Американцы заявили о своих упущенных возможностях
Мировыми лидерами по употреблению допинга в 2017 году стали спортсмены из США. Россия на втором месте. Такие данные приводит международное «Движение за заслуживающий доверие велоспорт» (MPCC).
По информации MPCC, начиная с 1 января, положительные тесты на допинг оказались у 73 американских спортсменов. Среди россиян таких 24 человека. На третьем и четвертом местах Индия и Бразилия: 16 и 15 случаев соответственно. Самыми «чистыми» оказались спортсмены из Белоруссии и Узбекистана. Среди них употребления допинга не выявлено.
Лидерство США, возможно, объясняется специфической ситуацией в чисто американских видах спорта. Лидируют по числу выявленных проб бейсболисты — их 52. Американский футбол занимает четвертую строчку — 18 случаев. А вот второе и третье место за классическими видами спорта. Легкая атлетика — 45 случаев, тяжелая — 33. Наиболее «чистыми» оказались теннисисты и пловцы.
Отметим, что MPCC регулярно составляет подобные рейтинги. Их цель — «отмыть» репутацию велоспорта. Сравнивая число выявленных допинг проб среди велосипедистов и других спортсменов, авторы рейтинга дают понять, что в прочих видах спорта ситуация с допингом гораздо более неблагополучна. Велоспорт занимает восьмую строчку в рейтинге.
Американцы заявили о своих упущенных возможностях
Приведенные в рейтинге MPCC данные о допинговом лидерстве американцев коррелируют с информацией, которую ранее распространили хакеры из группы Fancy Bears. Выяснилось, что многие спортсмены из США употребляли запрещенные препараты с разрешения WADA, как, якобы, больные, после чего выигрывали олимпийские медали в Рио.
Интересно, что чуть ли главным критиком российских спортсменов за употребление допинга является глава Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвис Тайгарт. Именно он призвал Международный олимпийский комитет (МОК) временно исключить Олимпийский комитет России из своего состава за предполагаемое создание государственной системы применения допинга.
Тем временем, президент МОК Томас Бах объявил, что в ходе исследований в судебно-медицинском институте Лозанны ученые нашли новый метод для определения вскрытия пробирок для допинг-проб. Это означает, что теперь можно провести юридически обоснованную судмедэкспертизу царапин на пробирках с допинг-пробами, а не верить на слово сбежавшему из России экс-главе РУСАДА Григорию Родченкову.
Антидопинговый координатор Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) Елена Иконникова уверена, что ситуация с допингом в российской легкой атлетике резко изменилась.
— Наши легкоатлеты сейчас прозрачны и чисты… У нас нет какой-то боязни допинг-контроля. Все стремятся к тому, чтобы их как можно чаще тестировали и даже рады, когда к ним приезжают инспекторы. Каких только методов проверки нет. Существует внезапный допинг-контроль, внесоревновательный, соревновательный контроль. То есть российская легкая атлетика очищается.
«СП»: — Опишите текущую ситуацию с допуском российских легкоатлетов к соревнованиям…
— Сейчас у нас несколько десятков спортсменов получили допуск к международным соревнованиям. Но это относится только к 2017 году. Если нашу федерацию не восстановят в правах в этом году (ранее ее временно лишили членства в международной федерации IAAF — авт.), то спортсмены будут подавать индивидуальные заявки на 2018 год.
Вообще, статус нейтрального спортсмена, позволяющий выступать на международных соревнованиях, хотят получить очень многие. У нас таких около 200 человек. Часть из них, правда, получили отказы, а часть запросов еще рассматриваются. В IAAF каждый случай разбирают индивидуально. Одна из причин для отказа — это недостаточное количество сданных допинг-проб. Поэтому все и стремятся сдавать пробы. В этом случае позже подается повторная заявка.
«СП»: — Есть ли «свет в конце тоннеля» с возвращением ВФЛА в IAAF?
— Работа по выполнению критериев допуска у нас идет постоянно. Их нам выдвинула IAAF. Мы постоянно взаимодействуем в рамках рабочей группы. Делаем все возможное, чтобы легкоатлеты выступали именно как представители России, а не в независимом статусе. Тем не менее, как вы знаете, в начале августа конгресс IAAF решил продлить лишение ВФЛА членства в IAAF.
Если смотреть на борьбу с допингом шире, то важно, чтобы нынешние проблемы с выступлениями спортсменов не отразились на состоянии спорта в долгосрочной перспективе. Ведь когда негде выступать, мотивация у юных спортсменов падает. Им нужно иметь перед глазами действующих кумиров. Будем надеяться, что все эти допинговые скандалы продлятся не так долго и на ситуацию в будущем не повлияют.
«СП»: — По-вашему, основой этих скандалах является, собственно, спорт и допинг или в большей степени политика?
— Мне сложно сказать. Не знаю.
А вот член комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов не сомневается, что всему виной именно политика.
— Я прекрасно понимаю, что все эти «происки», связанные с допинг-пробами, чаще всего направлены в сторону России. Вот вам статистика — у США в три раза больше спортсменов, которые принимают допинг, однако никаких санкций в отношении них нет. При этом дисквалифицируют спортивные федерации нашей страны. Политика играет в спорте первую роль.
Мы знаем, что чаще всего именно США оказывают давление на сотрудников исполкомов различных спортивных организаций, федераций. Заметьте, это началось после возвращения Крыма домой. Только после этого появилось пристальное внимание к нашим спортсменам по допинговым вопросам. Это чистая политика.
Кроме того, многих на Западе бесит, что наши спортсмены, порой, сильнее, чем их. И они пытаются нечестными методами, фальсификациями подставить соперников, сделать их «козлами отпущения». Надо понимать, что у США и России примерно одинаковое число выступающих спортсменов, а значит, обнаруженные положительные допинг-пробы свидетельствуют не в их пользу.
При этом, конечно, современный спорт действительно сильно связан с допингом. Гонка за медалями — это в том числе и гонка соревнования фармацевтов.
Врач-фармаколог, доцент факультета фундаментальной медицины МГУ Николай Коробов не склонен доверять приведенным MPCC данным.
— Оценивая число случаев выявленного допинга по странам, нельзя делать выводы только на основании абсолютных цифр. Нужны удельные показатели. Как можно сравнивать США или, например, Китай с Узбекистаном? Надо привести эти показатели к единому знаменателю. Например, относительно численности спортсменов.
Кроме того, эти цифры могут зависеть от уровня развития спорта. От того, сколько инвестируется в спорт. Еще вопрос — кто выявлял эти случаи допинга? В развитых странах исследуют чаще, а значит, и выявляют чаще. Есть различия, особенности и по видам спорта. Иначе, получается не совсем корректная картина.
Санкции против России приведут к революции на финансовых рынках
Триатлет-любитель Алексей Рожин видит проблему допинга, в том числе в коммерциализации российского спорта.
— Спортивные результаты лучших чистых американских спортсменов выше результатов аналогичных спортсменов в России. Так получилось, что за последние полтора десятилетия в нашей стране была утеряна уникальная культура селекции и воспитания спортсменов. От самых ловких и быстрых в детских садах — к детским спортивным школам, через районные соревнования — на уровень регионов, а там самые талантливые отправлялись в сборные команды страны.
Сегодня, когда количество профильных интернатов сократилось в разы, на самом первом уровне отбора остались только альтруисты, работающие за «две копейки». Остальные ушли в частные клубы, где задача № 1 — это выбивание денег из родителей на экипировку, сборы, тусовки и немного спорта.
«СП»: — В чем еще отличие американского спорта от российского?
— Наш спорт так и не научился зарабатывать. В США даже легкоатлеты среднего уровня заключают контракты с топовыми брендами, типа Nike, Adidas, Reebok. Это позволяет им оплачивать свои тренировки и сборы, а иногда учёбу в престижных колледжах.
Когда голова не забита тем, что после тренировки нужно задуматься ещё и о том, где денег на питание себе заработать, не возникает мыслей о приёме допинга. Допинг просто ни к чему: ты выходишь на дорожку и показываешь своё лучшее время.