбольнице, куда его заточили за то, что Брежнева обложил по матери…

Заявление Федорова нуждается в самой серьезной проверке. Это не должно остаться просто «рассказом». Ведь сколько нам может открыться! И истинная цель упорных приездов в СССР Джоанны Стингрей (она ехала из Лос-Анджелеса, а это рядом с Голливудом!), и неожиданный творческий кризис Александра Башлачева (вот представим, что за Башлачева писал белоэмигрант, старый и больной, и когда он умер, ручеек песен прекратился, Башлачев замолчал)… После слов Федорова так и стоит перед глазами сцена: Стингрей привозит в Ленинград пачку текстов и распределяет: «Перемен» Цою, «Дети уходят» Борзыкину, «Время менять имена» Кинчеву… Тут и Егор Летов (он в Ленинграде часто бывал и даже в тамошний рок-клуб вступал). Летову — «параллельно коммунизму речка алая течет»… Из-за песни «Новый метод» («Я твой слуга, ты мой гегемон») разворачивается целый бой: листок с текстом пытаются схватить члены «Аукцыона», «АВИА», «НОМ», но ловчее всех оказывается жилистый Кинчев… Кинчев же перехватывает и многие тексты песен, предназначавшиеся для Башлачева. Башлачев бледнеет…

Бред? Хочу верить, что бред, а сцену не сморгнуть — как зайчик от электросварки впился в сетчатку. И разрастается… Приходят и приходят вопросы. К примеру, а на каком этапе Виктор Цой запел по-другому? Песня «Хочу перемен» была впервые исполнена в 1986 году (Джоанна Стингрей, кстати, уже действовала в Ленинграде), «Алюминиевые огурцы» есть на альбоме «45» (1982 год).

«Алюминиевые огурцы» вообще-то нетипичная для Цоя песня. Веселые, шутливых, ироничных песен у него очень мало. На том же альбоме «45» почти сплошь экзистенциально-социальные мрачняки и депрессняки вроде «Время есть, а денег нет», «Мои друзья», «Солнечные дни», «Ночь, день, спать лень», две песни под названием «Бездельник», есть очень подозрительная в нынешних реалиях «Восьмиклассница», есть провокативная «Когда-то ты был битником», есть эзопообразная «Электричка»; в то же время записана жуткая тема под названием «Я — асфальт».

Далее (до появления в Ленинграде Джоанны Стингрей) были записаны песни «Последний герой», «Около семи утра», «Транквилизатор», «Троллейбус», «Пора уходить прочь», «Генерал»… Так что для любого более-менее знающего историю Цоя и группы «Кино» понятно, что песня «Хочу перемен» появилась не неожиданно. Поэтому, как пел один мужчина с гитарой: «Давай подробности!» Не дашь, могут и зачмырить. В Питере, откуда депутат родом и где до сих пор часто бывает, ребята боевые остались. Гонщиков не любят.

Как бы там ни было, а осадок от высказывания Евгения Федорова, конечно, остался. На этот осадок подобные высказывания и рассчитаны — когда-нибудь такой осадок (что там Цой? — льют и на Пушкина, и на Толстого, на Лермонтова, да чуть не на всех — все вредили, все подтачивали)… Да, в конце концов осадок полностью заполнит мозги народу, и тогда делай с народом в прямом смысле что хочешь.

Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня