Нурмагомедов vs Макгрегор: За кого болели в России

Победа дагестанца вызвала неоднозначную реакцию у фанатов смешанных единоборств

  
14334
На фото: российский боец смешанного стиля Хабиб Нурмагомедов и ирландский боец Конор Макгрегор (справа налево) во время поединка за звание чемпиона UFC в легком весе на турнире Абсолютного бойцовского чемпионата 229
На фото: российский боец смешанного стиля Хабиб Нурмагомедов и ирландский боец Конор Макгрегор (справа налево) во время поединка за звание чемпиона UFC в легком весе на турнире Абсолютного бойцовского чемпионата 229 (Фото: AP/TASS)
Материал комментируют:

Ирландский боец смешанных единоборств Конор Макгрегор жаждет боя-реванша после проигрыша российскому спортсмену Хабибу Нурмагомедову. Об этом он известил мир через свой Твиттер. Причиной подобного желания могут быть деньги. За последний бой в Лас-Вегасе Макгрегор получит 3 млн. долларов. Больше, чем победитель — Нурмагомедову достанутся 2 млн. долларов.

Если UFC организует бой, это значит, что спортивно-политическое противостояние сторонников бойцов продолжится. В том числе внутри российского общества. Ведь не секрет, что многие российские фанаты смешанных единоборств болели за ирландца и против представителя своей страны. Социальные сети полны эмоциональными объяснениями этого феномена.

Автор одного из постов пишет: «Нурмагомедов позиционирует себя как угодно — как мусульманин, как дагестанец, но нигде не позиционирует себя как гражданин России… Он выходит на ринг в папахе и поднимает в верх указательный палец. Но никогда российский флаг. Не потому ли, что радикальный ислам запрещает выступать под какими-либо государственными символами?».

Впрочем, есть и другие мнения. «Наш победил ихнего. Ну, Дагестан сейчас загуляет», — написал в Твиттер колумнист «СП» Эдуард Лимонов. Дагестан действительно загулял. Трансляция с улиц Махачкалы напоминала о кавказских свадьбах.

Читайте также

Многие не смогли простить Макгрегору вызывающее поведение накануне матча, включая оскорбления как в адрес своего российского визави, так и его отца.

Нурмагомедов в долгу не остался и перевел заочный спор с Макгрегором в политическую плоскость. «Этот парень (Макгрегор) рассказывает о том, как они (ирландцы) сражались с англичанами. Но его дед Кристофер Макгрегор служил в английском флоте и убивал ваших людей. А теперь вы его поддерживаете», — упрекнул он ирландских фанатов.

— С одной стороны, Макгрегор мне нравится. Именно, как настоящий такой ирландец, — говорит журналист Тимофей Ермаков. — Я всегда болею за него, когда он где-то дерется. И когда он с Мейвейзером дрался, я болел за него. Если бы он бился с представителем любой другой страны, например, с белорусом, я болел бы за ирландца. Но поскольку последний поединок был с представителем России, болеть за Макгрегора я не мог. Хабиб — он наш.

«СП»: — Некоторые здесь, в России, так не считают…

— Такое присутствует. Я это увидел в спортбаре, где смотрел бой. После победы Хабиба все радостно вышли улицу курить и вместе с нами вышли три «типа», все в рунах, сразу видно, что правые. И они в ответ на поздравление с победой нашего бойца бросили: «Вы болеете за … (ругательство — авт.)». И ушли.

Это символизирует глупость человеческую. Делить людей на белых и черных и из-за этого болеть против своей страны… Это хорошо продемонстрировали ребята из Москвы, которые поехали воевать в батальон «Азов». Я знаю некоторых таких. Лишь бы против Путина, против «путинской России». Они говорят, что убивают не русских, а «путиноидов».

«СП»: — Не кажется ли вам, что поведение Макгрегора до боя, например, оскорбления в адрес отца своего противника, выглядели, мягко говоря, неспортивно…

— Да, я согласен, что это было за гранью. Именно тогда я и понял, что Макгрегор проиграет. Он слишком много разговаривал. Тот, кто много говорит, как правило, не прав. Эмоциональность свидетельствует о том, что бойцовская конструкция Макгрегора негармоничная. И он пытался эту дисгармонию выправить через эмоции. А Хабиб просто все это поглощал, это его накачивало. Он забирал силу у Макгрегора и спокойно победил. Как настоящий воин.

А самое главное, что Хабиб перешел к эмоциональным вещам только тогда, когда победил. Победил и полез бить всех остальных из команды Макгрегора. Я не против такого подхода, поскольку и команда Макгрегора, и он сам наговорили такое, чего в Дагестане не прощают. Видимо, наши приняли между собой такое решение заранее.

Например, Макгрегор задел отца Нурмагомдова. А он к тому же его тренер, причем величайший. Хабиб хотя и сказал на пресс-конференции, что отец будет его ругать за драку после боя… Нет, папа его не будет ругать.

А вот президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов Нурмагомедова «нашим» не считает.

— Не знаю, справедливо ли о нем говорить как о салафите, ведь это требует соблюдения множества правил и принципов, но он точно видит себя сторонником интегристской версии своей религии, в рамках которой преимущественная лояльность возможна только по отношению к мировой исламской умме.

«СП»: — Там скорее Дагестан в приоритете…

— Кроме того, в случае Нурмагомедова мы видим лояльность, связанную с панкавказской идеологией, которая обладает обаянием для значительной части молодежи, особенно занимающейся спортивными единоборствами. Для которых утверждение «Кавказ — это Россия» основано на том, что Кавказ — это сила, призванная доминировать в России и отвергать то, что ей не нравится. По сути, переделывать Россию под себя.

В спортивной сфере это проявляется очень отчетливо, когда представители этой субкультуры освистывают российский гимн на мероприятиях и другими способами демонстрируют свою инаковость.

По мнению замруководителя Международного евразийского движения Валерия Коровина, причиной наблюдаемого раскола в российском обществе является неудачная внутренняя политика Кремля.

— Ключевым тут является вопрос идентичности. То есть ассоциации себя с той или иной социальной, этнической или религиозной группой. И этот вопрос вскрывает более глубокую проблему, с которой сталкивается нынешняя Россия, потому что мы в какой-то момент попали в некий концептуальный тупик непонимания того, кто мы. Это один из главных вопросов современности в принципе. Есть работы многих философов, в том числе западных, которые поднимают этот вопрос.

В связи с этим считаю деструктивной попытку в России создать некую унифицированную идентичность так называемых «россиян», с которой носятся либералы с момента распада Советского Союза. Эта концепция политической нации сама по себе является западной, либеральной. Против этого плавильного котла, в который пытаются загнать множество идентичностей, растворив их в единой биомассе, и восстают многие традиционные народы, этносы, культуры, языки, религиозные идентичности, из которых и соткана ткань нашей государственности, являющейся имперской.

Теперь мы сталкиваемся с нежеланием людей ассоциировать себя с неким абстрактным «россиянством», размытой политической идентичностью, которая объединена лишь флагом, гимном, паспортом и гражданством. Это ответная реакция на размывание органической естественной идентичности как таковой. И чем больше мы говорим о необходимости сплотиться под российским флагом, тем больше мы отталкиваем от этой выхолощенной упрощенной модели российской государственности традиционные составляющие, из которых она складывалась в течение тысячелетия.

Читайте также

К этому вопросу нельзя относиться механически. Иначе мы и дальше будем терять крупные фрагменты нашего государства, как это сейчас происходит на Украине, которая в более утрированной форме попыталась эту универсальную политическую идентичность сверху директивно жестко навязать, не считаясь с языковым, культурным и религиозным многообразием пространства, которое мы по привычке все еще считаем Украиной. Россия, в принципе, идет по тому же самому пути, но только медленно и неповоротливо. Пытаясь постепенностью сгладить очевидный финал.

Если взять русское большинство, то именно оно сегодня является пострадавшей стороной от растворения в «россиянстве». Русские, как самый крупный народ, в ней теряются, перестают существовать как органическая общность, становясь неким «цементом» для склеивания большой страны, состоящей из различных этнических и культурных фрагментов…

«СП»: — То есть все упирается в политику государства?

— В случае с Хабибом мы обнаруживаем целый комплекс системных проблем нынешней российской государственности, безразличие к религиозным, культурным, этническим формам, которые считаются чем-то преодоленным и неважным.

«СП»: — Какой же, по-вашему, выход?

— Выход есть, но к нему мы пока даже не подступались. Это возвращение России в ее традиционный формат — формат государства-империи. То есть стратегического единства многообразия, когда все формы идентичности гармонично сочетаются под сенью континентального единства, которое занимается лишь вопросами безопасности, сохранения целостности, оставляя различие форм на откуп народам и этносам, которые легализованы в империи и являются ее естественными органическими субъектами. Россия сохранялась такой столетиями.


Проблемы национальной политики: Юнус-Бек Евкуров: к протестам в Ингушетии призывают имамы

Новости Северного Кавказа: Песков прокомментировал протесты в Ингушетии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня