Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Подлодка снова в степях Украины

Океанские амбиции киевских флотоводцев усохли до «камышовых»

47328

На Украине очередной скандал. В прессу просочилась информация, что на столе у президента Петра Порошенко лежит документ о преобразовании военно-морских сил Украины (ВМСУ) во флотилию. В связи с этим предложено перевести оставшиеся в строю корабли и суда, а также командование ВМСУ из Одессы в Николаев с переподчинением моряков сухопутным генералам Южного оперативного командования. Как пишут украинские СМИ, Порошенко уже одобрил такую реформу. Осталось только подготовить директиву Генштаба Украины.

— Формальный повод для передислокации остатков флота в Николаев — возвращение в Одессу, в те дома, где пока размещены структуры ВМСУ, Южного оперативного командования сухопутных войск (бывший Одесский военный округ). Но что-то подсказывает, что неформальный повод — совсем другой. Уж очень лакомые для застройки гектары занимают сегодня объекты ВМС Украины в Одессе — центр города, берег моря, военные городки, — отмечает председатель наблюдательного совета «Майдана иностранных дел», журналист Андрей Клименко.

По его мнению, передислокация флота повлечет разрушение якобы недавно налаженных систем управления и специальной связи, вызовет полный хаос в вопросах размещения военного персонала и их семей. За этим последует массовое увольнение моряков в запас. В самом деле: сегодня, к примеру, тем, что по инерции называют «флотом Украины», командует вице-адмирал Сергей Гайдук. Еще недавно он был контр-адмиралом, но повышен в чине за то, что во время противостояния в Крыму не перебежал на российскую сторону. Что теперь с ним делать? Для флотилии «вице-адмирал» — это как-то слишком. Похоже, что ждет Гайдука пенсия. Как и многих его нынешних подчиненных.

По данным Клименко, сегодня в составе ВМС Украины без учета вспомогательных судов находятся всего семь боевых кораблей: фрегат «Гетман Сагайдачный», построенный в 1993-м, средний десантный корабль «Кировоград» (1970), корвет «Винница» (1976), ракетный катер «Прилуки» (1980), артиллерийский катер «Скадовск» (на воду спущен в 1990-м), рейдовый тральщик «Геническ» (1984), корабль управления «Донбасс» (1970). Все, «расчет окончен».

Надежды на пополнение практически никакой. Амбициозная программа строительства собственных украинских корветов проекта 58250 тихо испустила дух. Первый корабль с гордым названием «Владимир Великий» в мае 2011 года заложен в Николаеве. Должен был быть спущен на воду в 2015-м, а в 2016-м войти в состав ВМСУ. Но из-за прекращенного финансирования давно застыл на верфи в готовности 17%.

Была попытка построить в Киеве на заводе «Ленинская кузница» три собственных бронекатера «Гюрза-М». Не для моря или океана — хотя бы для охраны границы по Дунаю. Но и с этим не сложилось — работы прекращены из-за низкого, как объявлено, их качества.

Но если страна, претендующая на звание морской державы, за два десятилетия не в состоянии обзавестись даже бронекатерами — под силу ли ей хотя бы флотилия?

А почему все же главной базой будущей флотилии определен Николаев? После того, как Украина потеряла свои крымские военно-морские базы, единственный порт, котрый могли бы еще использовать ВМСУ — Одесса. Мариуполь не подходил по двум причинам. Во-первых, это Азовское, а не Черное море. А во-вторых совсем рядом с Мариуполем гремят пушки. И не ровен час — отберут у Украины и Мариуполь.

Однако появлению украинских кораблей в Одессе тоже обрадовались не все. Этот порт загружен под завязку, его используют еще и гражданские суда. Грузопоток очень велик. А это валюта в тощую казну. На счету каждый причал. До ВМСУ ли тут? Так и родилась, видимо, идея с превращением Николаева в новую главную базу украинских военных моряков.

Но вот незадача: Николаев построен далековато от морского побережья — стоит на полуострове между Южном Бугом и впадающей в него рекой Ингул. Вот по Ингулу и придется, очевидно, бездомной флотилии пробираться к новым причалам. А добираться вверх по течению порядком. Где-то тут, в речных камышах Ингула, и суждено, наверное, дописать последнюю страницу в летописи «великой океанской державы Украина».

Бывший командующий Черноморским флотом, а ныне советник начальника Генерального штаба ВС РФ адмирал Игорь Касатонов планы украинских флотоводцев «СП» прокомментировал так:

— Сегодня Украина, испытывающая громадные проблемы в экономике и охваченная гражданской войной, может поставить перед своим флотом лишь минимальный перечень задач. Поэтому, вероятно, командование ВМСУ оставшуюся горстку кораблей решило приблизить к трем предприятиям — «Судостроительный завод имени 61 коммунара», ООО «Океан» и Черноморский судостроительный завод. Несмотря на то, что их мощности сегодня — на нулевой отметке. Но хоть какая-то возможность для ремонта там есть. Хотя выходить в Черное море надо будет по сложному фарватеру — из Ингула, потом — мимо Очакова и Одессы.

Я вспоминаю 90-е годы, когда делили советский Черноморский флот. С самого начала мы были благожелательно настроены и понимали заинтересованность нового государства создать свои военно-морские силы. Но украинская сторона пыталась решить свои проблемы исключительно за счет России. Причем, воспринимала флот, главным образом, через призму материальных ценностей: как нажиться на доставшихся ей кораблях?

Я не хочу переходить на личности, но те люди, которые командовали военно-морскими силами Украины, были недостаточно компетентны в вопросах военного строительства. Поэтому «по Сеньке и шапка». Когда все делается со злобой и результаты соответствующие.

Наверное, возможное преобразование ВМС Украины во флотилию отвечает нынешней экономической и военно-политической ситуации в стране.

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня