Сутки спустя после трагедии в Одессе становится все более очевидным, что побоище было хорошо спланированной акцией устрашения. Для погрома был мобилизован местный «Правый сектор», который усилили нацисты из Харькова и Днепропетровска. 2 мая в 15 часов они начали марш от Соборной площади. Молодёжные активисты Антимайдана и «Одесская дружина» попыталась не допустить нацистский шабаш в центре города. Завязалась драка с использованием камней, пневматического оружия и дымовых шашек. Вначале с обеих сторон в ней участвовали 200−300 человек. Эпицентр находился в районе переулка вице-адмирала Жукова и Греческой площади. Район затянуло дымом от пожаров, в том числе и горящих машин. Там было убито несколько человек.
Михаил Долгов, руководитель информационно-аналитического сектора Антимайдана, участвовавший в столкновениях, отметил очень странную особенность некоторых членов «Правого сектора» — под градом камней, без касок и какой-либо защиты, они исступлённо рвались в бой.
«У них полностью отсутствовало всякое самосохранение. Нормальный человек не может себя так вести просто физиологически. Это были обколовшиеся наркоманы — иначе объяснить подобное поведение невозможно», — говорит Долгов.
Во время драки правосеки частично рассеяли одесскую молодёжь, частично оттеснили её в супермаркет «Афина». Приблизительно в 19:00 возбужденная и орущая толпа направились в сторону Куликова поля - громить лагерь Антимайдана. Численность погромщиков доходила до 2−3 тысяч.
На Куликовом поле в это время находилась сотня-другая активистов, главным образом пенсионеров. Молодёжи почти не было. Прибывшие после побоища товарищи уговаривали:
— Идёт толпа «Правого сектора», уходите!
— Но мы же одесситы, мы же не должны отступать, они не посмеют!
Они посмели. Что происходило дальше, уже хорошо известно.
Увидев приближающуюся толпу, сторонники Антимайдана попытались скрыться в находящемся рядом Доме профсоюзов. «Правый сектор» поджог первый этаж. Задыхающиеся в дыму старички и старушки, спасаясь от огня, начали выпрыгивать из выбитых окон с верхних этажей…
Милиция ни на массовую драку, ни на массовое сжигание людей живьём не реагировала. Им был дан приказ: «ни во что не вмешиваться». Боевики «Правого сектора», как рассказал мне участник событий, прикрывались во время драки в центре города милицией, как живым щитом. Тем не менее, «Правый сектор» немного пострелял и милиционеров. Среди последних есть раненые из огнестрельного оружия.
Согласно информированному источнику, пожелавшему остаться анонимным, чисто организационную сторону координации «Правого сектора» в Одессе и вчерашнего марша осуществлял не столько нынешний «областной гауляйтер хунты» Владимир Немировский, сколько бывший мэр Одессы Эдуард Гурвиц. Последний рассчитывает на предстоящих выборах мэра либо сам сесть в это кресло, либо (он уже в преклонном возрасте и не вполне здоров) провести своего человека.
Прогнозы?
Одесса теперь наконец-то поняла, с кем имеет дело. Лидеры Антимайдана, призывавшие в последние недели «оставаться в правовом поле», уйдут. Слабые духом активисты отсеются. А оппозиция радикализуется. Появятся новые молодые лидеры. В Одессе возникнет хорошо законспирированное вооружённое подполье. Приезжие бандеровцы и залётные футбольные ультрас в ближайшие дни уедут из города, а оставшихся будет отстреливать одесская молодёжь. В Одессе начнется городская партизанская война…
Сегодня стены Одессы почернели от ненависти. Все поняли, что власть растила и поддерживала все 23 года украинское нацистское зверьё.
Одесса
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA