Путешествия

Как добраться до Крыма

Без дешевых авиабилетов туристического сезона-2014 не будет

  
22092

Первый вице-премьер правительства Крыма Рустам Темиргалиев заявил в прямом эфире Первого канала российского телевидения, что уже в ближайшие годы поток туристов на полуостров должен превысить рекордный уровень 1988 года — около 10 миллионов человек. По данным Темиргалиева, за весь прошлый год полуостров посетили немногим более 6 миллионов туристов, из них более двух с половиной миллионов — из России. Остальные — преимущественно из самой Украины, плюс что-то дала Польша.

Но откуда возьмется 4-миллионный прирост, а главное, как туристам из России, учитывая бардак, который творится сейчас на Украине, добраться до Крыма?

Одним из ресурсов активизации посещаемости является резкое расширение временных границ туристического сезона. В составе Украины Крым официально имел сезон продолжительностью всего около 2 месяцев в году — с 15 июня до 20 августа. Но на сегодняшний день достигнута договоренность с Москвой об установлении официальных границ сезона с 1 мая до октября — в зависимости от погоды. Таким образом, можно говорить приблизительно о пяти — пяти с половиной месяцах туристического сезона.

Между тем, известно, что по-настоящему теплым Черное море, как правило, становится с июня, а к середине сентября купальный сезон обычно заканчивается. Май и последний месяц сезона предполагается обеспечивать загрузкой за счет российских госслужащих, которые будут массово получать льготные путевки. По словам Темиргалиева, принципиальное решение по этому вопросу федеральные власти уже приняли. Размер скидки будет определяться стажем, занимаемой должностью и другими факторами, но, как правило, льготник будет оплачивать не более 50% от стоимости путевки.

Понятно, что в первый и последний месяцы сезона почти весь турпоток будет обслуживаться санаторно-курортными учреждениями. Однако пока львиную долю отдыхающих принимает частный сектор, предлагающий как номера в мини-гостиницах и квартиры внаем посуточно, так и сарайчики на приусадебных участках. Так что вопрос о привлечении в Крым дополнительно несколько миллионов отдыхающих на коммерческих условиях остается открытым. Хотя исчезновение необходимости пересекать государственную границу будет с удовольствием воспринято россиянами.

Второй вопрос касается тех транспортных проблем, которые сегодняшние власти Украины создают для граждан России. Нарушение международных норм в отношении летных экипажей российских авиакомпаний, а также массовый отказ во въезде авиапассажирам на территорию Украины уже привели к изменению авиационных маршрутов в обход территории «незалежной». Это незначительно удлинило время полета и привело к некоторому подорожанию стоимости полетов в Крым.

Раньше львиную долю пассажиров на территорию полуострова из России доставляла железная дорога. Но теперь этот путь фактически перекрыт. Как сообщал на днях корреспондент РБК, украинские пограничники выполняют негласное распоряжение не пропускать лиц среднего возраста, особенно мужчин. Массовые отказы во въезде на территорию Украины делаются без всякого объяснения причин.

Получается, что кроме достаточно дорогого, а потому не самого массового, авиатранспорта, сегодня действует лишь транспортный коридор через Керченский пролив. Морская паромная переправа «Крым — Кавказ» протяженностью всего 5 километров круглогодично перевозит автомобили, людей и грузовые поезда. Через переправу проходит автодорога E97 (М25 в России и М-17 в Крыму). В прошлом году переправу, по данным с ее официального сайта, пересекли 330 тысяч пассажиров, 42 тысяч автомашин и 7 тысяч тонн грузов. При этом и федеральные, и крымские чиновники сообщили о том, что железнодорожный и автомобильный мосты через Керченский пролив смогут вступить в реальную эксплуатацию не ранее, чем через два-три года. А что делать сейчас?

Пассажиропоток через переправу можно дополнительно увеличить за счет новых паромов, в том числе, рассчитанных на работу с пассажирскими поездами. Тем не менее и этот ресурс составит не более нескольких сотен тысяч человек в год дополнительно. Выходит, вся надежда на авиацию. Однако пока возможности авиасообщения ограничены.

Например, за две недели горячего сезона симферопольский аэропорт принимал в прошлом году до 50 тысяч пассажиров максимум. Итого, около 300 тысяч человек за три месяца летнего пика. Загрузка севастопольского аэропорта Бельбек и аэропорта города Керчь намного ниже. Получается, что суммарный поток аэропортов Севастополя и Крыма не превышает полмиллиона пассажиров в год. Таким образом, вместе с паромной переправой выходит не более полутора миллионов человек в год. То есть, и прошлогодние два с половиной миллиона россиян туда доставить в этом году не на чем?

— Нужно учесть, что реальная пропускная способность аэропорта Симферополя намного выше, чем он принимал в прошлом году реально. Так, на сайте аэропорта говорится, что он может принимать порядка 1000 человек в час. Получается, что при близкой к пиковой нагрузке за 4 месяца активного турсезона он может принять свыше 2,8 миллиона человек, — отмечает главный редактор портала avia.ru, эксперт комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров. — Главное, чтобы взлетно-посадочные полосы были в приличном состоянии, потому что современное аэропортовое здание можно отстроить менее чем за год, и тогда оно сможет принимать такой же поток, как сочинский аэропорт — до 7 миллионов человек в год. В Сочи, правда, другая беда — Олимпиада закончилась, и обеспечить нагрузку современной инфраструктуре попросту нечем. Нет там такого количества туристов.

Я полностью согласен с нашими чиновниками, которые говорили, что альтернативе самолетам сегодня в транспортном сообщении с полуостровом для большинства туристов нет. Вопрос — в ценах на билеты.

«СП»: — Как же сделать их дешевле?

— За счет организации чартерных рейсов. Но тут возникает другая проблема. В Хургаду и Анталию чартеры формируют туристические операторы, которые выкупают заранее бронь в крупных отелях. За счет этого и получается, что полететь в Анталию чартером на неделю с отдыхом в отеле стоит дешевле, чем просто слетать туда-обратно регулярным рейсом. И так касается любого направления пляжного отдыха. В Крыму сложность состоит в том, что там нет большого количества крупных отелей. А бронировать места в частных домах турфирмы пока не умеют. Поэтому организация массового туризма в Крым — это в первую очередь организационная проблема, которую могут решить во многом туристические операторы.

— Из посетивших Крым в прошлом году 6 миллионов туристов более половины были украинцы. Понятно, что в этом году их почти не будет. И не из-за какой-то блокады, а потому, что из-за экономического состояния Украины оттуда приходится сегодня ждать беженцев, а не туристов. Основная надежда Крыма — на туристов из России, — поясняет директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин. — Но откуда взяться там дополнительно миллионам наших отдыхающих? На глазах закрывается в качестве курорта Египет. И это приводит к заметному удорожанию отдыха на других зарубежных курортах, которые больше не боятся конкуренции с Шарм-эль-Шейхом. Происходит выдавливание нашего турпотока на новые пространства. И Крым может стать новым бюджетным направлением массового качественного отдыха.

Однако для этого надо решить ряд организационных проблем. Одна из них связана с тем, что туристический бизнес на полуострове в последнее время велся кустарными методами. Там нет туристической индустрии. Поэтому есть еще две-три недели на создание информационной базы, включающей едва ли не каждый дом, готовый принимать туристов. Сами мини-гостиницы не способны организовать эту работу, они не умеют продвигать свои услуги. Значит, это должны цивилизованно сделать сами региональные власти. Нужно организовать некие формы кооперативов. Тогда можно будет планово обеспечить загрузку на нынешний сезон. Без этого выстроить систему чартерных рейсов не получится. Только через месяц делать эту работу будет уже поздно. Ее надо делать бегом сейчас. Именно чартеры обеспечат дешевизну билетов.

Второй вопрос — как туда доставить несколько миллионов российских туристов дополнительно? Не секрет, что на полуострове немало по большей части законсервированных военных аэродромов. Они имеют колоссальную пропускную способность. Эти аэропорты будут национализированы властями Крыма и переданы в ведение российского министерства обороны. Именно эти аэродромы и могут стать базовыми для массовых чартерных рейсов, обеспечив колоссальную пропускную емкость.

Что касается автомобильного дикого туризма, то он может быть организован через Керченский пролив. Можно в 20 полос развернуть понтонные автомобильные мосты уже к этому сезону. На ночь понтоны можно складывать, чтобы обеспечить проход судов, а в дневные часы они будут многополосной автомобильной трассой.

Третий вопрос — а кто туда поедет? Молодые поедут сами, потому что в этом году это круто, это тренд сезона. Поедут люди с Востока Украины. Далее, сотрудники российского ФСБ не имеют право отдыхать за рубежом, им доступны только места отдыха в России и Белоруссии. Их можно туда направлять в организованном порядке, что резко снизит издержки и удешевит сам отдых. То же самое касается работников правоохранительных органов и системы жилищно-коммунального хозяйства, — разумеется, тех из них, кто не проштрафился. «Артек» использовался в прошлом году лишь наполовину, практически только на коммерческой основе там отдыхали украинские дети. В этом году их почти не будет. «Артек» включен в программу национализации, необходимо организовать там отдых наших детей по социальным программам.

Всю эту работу делать можно и обязательно нужно. Там уже находятся помощник президента Андрей Белоусов и министр Владимир Мединский. Поэтому есть основания ждать очень быстрых результатов.

Но даже если будет провален этот сезон, это не страшно. В перспективе там все будет хорошо. А в этом году можно будет выплатить пособия тому миллиону местных жителей, что живут доходами с туризма. Но, конечно, проще и дешевле организовать туда доставку туристов.

«СП»: — Как сообщил порталу «Интерфакс-Туризм» вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский, сегодня рассматривается субсидирование авиаперевозок в Крым. Насколько это сможет сбить цены?

— Правильно, наверно, все-таки вести речь не о субсидировании, а о том, чтобы сбить те странные цены, которые сегодня установили авиаперевозчики. Надо снизить их норму прибыли до общественно приемлемой. Это можно сделать, обратившись к лоукостерам. Например, Александр Евгеньевич Лебедев, возможно, не откажется заработать пару миллиардов с помощью созданного им первого в России лоукостера. Можно обратиться к иностранным лоукостерам. Да и «Аэрофлот» с «Трансаэро» или S7 могут стать на удивление сговорчивыми, если не обещать им перечисление денег из госбюджета в виде субсидий, а объяснить перспективы доминирования лоукостеров на крымском направлении. Резервы для снижения цен быстро изыщутся.

Но нужно поднимать и создавать инфраструктуру, как туристическую, так и на реанимируемых военных аэродромах. На это направление уже направлен Сергей Юрьевич Глазьев. Он обладает прекрасным системным мышлением, и потому сможет многие вопросы решить быстро и эффективно.

Двадцать три года в Крым не вкладывались деньги. Это и плохо, и хорошо, потому что сегодня там можно зарабатывать на каждом квадратном метре. Надо только не допустить наплыва туда рейдеров и спекулянтов. Если туда придет производительный бизнес, Крым может стать успешной бизнес-моделью для остальных регионов России. Единственное, что там следует сохранить из украинского наследия — это бухучет по европейским правилам, а не двойной, как у нас: для себя и отдельно для налоговой. Все, что я перечислил, можно сделать. Нет абсолютно ничего не реализуемого, но ничто не реализуется без усилий, само по себе.

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня