18+
четверг, 25 мая
Великая Война

Легендарную «Катюшу» на войне только на руках не носили

Путь от «полуторки» — до «студебекера»

  
1811

Малоизвестный факт: решение о серийном производстве «Катюш» в СССР было принято примерно за 12 часов до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Только тогда они еще не назывались «Катюшами», а именовались просто — установка БМ-13.

А буквально через 10 дней, 2 июля 1941 года, первая батарея из семи БМ-13, под командованием капитана А. И. Флерова двинулась на фронт, а еще через два дня обрушила первый свой залп на головы фашистов, занявших станцию Орша.

Командир одного из орудий, Валентин Овсов позже вспоминал:

— Земля дрогнула и осветилась. Огонь летит в цель…

А командующий Западным фронтом маршал А. И. Еременко сделал запись в личном дневнике: «Эффект единовременного разрыва 112 мин в течение считанных секунд превзошел все ожидания. Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов (в целях сохранения тайны никто не был предупрежден об испытаниях)».

После того залпа в генштабе фашистской Германии получили телеграмму:

«Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно.

Потери в людях значительные".

Первые «Катюши» мы уничтожили сами

После первых залпов гитлеровская авиация открыла охоту на батарею капитана Флерова, интенсивно бомбила предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной «Катюши» в наш тыл было заброшено несколько диверсионных групп и объявлено о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских. Враг добился своего — увы, в октябре 1941 года батарея Флерова оказалась во вражеском кольце близ смоленской деревни Богатыри.

Однако ракетчики сделали все, чтобы «Катюша» не попала в руки немцев. 6 октября был дан залп оставшимися снарядами, после чего машины просто взорвали. Командир батареи в тех боях погиб, но многим из личного состава удалось выйти из окружения.

Так была перевернута первая страница легендарной батареи «Катюш».

Полуторка не потянула

Вообще конструкция смертоносной БМ-13, как все гениальное, была до предела проста — она представляла собой лишь раму из восьми направляющих рельсов, сваренных между собой лонжеронами. Весь секрет заключался в реактивных минах, которые и стартовали с рамы — каждая по 42,5 кг весом. На тех, первых рамах их крепилось 16 штук. Крепить эту раму в принципе можно было на любом носителе, включая обычный колхозный трактор. И все же вопрос: на чем возить грозную «Катюшу»? — возник сразу же.

Поскольку накануне войны в СССР выпускали лишь единственную модель грузовика — знаменитую «полуторку» в разных модификациях — то особого выбора и не было. БМ-13 закрепили на раме полуторки. Причем поперек — по-другому не позволяли размеры грузовичка.

ЗИС (завод им. Сталина, сегодняшний ЗИЛ), выпускал полуторку с октября 1933 по май 1948-го с перерывом на 8 месяцев — с октября 1941 по июнь 1942-го. Пауза понадобилась, чтобы перебазировать производство из Москвы в Ульяновск, в тыл.

К сожалению ЗИС-5 оказался слабоват для тяжелой рамы со снарядами, хотя «полуторка» к тому времени уже могла перевозить три тонны груза. Мотор, мощностью всего в 73 л. с. (примерно, как у современных «Жигулей»), позволял развивать скорость едва ли в 60 км/час, да и то — по асфальту. При этом на каждые 100 км сгорало 33 литра бензина. Но самое скверное, что бороздить фронтовое бездорожье ЗИС-5 вообще не имел сил. К тому же поперечное расположение установки при залпе сильно раскачивало машину, отчего резко падала точность попадания.

Срочно пришлось конструировать более мощный и уже трехосный ЗИС-6.

Трехосный проходимец

Интересно, что «полуторок» до наших дней дожило довольно много, их найдешь едва ли не в каждом военном музее, да и в частных коллекциях они не редкость, а вот ЗИС-6 в рядах коллекционеров считается большой диковинкой. Один из немногих экземпляров поставлен на вечную стоянку в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Его поставили бок о бок с современной установкой «Град». Правда, в таком соседстве «Катюша» смотрится примерно как «Победа» рядом с «Волгой» ГАЗ-31…

Но это неважно, в музее очень интересно наблюдать за посетителями. Мне показалось, что именно к «Катюше» подходят практически все посетители самого крупного военного музея страны — дед-ветеран с внуком, отец с сыном, мать с дочкой, тинейджер с бутылкой колы в руках, стайка гостей столицы…

«Катюша» здесь — что-то вроде Вечного огня у Кремлевской стены. Взрослые с неизменной гордостью и многозначительностью поясняют своим отпрыскам:

— Вот, Димочка (Вовочка, Коленька, Анечка…), это «Катюша…

Далее повисает молчание. Взрослые не могут объяснить, а малыши понять, почему древнюю боевую машину назвали женским именем, чем она прославилась и в какой войне. Но тон, каким говорится фраза, заставляет их уважительно замереть. Но уже через секунду малыш тащит за руку родителя туда, где самолеты и ракеты.

Экипаж ЗИС-6 состоял из 5−7 человек, а с полным боекомплектом машина весила больше восьми тонн. В отличие от своего двухосного аналога ЗИС-6 имел усиленную раму и увеличенного заправочного объема радиатор и бензобак до 105 л. Автомобиль имел тормоза с вакуумным усилителем и компрессор для накачки шин. Благодаря двум задним ведущим мостам ЗИС-6 обладал значительно лучшей проходимостью и уже не так боялся размокших грунтовых дорог и снежных заносов, позволяя быстрее менять позиции. Но это было единственным его достоинством.

Максимальная скорость была даже ниже, чем у ЗИС-5 — лишь 55 км/ч по асфальту и 10 км/ч по бездорожью. Это неудивительно, поскольку двигатель остался прежний — в 73 л.с. По хорошим дорогам грузовик мог перевозить до 4 т груза, по плохим — 2,5, преодолевать подъем в 20° и брод глубиной до 0,65 м. Расход топлива по шоссе достигал 40 л на 100 км пути, по проселку — до 70.

ЗИС-6 сняли с конвейера в конце 1941-го. Его место в Красной Армии заняли трехосные грузовики импортного производства — в основном американского.

Настоящим папой «Катюш» стал американский «Студебекер»

За четыре года войны наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трехосных «Студебекерах». Как бы непатриотично это ни звучало, но именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили нужную фронту мобильность, а в словарь русского языка прочно вошло новое слово «студебекер», означающее — «военный грузовик». Многие не догадывались, что это была фамилия братьев-голландцев — Генри и Клема, основавших в середине Х1Х века производство конных повозок для нужд армии. Накануне Великой Отечественной компания входила в десятку крупнейших автопроизводителей США. Первые трехосные армейские машины этой марки, получившие индекс US-6, сошли с конвейера «Студебекера» в конце 1941 года. Тогда же и решено было отправлять их в армии союзников, в основном — в СССР.

К нам было завезено большинство из 197 тысяч выпущенных грузовиков. Причем поступали они к нам в разобранном виде. Отверточную сборку грузовиков и монтаж на них реактивных установок осуществляли на эвакуированном заводе ЗИС.

Американцы выпускали дюжину различных модификаций US-6 — с ведущим передним мостом и колесной формулой 6Х6, с обычным — 6Х4 и т. д. В Красной Армии предпочитали машины в варианте 6Х6. Их шестицилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность до 95 л.с., а максимальная скорость с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе. Полного бака хватало обычно на 300−400 км.

Во фронтовых условиях «Студебекеры» (или, как их еще называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами, на которые запросто можно было загрузить пять тонн грузов. Единственным недостатком американцев была повышенная требовательность движков к качеству топлива и смазки. Но и это проблему удавалось решать — часто за счет трофейных бензина и масла.

Так и провоевали до конца войны эта пара: наша «Катюша» на американских колесах.

История в картинках

Помимо «Студеров», начиная с 1942-го года, «Катюшу», как очень уважаемую «женщину» возили на любом подходящем транспорте. Помимо «Студебекеров», ее устанавливали на «Фордах» и вездеходах знаменитой фирмы Дженерал моторс. Реактивными пусковыми установками оснащались танки и даже обычные колхозные гусеничные трактора СТЗ-5. Но все же, эффективнее всего поработали ленд-лизовские американские грузовики.

На фото:

1. Начинала «Катюша» войну с нашим ЗИС-6…

2. … а закончила с американцем «Студебекером».

3. Командир 1-й отдельной батареи реактивной артиллерии Герой Российской Федерации капитан И.А.Флеров. Звание Героя командиру было присвоено летом 1995 года Указом президента Бориса Ельцина посмертно.

4. Президентский Указ о награждении И.А.Флерова званием Герой России.

5. В таком виде досталась немцам, уничтоженная командиром Флеровым первая наша «Катюша».

6. «Катюша» на шасси американского грузовика «Шевроле» фирмы Дженерал моторс.

7. «Катюша» на шасси российского танка Т-40.

8. «Катюша» на шасси колхозного трактора СТЗ-5.

9. «Катюша» на шасси Форда Мармон.

10. Залп батареи реактивных установок: море огня.

11. Сегодня «Катюша» на вечной стоянке в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Хорошо видна бронированная шторка, защищавшая ветровое стекло автомобиля от реактивной струи снарядов.

12. Экипаж машины боевой.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня