Армии и войны

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

Малоизвестные факты о самом массовом реактивном самолете в мире

  
36719
Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

В ноябре 1958 года состоялся первый полет легендарного самолета МиГ-21. Во вьетнамской войне советские сверхзвуковые «МиГи» нагнали страху на американских пилотов «Фантомов», которые до появления наших безраздельно господствовали в небе маленькой страны.

Гроссмейстер пошел Е2 — Е4

После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами.

В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В 1955 году был явлен миру самолет Е-2, развивавший скорость до 1920 км/ч, через год в небо поднялся Е-4 с треугольным крылом. 22 ноября 1958 года состоялся первый полёт истребителя Е-6, который был принят на вооружение под индексом МиГ-21.

В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива.

Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками».

В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой.

В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.

В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.

Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16.

Превосходство в небе

Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф производства Китая) и несколькими советскими МиГ-15бис. Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой. И всё же перевес до поры до времени оставался за ними.

Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».

Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.

В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы — 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.

Основные модификации МиГ-21

Всего было создано около пятидесяти серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21. Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.

МиГ-21Ф — базовая модель с оптическим прицелом АСП-СДН, радиодальномером СРД-5 и двумя пушками HP-30.

МиГ-21Ф-13 — истребитель с управляемыми ракетами ТГС К-13. Усовершенствованы оптический прицел и радиодальномер. Самолет шел, в том числе и на экспорт.

МиГ-21ПФ — самолет из разряда всепогодных. По сравнению с прежними моделями истребитель имел лучшие разгонные характеристики.

МиГ-21ПФМ — серийный самолет с радиоприцелом РП-21 М, имел двухствольную пушку ПШ-23, две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» и систему обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ».

МиГ-21ФЛ — модификация с увеличенными топливными баками. Поставлялся преимущественно на экспорт.

МиГ-21С — истребитель с ракетным вооружением УР Р-ЗР, радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом ПКИ, автопилотом АП-155.

МиГ-21СМ — самолет обладал встроенной пушкой ГШ-23Л (боекомплект — 200 патронов), управляемыми ракетами с радиолокационным наведением К-13Р (Р-ЗР) и УР с ТГС К-13Т (Р-Зс).

МиГ-21МФ — еще один вариант истребителя МиГ-21 СМ. Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 (до 6 единиц). Самолет выпускался в Индии по лицензии.

МиГ-21бис — истребитель с улучшенными маневренными и разгонными характеристиками. По маневренности близок к западным истребителям четвертого поколения. На этой модели установили дополнительные топливные баки. Был вооружен шестью УР Р-55 и Р-60М с ТКС. Имел катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М.

МиГ-21И — продолжение модели МиГ-21бис. Истребитель оснащен импульсно-доплеровской РЛС «Копье», ракетами средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К 1, а также УР малой дальности Р-739и ракетами ближнего боя Р-60М.

МиГ-21Р — самолет-разведчик, оснащенный телевизионными средствами ведения воздушной разведки и автопилотами КАП-1, КАП-2 и АП-155.

Тактико-технические данные самолета МиГ-21

Длина — 14,10 м

Размах крыла — 7,15 м.

Высота — 4,80 м.

Максимальная скорость — 2175 км/ч:

Экипаж: 1 человек

Нормальная взлётная масса — 7100 кг

Силовая установка: 1 x Туманский Р11Ф-300

Вооружение: 1×30 мм НР-30 пушка, 2×500 кг бомб, 2x УР K-13.

Снимок в октрытие статьи: истребитель МиГ-21/ Сергей Преображенский /ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня