Общество

Терек быстрый, Терек вольный…

В Грозном прошла казачья конференция, посвященная взаимоотношениям народов Кавказа

  
2601
Терек быстрый, Терек вольный…

До чего же земля наша талантами богата. Несмотря на все беды и страдания, выпавшие на долю терских казаков, они смогли сохранить свою самобытную культуру, традиции. В этом я вновь убедилась, побывав на праздновании Дня казачки в станице Наурская. Ровно 240 лет назад здесь произошла битва, вошедшая в историю, как пример доблести и отваги казачек, сумевших отразить нападение турок, решивших захватить станицу, когда мужчины были на фронтах первой русско-турецкой войны, и в селе оставались старики, женщины и дети. Турки и примкнувшие к ним горские отряды, не думали, что женщины окажут им такое мощное сопротивление. Но женщины, вместе с небольшим караульным гарнизоном, почти два дня держали оборону, отражая атаки врагов. Бились саблями, вилами, косами. Даже обливали нападавших горячими щами, приготовленными по случаю Духова дня. Стреляли из винтовок, захваченных у неприятеля, из пушек, которые перетаскивали с одного места на другое. Все валы возле станицы были усеяны трупами убитых турок. Казачки не только разгромили врагов, но и обратили их в бегство. В память о той славной битве, произошедшей 10−12 (22−24 по новому стилю) июня 1774 года, с тех пор отмечается День казачки. А к этой юбилейной дате приурочены были особые торжества, о которых я рассказала в статье «Непокорённые». Но за скобками остались вопросы, которые хотелось бы обсудить.

Для начала, давайте вспомним, что у Терского казачества богатая, славная история. Терское казачье войско (ТКВ) было сформировано в 1860 году, однако поселения казаков появились здесь еще в давние времена. С 1520 года тут селились казаки во главе с атаманом Андреем Шандрой. Тех, чьи станицы были по берегам рек (Терека, Малки, Сунжи), называли «терскими казаками», а живущих на горных склонах (гребнях) — «гребенскими». Станица Наурская, в которой проходили торжества, была основана в 1642 году. У каждого казачьего русского поселения на Кавказе — своя неповторимая история, свои обычаи, которые люди стремятся сохранить, передать потомкам.

Но ХХ век стал эпохой тяжелейших испытаний для казачества. В 20-е годы, большая часть народа подверглась истреблению, выселению, расказачиванию, которыми руководили Свердлов и Троцкий, а исполнителями были отряды латышей, китайцев, горцев. Массовое истребление казачества сопровождалось расчленением исконно казачьей Терской области между созданными после революции национальными республиками. С тех пор непрерывно шло вытеснение казачества с родной земли. Но, к сожалению, пока что трагедия Терского казачества не получила должной оценки. Не выплачиваются в полном объеме и компенсации потомкам репрессированных казаков, хотя в отношении других народов Кавказа подобная программа действует. Ждут казаки и возвращения своих земель, на которых могли бы возрождать общинные хозяйства.

В 80−90-е годы казаки попытались начать объединение. Но вместо этого власти искусственно начали делить их на «реестровых» и «не реестровых», т. е, на тех, кто вошел в государственный реестр и тех, кто остался вне него. Причем условия регистрации были столь кабальными и трудновыполнимыми, что не все казаки смогли их принять, и, по сути, казаков вновь попытались стравить, деля на «белых» и «красных».

Нет единства в казачестве и по сию пору, хотя именно сейчас, в преддверье новых испытаний и вызовов времени, оно необходимо, как никогда. Казакам не дают собраться в единую патриотическую силу, видя в них угрозу разрушительным процессам, подспудно набирающим обороты. И все же, несмотря на всевозможные препоны и трудности, казаки стремятся к консолидации. Это подтвердила и прошедшая на днях в Грозном первая региональная конференция «От Терека до Дона», в которой приняли участие представители ТКВ, Кубанского и Всевеликого войска Донского. Приветствие делегатам направил атаман ТКВ Вячеслав Пилипенко. От имени Главы Чеченской республики Рамзана Кадырова к собравшимся обратился министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Шаид Жамалдаев. Он выразил надежду на «результативность подобной встречи и налаживание межнациональных взаимоотношений».

У Терского казачества, действительно, накоплен богатый опыт взаимодействия с соседними народами. Веками тут активно развивалось «куначество», когда казаки и горцы на некоторое время обменивались детьми, чтобы те переняли язык и обычаи друг друга. Даже в традиционном казачьем костюме есть элементы горской одежды — бурка, черкеска, газыри. Слышатся зажигательные горские мотивы и в лихих казачьих песнях, есть элементы лезгинки и в казачьих танцах. Это результат давнего взаимодействия культур. Горцы, в свою очередь, перенимали у казаков навыки земледелия, скотоводства, виноградарства. Но не всегда эти отношения были мирными и безоблачными. Лев Толстой в повести «Казаки», которую он начал писать еще во время службы в этих краях, описывал набеги горцев на казачьи станицы. Впрочем, в момент испытаний горцы и казаки вставали плечом к плечу. Вместе они отважно сражались против турок в годы русско-турецкой войны 1877−78 г. г., в Первую мировую, в Великую Отечественную, во время войны в Афганистане. Эти славные страницы истории навсегда объединили наши народы и не должны быть преданы забвению.

Но, к сожалению, главной и не решаемой в должной мере, проблемой, остается отток русского казачьего населения с Северного Кавказа. В старинном русском городе-крепости Грозном, основанном русскими солдатами и казаками в 1818-году, русских обитателей почти не осталось. И не только война тому виной, исход русских начался еще раньше, военные кампании лишь довершили этот процесс. Почти ничто не напоминает о казачьем присутствии в станице Вознесенской в Ингушетии. Всё меньше казаков в дагестанском Кизляре, в многочисленных станицах возле Махачкалы, Хасавюрта, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Почти не осталось казаков в воспетых Толстым Наурском и Шелковском районах, ранее входивших в состав Ставропольского края и подаренных Хрущевым в 1957-м году Ч-И АССР. Русское население там сократилось почти с 90% до 12%. Из 48 тысяч казаков, проживавших в Наурском районе в начале 90-х, сейчас осталось только 2.8 тысяч. По сути, это наше, русское Косово. И немало времени пройдет, прежде чем зарубцуются прежние раны и обиды. Но, и это подчеркивали все мои собеседники, Глава Чечни делает немало для улучшения межнациональных отношений. В Наурской возводится большой Православный Храм, который настоятель Наурских церквей благочинный отец Амвросий надеется освятить уже в этом году. У людей, несмотря на все тяготы и лишения, впервые появилась надежда на мирную жизнь.

Тем не менее, отток русских продолжается. Наряду с объективными, в основном, экономическими причинами, этому способствует и недостаточное участие русских, казачества в политических процессах, при формировании исполнительной, законодательной и судебной власти. И если в Ставропольском крае вопросам казачества все же уделяется определенное внимание, то в других субъектах дела обстоят намного хуже. Давно уже назрела необходимость выработки единой, комплексной программы по поддержке русского, казачьего населения СКФО. Следует вернуться к практике квотирование по национальному признаку, существовавшему в прежние времена. Подобное пропорциональное представительство было и в Дагестане при выборах в Народное собрание, назначении министров. Это позволяло почти всем народам этой многонациональной республики иметь своих представителей в органах власти всех уровней, и этот межнациональный баланс не позволил деструктивным силам втянуть Дагестан в боевые действия против России в конце 90-х.

Но именно тогда из федерального центра пришла команда отказаться от квотирования, чтобы все избирались «на общих основаниях». Что, конечно, ставило в неравные условия представителей разных народов, прежде всего, русских, казаков. Некоторое время республиканские власти пытались негласно сохранять национальное представительство, но делать это становилось всё труднее, и, в конечном счете, мудрая и проверенная временем практика сошла на нет, что сразу обострило застарелые обиды. Центральной власти давно пора понять, что в условиях многонационального и многоконфессионального Северного Кавказа не всегда применимы нормы, пригодные для других регионов страны. Здесь нужна более взвешенная, гибкая политика.

Отсутствие национального квотирования приводит просто к курьезным результатам. Так, на последних выборах североосетинского парламента в мажоритарных округах Моздокского района не было избрано ни одного русского депутата. А ведь Моздокский район традиционно считается русским, казачьим. На момент его переподчинения из Курского района Ставропольского края к Северо-Осетинской АССР в 1944 г., русское население составляло здесь более 80%. Сейчас русских осталось около 40%. Но республиканские власти стараются не замечать эту проблему. И даже славную дату, 250-летие основания Моздока, в 2013 г. проигнорировали, «перенеся» на неопределенный срок. Это невнимание породило обиду у горожан. Впрочем, Моздок формально уже и не город, а некое «городское поселение». Район со славной и богатой историей оказался, по сути, понижен и в статусе и, соответственно, в финансировании при решении социальных вопросов. В районе почти не осталось работающих предприятий. Но особенно трагична ситуация на селе. Из 13 крупных колхозов и совхозов советского времени, делавших район настоящей житницей республики, с трудом выживают только два хозяйства. Сотни гектаров пашни заброшены, зарастают бурьяном, либо переданы в долгосрочную аренду пришлым хозяевам. Казаки пытаются добиться возвращения им сельхозугодий, но безрезультатно. Из-за отсутствия работы и перспектив молодежь уезжает из района. Русское население стареет, происходит его замещение выходцами из соседних республик. А власти пресекают любые дискуссии на эту тему, хотя замалчивание вряд ли способствует решению проблем.

Вопросы низкого представительства русских в региональных органах власти обсуждались и на конференции в Грозном. В своем докладе Председатель Комитета по делам национальностей и казачества Ставропольского края подъесаул Александр Якушев напомнил, что «есть у нас государственная стратегия по национальной политике, есть федеральная целевая программа по ее реализации. Но необходима также и федеральная целевая программа по поддержке российского казачества с достаточным финансированием».

Не помешало бы дополнительное финансирование и молодежных, детских программ. К примеру, на базе Моздокского молодежного военно-патриотического клуба «Казачок Терека» уже 21 год действует летний казачий лагерь. В этом году там в два потока отдохнут почти сто ребятишек. Помимо купания и изучения основ верховой езды, они будут знакомиться с историей родного края, казачьими традициями. Этот опыт охотно переняли бы и другие отделы ТКВ, но все упирается в финансы. В РСО-А в этом году расходы на содержание детского лагеря взяло на себя Республиканское Министерство труда и соцразвития. В других субъектах СКФО тоже, наверняка, нашлись бы средства на подобные детские лагеря, и, видимо, они будут открываться в будущем. Но уже сейчас нужна единая, комплексная программа организации детского отдыха. От слов о возрождении казачества пора переходить к реальным делам.

В общем, сложных задач немало, но есть и огромное желание их решать. Властям региона и страны необходимо понять, что без русского присутствия на Кавказе, без казачества, вряд ли можно рассчитывать на мирное развитие региона. Трагические события на Украине заставляют более вдумчиво отнестись к вопросам межнационального мира и согласия. Именно русское присутствие всегда было стабилизирующим началом, объединявшим народы. Но с уходом русских уйдут мир и стабильность.

На праздновании 240-летия подвига Наурских казачек Моздокский Государственный ансамбль «Казки Терека» исполнил песню, где звучал такой припев: «Терек быстрый, Терек буйный, Терек — вольная река, Терек не разъединяет, а сближает берега». Хочется верить, что это не просто поэтическая метафора, а призыв к реальному возрождению казачества, традиций дружбы народов Кавказа. Как воды Терека, вобравшего в себя множество горных ручьев и рек, гордым, плавным потоком устремляются к Каспию, так и народы этого благодатного края хотят обрести достойное место в составе великой России. Не должно быть забыто, обделено вниманием и терское казачество. Наша сила -в единстве, взаимовыручке. Только так одолеем все тяготы и невзгоды.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня