18+
пятница, 26 августа
Общество

Горючие слезы экономики

Нашу страну ждет новая волна повышения цен на автомобильное топливо

  
4160

Минфин предлагает резко увеличить акцизы: на качественный бензин 5-го класса на 14,3%, на Евро-3 и Евро-4 — еще больше. Хотя поднять их планируется лишь с 2017 года, эта мера воспринимается как отмашка властей: с этого сегмента можно брать больше сборов в бюджет. Тем более, еще в июле прошлого года Дмитрий Медведев заявлял, что в 2014 году бензин подорожает где-то на 14% благодаря налоговому маневру, без учета роста цен на нефть.

С начала этого года резкого подорожания не было, однако впереди летний сезон, и есть основания полагать, что основания для изменения АЗС найдутся, включая искусственный дефицит и другие, пусть даже надуманные, поводы. Ведь, похоже, поставщики автомобильного топлива подтягиваются к среднему европейскому стандарту — 1,5 евро за литр, забывая, что в ЕС огромную долю в цене топлива занимают налоги, которые у нас гораздо меньше. При этом импортирующую нефть Америку мы по ценам на бензин уже давно догнали.

— Сегодня, в связи с включением в состав России двух новых регионов, раздаются голоса, что много бензина уйдет на Крымский полуостров, где к тому же, пока на автомобильное топливо действуют довольно высокие цены. И это якобы может вызвать дефицит и последующее переписывание ценников на АЗС вверх по всей России. Но это такая попытка подвести базу под желаемый рост цен, его объяснение народу. Потому что, с экономической точки зрения, нет никаких оснований ожидать в этом году дефицита. Во-первых, сама Россия экспортирует сегодня гораздо большие объемы, чем составляет внутреннее потребление Крыма и Севастополя вместе взятых. Во-вторых, освободились огромные объемы бензина, который Республика Беларусь ранее поставляла на Украину, а теперь поставлять не будет. Так что, с точки зрения баланса спроса и предложения, на внутрироссийском рынке, включая присоединенные в этом году новые субъекты Федерации, появляются объективные основания для некоторого снижения цен, однако рассчитывать на это не стоит. Деятели рынка подешевления топлива не допустят, — разъясняет заместитель начальника отдела анализа и маркетинга информцентра ИАЦ «КОРТЕС» по российскому рынку бензина Александр Шкурин.

«СП»: — А есть сегодня факторы, разгоняющие цены вверх?

— По мнению аналитиков нашей компании, в ближайшее время стоит ожидать повышения розничных цен на автомобильный бензин. Причин тому несколько.

Во-первых, это макроэкономические факторы: подросшие цены на нефть и снижение курса рубля по отношению к доллару. Это означает, что сырье для нефтеперегонных заводов существенно подорожало в рублевом выражении, и, конечно, эти возросшие расходы НПЗ постараются переложить в отпускную цену.

Кроме того, в январе акцизы на бензин 4 класса поднялись на 11%, а на 5 класс — на 12,2%. По расчетам наших экспертов, рост акциза на 500 рублей с тонны бензина приводит к росту розничных цен на 2%. Так же и снижение курса рубля должно добавить несколько процентов в рост.

И госрегуляторы им это, видимо, позволят. В последние два года ФАС принимает обоснования нефтяных компаний в виде ссылок на цену «нетбэк», а также зарубежные биржевые и не биржевые котировки. Цена «нетбэк» означает такой ценовой уровень на нашем внутреннем рынке, при котором при поставке бензина за рубеж, топливо сравняется в цене с зарубежным.

Сегодня в Европе ценники на бензин очень сильно привязаны к текущей стоимости нефти, да и фактически начинающийся там летний сезон, несомненно, повлияет на их рост. Стоимость бензина марки Brent сегодня также колеблется на уровне 110−112 долларов за баррель, что достаточно высоко. Так что наши нефтяники смогут обосновать перед ФАС некоторый рост цен.

Но при этом надо иметь в виду, что антимонопольное ведомство штрафует за резкий рост цен именно на розничном рынке. Если на оптовом рынке был заметен значительный всплеск после повышения акцизов с января этого года, то на розничном он рост более плавный. Фактически рост акцизов там начали отыгрывать еще до их повышения, далее в этом году средний по стране рост цен на АЗС был чуть выше реальной инфляции. При том, что в первом квартале официальная инфляция была заметно выше прогнозного уровня, а ее реальные темпы, безусловно, были еще выше.

Я не возьмусь назвать точные цифры стоимости бензина в разгар сезона, ведь на нефтяном рынке могут быть неожиданные скачки, особенно с учетом геополитических факторов, но, скорее всего, ценники на АЗС продолжат расти с некоторым опережением реальной инфляции, может быть на несколько процентных пунктов быстрее, чем она.

Что касается роста акцизов с 2017 года, то пока он еще не включен в Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс, а потому с ними может произойти что угодно. Этого повышения может не быть, или оно будет гораздо меньше. Многое зависит от прогнозов общего уровня нефтяных цен.

О грядущем росте цен говорит аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банк» Андрей Полищук:

— Без учета колебаний стоимости сырой нефти на мировом рынке, только благодаря росту акцизов и изменению системы налогообложения нефтяников подорожание должно составить более 10%. Налоговый маневр состоит в принятом правительством решении снизить в этом году экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а взамен существенно увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых. На формирование рублевого размера ставки НДПИ существенное влияние оказывает и курс доллара. Производители нефти и нефтепродуктов уже предупреждали еще несколько месяцев назад, что постараются собрать с населения доходы, выпадающие вследствие «налогового маневра». В противном случае им придется урезать инвестиционные программы в разведку и добычу «черного золота». Кроме того, и сама нефть несколько подорожала. Все эти факторы будут переложены на потребителя, отмечает эксперт.

Что касается роста акцизов с 2017 года, то эта мера призвана компенсировать бюджету выпадение повышенных налогов с нефтеперерабатывающих предприятий за выпуск бензина ниже 5 класса, которые вводились с целью заставить НПЗ вложить деньги в обновление собственного производства. Ожидается, что к 2016 году все заводы в России перейдут на новые стандарты качества, и потому сбор налогов с них уменьшится. Правительство же стремится собрать деньги в казну не мытьем, так катаньем.

Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Семен Багдасаров

Политический деятель

Егор Холмогоров

Публицист

Комментарии
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Медальный зачет
Страна Золотые медали Серебряные медали Бронзовые медали Всего медалей
1. США 46 37 38 121
2. Великобритания 27 23 17 67
3. Китай 26 18 26 70
4. Россия 19 18 19 56
5. Германия 17 10 15 42
6. Япония 12 8 21 41
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье