Долгое время успех боевых действий народного ополчения Юго-Востока Украины связывался с тем, сумеет ли оно захватить танковую базу хранения 1282 в Артемовске (в/ч А2730), где, по прогнозам специалистов, находилось 818 единиц бронетехники - 221 танк, 183 БМП, 288 БТР, 126 САУ, и еще 12 минометов и 18 РСЗО «Град». Отмечалось, правда, что в большинстве своем это был ржавый металлолом советского времени со снятыми орудийными замками. Однако почти все эксперты сходились на том, что и оставшихся исправных единиц хватит на вооружение небольшой армии.
Народное ополчение Донбасса предприняло пять атак на в/ч А2730, самой крупной из которых считается трехчасовой штурм в ночь с 19 на 20 июня с. г., в ходе которого нападавшими применялся один танк Т-64, подствольные гранатометы и стрелковое оружие. После этого один из источников на сайте «Русская весна» сообщил, что танковая база захвачена ополчением, и теперь в его распоряжении 221 танк (по другим источникам — 250). Скорее всего, обе цифры базировались не на реальных подсчетах захваченных единиц, а на приведенной выше экспертной оценке «об общем наличии». Но в тот же день народный губернатор Донецкой области Павел Губарев и министр обороны ДНР Игорь Стрелков заявили, что у повстанцев теперь «много танков».
Как водится, дружный хор украинских СМИ категорически отрицал захват ополчением в/ч А2730. Так, командование базы заявило 20.06: «Военнослужащие части успешно отразили нападение, максимально уделив внимание безопасности мирных жителей, задача было одна — минимизировать применение оружия в сторону жилого домов». Военный пропагандист Киева Дмитрий Тымчук, называющий себя «бесквартирным офицером», в тот же день отрапортовал: «Штурм воинской части в Артемовске украинские военные отбили. Один военнослужащий ранен, данных о потерях среди террористов нет». В том же духе был выдержан официальный комментарий минобороны Украины: «Получив бескомпромиссный отпор со стороны украинских военнослужащих, боевики диверсионно-террористической группировки быстро рассеялись и убежали. Над КПП воинской части развивается государственный флаг Украины». И, наконец, на сайте «Цензор.нет» 27 июня, после пятой атаки ополченцев на в/ч А2730, появилось видео, где бойцы 3-го полка спецназа г. Кировограда и 80-й аэромобильной бригады, сытые, красномордые, поддатые и совершенно не похожие измученных участников т.н. АТО, хвастались на фоне разрушенного запасного КПП в/ч А2730, как они блестяще и без потерь отразили штурм бойцов ДНР. Причем один из них, показывая на руины КПП, сказал вдруг: «Подывитесь, шо мы тут натворыли».
Как ни удивительно, но сведения самых лживых в истории человечества СМИ представлялись наиболее достоверными, поскольку никаких бронетанковых армад ни у ДНР, ни у ЛНР мы впоследствии так и не увидели — только небольшие колонны. Правда, именно такие танки Т-64, БМП, самоходные артустановки «Гвоздика», системы залпового огня «Град», что засняты на роликах в интернет под флагом ополченцев, и хранились на территории в/ч А2730. Но на это в украинских СМИ всегда был наготове неизменный ответ: технику сепаратистам передала Россия.
А вскоре ополченцы оставили Артемовск (правда, непонятно, как они его контролировали, имея по соседству мощную украинскую воинскую часть, усиленную спецназовцами и десантниками) и вопрос о сотнях танках для ДНР был снят, что вызвало общий вздох разочарования у сочувствующих повстанцам российских публицистов.
Но 26 июля бойцы знаменитого «КиберБеркута» взломали электронную почту начальника Днепропетровского зонального отдела войсковой службы правопорядка минобороны Украины полковника Пушенко и опубликовали в Сети ряд его служебных писем, в том числе и № 880/оч от 23 июля с.г., в котором шла речь о вооружении, захваченном ополчением Новороссии у украинских силовиков с 20 июня по 20 июля. Сайт «Русская весна» пересказал лишь резюме этого письма, написанного по-украински: за указанный период бойцы отрядов Юго-Востока «отжали» у украинских вояк 25 танков Т-64, 19 БМП, 11 БТР, 11 САУ «Гвоздика», 12 «Градов», 5 гаубиц Д-30, 16 минометов калибра 82 мм, 2 зенитных установки ЗУ-23−2 и 5 автомобильных тягачей (ни о каких «Буках», кстати, речь в этом документе не идет). Понимая по-украински, я не поленился и прочел само письмо полковника Пушенко днепропетровскому военному прокурору.
Там, во втором абзаце сверху, написано: «20.06.2014 года во время нападения неизвестных вооруженных лиц на 1282 Центр обеспечения бронетанковым вооружением и техникой (войсковая часть А2730, г. Артемовск, Донецкая область) утрачено (осталось у боевиков): танков Т-64 — 14 ед., БМП — 12 ед., САУ 2С1 „Гвоздика“ — 7 ед., РЗСО БМ-21 „Град“ — 9 ед., минометов 82 мм — 10 ед.».
Вот тебе «быстро рассеялись и убежали»! Убежали, да не с пустыми руками! С целой охапкой танков, БМП, «Гвоздик», «Градов» и минометов! Получается, что во время «успешно отраженного нападения» на в/ч А2730 20 июня украинская армия позволила увести у себя 33 единицы бронетехники, не считая «Градов» и минометов! Это ровно половина той «брони», что перешла в руки ополчения за месяц!
Однако, посмеявшись, я задал себе пять вопросов.
Вопрос 1-й: Нападавших, по общему мнению разных источников, было около полусотни — и, надо полагать, они являлись сплошь механиками-водителями танков, БМП и САУ, чтобы взять и разом вывезти 33 единицы бронетехники плюс 9 «Градов»? И вообще, судя по всему, это были высококлассные военные специалисты: не просто «отжали» в бою технику, а еще и за минуты в темноте определили, какие из сотен машин исправные. Подозреваю, что какая-нибудь военно-техническая комиссия из Киева неделю бы копалась.
Вопрос 2-й: Даже если в в/ч А2730 было всего 52 исправных единицы вооружения, то как военнослужащие части плюс лихие кировоградские спецназовцы и десантники могли с такой броней и калибрами проиграть бой полусотне ополченцев, вооруженных одним танком, подствольными гранатометами и автоматами?
Вопрос 3-й: Горючее для заправки техники ополченцы тоже взяли на танковой базе и заправлялись там под огнем? Или привезли с собой в топливозаправщиках?
Вопрос 4-й: Почему, сначала заняв часть (а иначе нельзя было вывезти столько техники), бойцы ополчения оставили ее под контролем военнослужащих в/ч А2730? Ведь даже если бОльшая часть техники была неисправна, танковая база 1282 являлась неиссякаемым источником столь дефицитных для ополченцев запчастей (например, их слезно просил доставить ему в Славянск Стрелков). Да и возможность ремонта неисправных машин нельзя исключить.
Вопрос 5-й: Понятно, почему молчало об этой потере минобороны Украины, но не очень понятно, почему, подсчитав, наконец, реальные трофеи, молчали командиры ополчения, повсеместно обвиняемые Украиной в подпитке военной техникой из России? Пусть исправных танков на базе 1282 оказалось не так много, как они (Губарев, Стрелков) надеялись, но всё равно это самый крупный военный трофей повстанцев за четыре месяца войны!
На все эти пять вопросов мне пришел в голову лишь один ответ: никакого штурма в/ч А2730 20 июня… не было, а была лишь его шумная инсценировка, после которой доблестные украинские вояки продали ополчению упомянутую исправную технику, предварительно заправив ее и выведя из боксов. Не исключено даже, что они сами вывезли ее в расположение 52-й механизированной бригады в Артемовске, занятой повстанцами. Может быть, для этого потребовался не один день: отсюда постановочные ночные бои 22-го и 27 июня, как под копирку повторяющие бой 20 июня, и простодушная фраза, соскочившая с языка подвыпившего солдата: «Подывитесь, шо мы тут натворыли». Само собой, сделка такого рода не подразумевала захват 1282-й базы ополченцами, оттого-то она и осталась в руках украинской армии. И уж тем более понятно, что факт продажи бронетехники не подлежал гласности.
Нет, не только Коломойский и Порошенко наживаются на гражданской войне (один — продавая армии втридорога горючее, а другой — автобусы «Богдан» своего производства)! Руководство минобороны Украины тоже не упускает своего шанса: ведь наивно полагать, что командование в/ч А2730 само осуществило сделку по передаче противнику свыше пяти десятков единиц боевой техники, не поделившись с вышестоящим начальством! Армия любит субординацию! Как говорится, кому война, а кому мать родна! И вовсе не российские танки, САУ, «Грады» и минометы превращают в груды дымящегося человеческого мяса мобилизованных Киевом резервистов, а самые что ни на есть украинские, тихо проданные гешефтмахерами в штанах с лампасами или же бездарно утраченные ими на полях сражений! Думаю, это одна из причин грандиозных потерь украинских силовиков, ставших известными из попавшего в Сеть секретного письма Авакова Порошенко от 15 июля с. г., скрепленного подписью Грицака (руководителя т. н. «Антитеррористического центра» СБУ): согласно ему, только с 9 по 15 июля погибло 1600 силовиков (тогда как ополченцев ДНР и ЛНР — 48 человек), ранено 4723 (у ополчения — 64 человека), потеряно 35 танков (у ополчения — 2), 96 боевых бронированных машин (у ополчения — 0), 38 единиц артиллерии (у ополчения — 5), 104 автомобиля (у ополчения — 8) и далее примерно в той же пропорции. Несчастных украинских солдат зомбируют, утверждая, что их якобы атакует Россия или вооруженные Россией «террористы», а на самом деле их убивает… украинское же оружие, проданное противнику теми же людьми, что посылают служивых на бойню. Одной рукой они продают оружие, а другой подписывают приказы о направлении людей под его смертоносный огонь. Не знаю, как насчет нацгвардии и «Правого сектора», воюющих якобы «за идею», а я бы на месте посланных на заклание солдат и офицеров украинской армии развернул «броню» в другом направлении — на Киев, и разнес бы по кирпичику министерства обороны и внутренних дел, СБУ, администрацию президента, правительство и Верховную раду. Именно там, а не в Донбассе, сидят их общие с ополченцами злейшие враги. Это по их приказу умирают и те, и другие, и гибнут сотни мирных жителей, и по их приказу милиция по всей Украине заламывает руки матерям и женам резервистов, выходящих на митинги с требованием вернуть их сыновей и мужей из гибельного Донбасса. Враг в Киеве, а не в Новороссии! На самом деле она нужна Украине не меньше, чем самим дончанам: один факт существования ДНР и ЛНР не позволяет властям в Киеве до отказа закрутить населению «социалку», как того требует МВФ.
И вот еще что важно в письме полковника Пушенко: по-видимому, никакой российской тяжелой военной техники на Донбассе нет вообще. Утраченные украинскими силовиками 25 танков Т-64, 19 БМП, 11 БТР, 11 САУ «Гвоздика», 12 «Градов», 5 гаубиц Д-30, 16 минометов калибра 82 мм, 2 зенитных установки ЗУ-23−2, — это, если сложить вместе, и есть то, что мы видели у повстанцев на видео, снятом на месте различных боев. Большего количества вооружений мы у них, к сожалению, не наблюдали. Ополчение воюет именно тем, что «отжало» или купило у украинских вояк, и больше ничем. Вспомните, например, сколько было шуму в украинских и западных СМИ по поводу размещенных в сети видео проезда по Краснодону (ЛНР) 13 июля четырех танков Т-64 и другой техники под флагами ополчения. Дескать, Краснодон — город рядом с границей России, стало быть, и танки российские! Читаем, однако, в письме Пушенко, 2-я страница, 6-й абзац снизу: «13.07.2014 года во время боя особого отряда Национальной Гвардии Украины с незаконными вооруженными формированиями в районе г. Краснодон (Луганская область) утрачено (осталось у боевиков): танков Т-64 — 4 ед., гаубиц Д-30 — 2 ед., РЗСО БМ-21 „Град“ — 3 ед.».
Мне совершенно непонятно, почему наш МИД не использует информацию из подобных источников, когда его спрашивают, откуда у ополчения Донбасса бронетехника, артиллерия и системы «Град». Сравните эти данные с данными Авакова и боевыми сводками Стрелкова и Болотова за указанный период и предъявляйте т.н. «мировому сообществу»! И предъявите ему вот еще что: и в письме Авакова, и в письме Пушенко профашистская партия «Правый сектор» официально причислена… к «силовым структурам». «Правосеки» воюют даже не в составе нацгвардии или «батальонов Коломойского», а «особым добровольческим формированием». Как «Испанская фаланга» у Франко. В общем, «обыкновенный фашизм».
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников