Довольно противоречивые новости приходят из Северной Кореи все последние дни. И касаются они судьбы национальной сборной по футболу. Доподлинно известно лишь то, что главный тренер сборной КНДР по футболу Ким Чон Хон исключен из рядов Трудовой партии Кореи (ТПК) Официальная формулировка: «за неудачное выступление команды на чемпионате мира в ЮАР».
В конце прошлой недели все футболисты национальной сборной за исключением двух, которые проживают в Японии, а также тренерская бригада были вызваны на встречу с представителями власти в Народный дворец учебы в центре Пхеньяна. И там в течение шести часов велся «разбор полетов». В итоге членам сборной был объявлен строгий выговор. Об этом передают северокорейские СМИ.
А вот западноевропейские газеты, журналы и телеканалы рисуют более мрачную картину случившегося. Английские, немецкие и американские журналисты прямо говорят и пишут, что северокорейских мастеров кожаного мяча заставят «трудом искупать свою вину перед социалистической родиной».
Называется даже само наказание — провинившихся отправят работать на шахты. А тем, кто зарекомендовал себя особенно плохо, грозит тюрьма. Например, голкиперу сборной КНДР, который пропустил семь голов в матче против сборной Португалии.
Нелишне напомнить, сборная КНДР впервые с 1966 года сумела пробиться в финальную часть чемпионата мира. Однако на южноафриканском мундиале выступила неудачно. Команда потерпела поражение во всех трех матчах (от бразильцев — 1:2, от португальцев — 0:7 и от команды Кот д’Ивуара — 0:3).
Исключенный из Трудовой партии главный тренер Чон Хон Ким заявил на своей последней пресс-конференции, что он хочет извиниться перед своим народом за бездарную игру своей сборной, но не думает, что футболисты будут наказаны. Те, кто знаком с эзоповым языком в странах с формой правления, подобной северокорейской, сразу же решили, что это было недвусмысленное и весьма смелое послание о том, что наказания возможны. И даже очень суровые.
Ситуацию корреспонденту «СП» прокомментировал Алексей Егоров — российский специалист, который раньше работал в южнокорейском чемпионате тренером-селекционером.
«СП»: — Что вы можете сказать о возможном наказании футболистов сборной КНДР?
— В Северной Корее за провал на чемпионате мира особенно церемониться не будут. Равно как и в Южной Корее. Но если в Южной Корее максимум, что «светит» игрокам, это денежный штраф и обструкция со стороны фанатов, то в Северной Корее могут вообще сгноить. И исключение тренера из партии — лишь первый шаг.
«СП»: — То есть, в тюрьму футболистов могут посадить?
— Вполне. Мне кажется, что, например, их голкипер, который пропустил 7 голов от Португалии, вполне может быть отправлен на перевоспитание. Как и другие особенно неудачливые.
«СП»: — А лагерь или на шахты отправить?
— Думаю. Что если игроков и решат наказать, то пропишут им именно такую «трудотерапию».
"СП": — Скажите, а в Северной Корее футболисты зарплату получают?
— Там платят очень маленькие деньги. По меркам современного футбола эти средства просто смешны. Но футболисты национальной сборной, во время подготовки к ответственным матчам, ни в чем не нуждаются. Их обеспечивают усиленным питанием, с ними даже работают психологи. Но и спрашивают с них за результат по полной программе.
«СП»: — А как обстоят дела с наказаниями футболистов в Южной Корее?
— Вы будете смеяться, но с этим здесь тоже очень строго. Нет, никто игроков в тюрьмы не сажает, но в Южной Корее практикуется несколько иное. Но, в большинстве случаев, в клубном футболе. Например, в некоторых клубах после поражения все футболисты, кроме легионеров выстраиваются в раздевалке в шеренгу. Потом туда заходит тренер и каждому местного футболиста бьет ботинком прямо в лоб. Вот такая форма внушения…
«СП»: — Что, и Гус Хиддинк, когда работал в Южной Корее, практиковал подобные методы?!
— Насколько я знаю, Гус о таком обычае даже не знал и тренировал своих подопечных с европейских позиций. Так что неудивительно, что его футболисты настолько любили…
Из досье «СП»
Годом славы северокорейской сборной стал 1966 год, когда КНДР участвовала в чемпионате мира по футболу в Англии и, к удивлению многих, вышла в четвертьфинал, хотя в команде играли непрофессионалы.
На групповом этапе КНДР сначала потерпела поражение от Советского Союза (0:3), затем сыграла вничью со сборной Чили (1:1) и, наконец, в последнем матче одержала сенсационную победу над итальянцами (1:0), которая у их соперников вошла в историю самых тяжёлых поражений «скуадры адзурры». В четвертьфинале корейцы встретились с командой Португалии и поразили болельщиков, собравшихся на стадионе в Ливерпуле, тремя голами, которые были забиты в ворота португальцев в течение первых 24 минут встречи. Матч, однако, закончился поражением сборной КНДР со счетом 3:5.
По данным прессы, свидетелей и участников событий, все члены команды, кроме футболиста Пак Ду Ика после этого поражения были сосланы в концлагеря, сам Пак отрицает эту информацию. В 2002 году британский режиссёр Даниэль Гордон создал документальный фильм «Игра их жизней», где рассказал о судьбах семи к тому времени остававшихся в живых членов той северокорейской сборной.
Выход северокорейцев в плей-офф чемпионата мира стал первым серьёзным успехом для азиатских сборных: до этого ни одна национальная команда крупнейшей части света не преодолевала групповой барьер мундиаля.