Отсутствие военных и политических побед украинцы с лихвой компенсируют в виртуальном пространстве. Не секрет, что главу МВД Арсена Авакова даже прозвали «министром Фейсбука» — за то, что он любит докладывать на своей страничке о воображаемых успехах силовиков (достаточно вспомнить, как 14 апреля он рапортовал о взятии Славянска). Украинские пользователи берут пример с министра и ведут упорные бои в мировой паутине. В середине июля жертвой их удали стала канцлер Германии Ангела Меркель.
Фрау Меркель прогневила «свидомых» украинцев тем, что посмела в Бразилии встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным, а по итогам встречи сделала заявление, в котором призвала Киев начать прямые переговоры с представителями ДНР и ЛНР. «Меркель требует переговоров с террористами», «Немцы прогнулись под Путина» — завопили украинские националисты и придумали «гениальный» флэшмоб. Они засыпали страничку Ангелы Меркель в «Фейсбуке» комментариями «Danke, Frau Ribbentrop». С 14 июля на странице канцлера появились десятки тысяч таких сообщений от украинских пользователей, особо одаренные выкладывали обидные картинки или расширяли изначальный текст на ломаном немецком. В результате пресс-служба Меркель была вынуждена поместить на странице сообщение о спам-атаке и призвала пользователей оставлять только конструктивные комментарии.
Вполне предсказуемо украинские СМИ преподнесли этот случай интернет-хамства как великую «перемогу» (победу). Уже на следующий день после начала атак пресс-служба Петра Порошенко сообщила о том, что президент поговорил с фрау Меркель, и она уверила, что ее слова о прямых переговорах с «сепаратистами» неправильно интерпретировали. «Мы поставили Меркель на место» — радовались «свидомые». Забавно только, что в английском или немецком сегментах интернета упоминаний о «неправильной интерпретации» не было, единственный источник информации — пресс-служба Порошенко. Но «патриоты» так глубоко вопрос не изучали и, окрыленные своей «перемогой» выбрали другую цель — теперь они «ставят на место» президента Франции Франсуа Олланда за то, что он не разорвал с Россией контракт на поставку «Мистралей».
Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян считает, что такая реакция украинских интернет-пользователей говорит об их полной неспособности к строительству по-настоящему независимого государства и общества.
— Несмотря на свои постоянные разговоры о «незалежности», сами украинцы не воспринимают Украину как полноценное и самостоятельное государство. Они ведут себя, как паразиты, которые периодически меняют тело носителя и обижаются, когда носитель делает что-то, что им не нравится. И все эти крики — это наезды со стороны паразитов на носителя из-за того, что он отказывается им потворствовать. Совершенно фантастическая вещь — заявлять, что Россия угнетает Украину, но всеми своими действиями показывать, что они не способны быть самостоятельными. Они пытаются подложить себя под кого-то другого, сначала под ЕС, теперь, когда уже очевидно, что это не получается, ищут альтернативные пути. Многие на полном серьезе пишут: «ЕС нас предал, давайте интегрироваться в США». Но никто не говорит: «Вот у нас есть страна, давайте будем в ней сами жить и ее обустраивать». Все, чего они хотят, — это лечь под кого-то, главное, чтобы не под Россию, с которой, как они считают, им плохо. Представляю, какое их ждет разочарование, когда они поймут, что их не возьмут в Евросоюз. Это сейчас они пишут оскорбительные комментарии, не удивлюсь, если потом они начнут штурмовать европейские посольства.
«СП»: — Неужели украинцы считают, что если они напишут достаточно оскорблений в адрес Ангелы Меркель или других политиков, их возьмут в Евросоюз?
— Эти атаки говорят об очевидном — часть украинского общества сошла с ума, там наблюдается коллективный психоз, из-за которого происходят вот такие флешмобы. Украинская нация переселилась в интернет-пространство, сформировала параллельную реальность. Если в настоящей жизни у них все достаточно печально, то в интернете — все отлично. Украинские СМИ сначала раструбили новость о спаме странички Меркель, как о невероятной победе. Украинцы воодушевились и выбрали новую цель — Франсуа Олланда. Но потом некоторые украинские журналисты все же задались вопросом, а нормально ли это? Вроде как мы собираемся в Евросоюз, но выливаем тонны грязи на тамошних лидеров. И тогда они нашли выход — во всем виноваты кацапы. Что бы ни произошло, у них всегда виновата Россия. Вот и тут кацапы и лично Путин подстроили флешмоб тысяч украинских интернет пользователей.
«СП»: — Атака на Ангелу Меркель была вызвана всего лишь ее заявлением о том, что Киев должен начать переговоры с представителями ДНР и ЛНР, то есть вполне демократичным предложением. Но сама мысль о переговорах для некоторых украинцев — преступление. В интернет-комментариях они демонстрируют поразительную жестокость, из последнего можно упомянуть о радости в «укрнете» в связи с катастрофой в московском метро. Как вы считаете, эта агрессия и бесчеловечность — временное явление, вызванное какими-то технологиями, или же она глубоко проникла в нацию?
— Потенциал для этого, очевидно, был, и за 23 года его активно наращивали и развивали до нынешнего состояния. Я говорю о системе образования, которая формировала национальную мифологию странного африканского характера. Ведь из них не пытались сделать европейскую нацию, а делали великое африканское племя, которое вело украино-персидские войны, выкопало Черное море, но которых затем на протяжении многих лет притесняли ужасные кацапы, поляки и австрияки. Их великая нация была под гнетом чудовищ. Все это осело в головах украинской молодежи и сейчас выливается в интернет-пространство.
Если бы для украинцев ввели безвизовый режим, было бы то же самое, что в Прибалтике — большинство населения уехало, а те, кто остался, занимались бы натуральным хозяйством, туризмом и недропользованием. Но так как в Европу их никто не возьмет, потому что они сумасшедшие, что они ярко продемонстрировали в последние месяцы, то мы получаем на границе с Россией бурлящий котел неадеквата. Думаю, в ближайшие годы мы еще будем наслаждаться подобными проявлениями украинской креативности. Хотя через какое-то время пойдет обратный процесс, как было после «оранжевой революции», когда до части населения дошло, что их, мягко говоря, обманули.
«СП»: — Если походить по украинским форумам, складывается впечатление, что таких людей большинство, это действительно так или сеть искажает реальное положение вещей?
— Виртуальное пространство все усиливает. Мне кажется, что сейчас на Украине процентов 25% неадекватных людей, но за счет их гиперактивности, кажется, что их все 100%. Они считают, что на что-то влияют, когда пишут комментарии Меркель, но на самом деле они выставляют себя посмешищем. Уверен, что все больше европейцев задумывается о том, нужно ли вообще принимать эту отсталую страну в ЕС. На самом деле, их не примут в ЕС никогда, и в ближайшем будущем мы увидим очень болезненный процесс выздоровления, который будет сопровождаться негативными явлениями. Гражданская война там уже идет, и есть опасность, что она расширится и на территорию остальной Украины.
Главный редактор «Киевского телеграфа» Владимир Скачко считает, что за атакой украинцев на страницу Ангелы Меркель стоит не только неуемное желание навязать всем свою точку зрения, но и чье-то умелое руководство.
— Первое, что лежит на поверхности — это глупость, тупость и местечковость мышления людей, которые купились на подобный флешмоб. Во-вторых, за всей этой атакой и шумихой четко прослеживается настоящий заказ на дискредитацию немецкого политика. Естественно, заказ идет из-за океана. Для вашингтонских политиков Меркель, не соглашающаяся со всеми приказами Белого дома, старающаяся проводить сбалансированную политику, не выгодна. Поэтому ее пытаются руками тупых интернет-юзеров дискредитировать, выставить предателем европейских интересов, раскольником, политиком, который идет на поводу у Путина и обрекает на поражение «молодую украинскую демократию». Поверьте, сами бы «свидомые украинцы» такого не придумали. Слова Danke Frau из них не знает 95%, а Риббентроп — все 100%. Я никого не очерняю, так и есть, их лексикон — это матерные частушки про Путина и «Москалей — на ножи».
Есть еще и третий момент — некоторые политтехнологи уже обвинили в инициативе этой кибератаки Россию. Дескать, таким образом Кремль спровоцировал украинцев, чтобы они действовали на нервы бедной немецкой женщине, а она разозлилась и поддержала не Украину, а Россию. Этим должны заниматься уже не политтехнологи, а психиатры. «Свидомые» украинцы не понимают, что Меркель — немецкий политик, чья задача — защищать интересы немецкого народа, а будет она это делать с Путиным или с марсианами, их не касается. Они же уверены, что весь мир им должен за то, что они поскакали на майдане с криками: «Кто не скачет, тот москаль» и обозвали Владимира Путина. Они хотят это хамство обменять на деньги.
«СП»: — «Свидомые» украинцы очень активны в интернете, и порой жестокость их комментариев поражает, чего стоят хотя бы «личинки колорадов», а вот вменяемых голосов гораздо меньше. Они боятся высказывать свое мнение?
— Думаю, соотношение сейчас 50 на 50. Выросло поколение, которому промывали мозги одним главным тезисом — «сало съел москаль», во всех бедах они винили русских. А сейчас на эту мельницу льет воду война и обвинение России в агрессии. Поверьте, если бы вы хотя бы два вечера посмотрели украинские каналы, вам самим захотелось бы взять в руки автомат и идти отражать наступление русских медведей с балалайками и водкой. У них срабатывает чувство патриотизма, но не нормального желания любить и защищать свою страну, а звериного, агрессивного, ломового, площадного. Что касается людей с другой точкой зрения, они не решаются высказываться под таким напором. Более того, они тоже начинают склоняться к такой точке зрения. Помните фильм «Покровские ворота», когда бывшая жена хотела заставить Хоботова жить с ней и ее новым мужем в одной квартире, и герой Броневого говорил: «А может быть, тебе там будет лучше». Вот и они думают, может, все это правильно? Постоянное агрессивное долбление в одну точку сводится к тому, что формируется массовое сознание, вода камень точит.
«СП»: — Если это абсолютно тоталитарное, бескомпромиссное мышление так глубоко проникло в украинцев, какой может быть выход из ситуации? Ведь очевидно, что все конфликты рано или поздно заканчиваются переговорами, но украинское общество к переговорам совершенно не готово…
— Выход — только время. Есть еще второй вариант, через который проходили все нации, слепленные нацизмом и ксенофобией — кровавое отрезвление. Тысячелетний рейх, просуществовавший всего 12 лет, стоил немцам миллионы жизней. Это раз и навсегда вбило им в мозг — немецкий солдат не воюет за пределами Германии. Я очень не хочу, чтобы такая война была на Украине, но сейчас все идет к тому, что массовое отрезвление начнется, только когда по всей стране начнут получать гробы. Так было в СССР в отношении Афганской войны, когда люди задумались, а зачем им вообще эти пуштуны. Сейчас именно украинская армия пришла на Донбасс, а не наоборот.
Переговоры — единственный способ прекращения кровопролития. Да, есть другой способ — полное уничтожение противника, и сейчас обе стороны в него верят. Ополченцы думают, что Россия им поможет, а агрессия украинской армии вызовет большой приток добровольцев. Украинцы надеются, что им поможет Запад. Вот они и уперлись, как два быка на узкой досточке. Но иллюзия очень легко развеивается потоком «грузов-200». На Донбассе уже знают, что такое война, они учатся выживать и убивать, хотя мирное население еще не до конца с этим свыклось и пока обречено на убой. Но на Украине пока не до всех дошло, что значит война. А ведь для них есть негативный вариант — если Донбасс расширится до 2/3 Украины и освободительная армия Новороссии легко и непринужденно возьмет Киев. Это гипотетический вариант, но его тоже нельзя отбрасывать. Недаром же те блогеры, которые пишут оскорбления Меркель, рисуют картинки, на которых Крым или Новороссия расширяются на территорию почти всей Украины, значит, они боятся этого.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.